Впечатления ведущего. Общий план сцен, то есть те сцены, из которых протагонистка могла выбрать зацепившие ее, был таков:
1. Обстановка - родители, язычники, варяги - христиане и пр.
2. Сцена с Игорем в лодочке (<20 лет).
3. Выходит замуж (ок. 20)
4. Потеря Игоря (около 62)
5. Первое посольство древлян - а яму
6. Второе посольство - в баню
7. Резня в столице древлян
8. Осада и взятие Коростеня
9. Крещение в Константинополе (72 года)
10. Жизнь среди язычников
11. Осада Киева печенегами
12. На смертном одре - предрекает смерть и посмертные муки сына Святослава
На закуску была задумана сцена обращения протагонистки к мощам святой Ольги. Оконце в помещение, где хранились мощи, открывалось только при приближении верующего.
Протагонистка выбрала сцены в лодочке, крещение и предречение смерти сына. Поставить успели только первую сцену.
Сцена получилась такая: привлекательный молодой князжич превращается в насильника. Ольга готова перевернуть лодку и утопить его, но предпочитает увещевание.
До драмы эта сцена не казалась мне не то что ключевой, но и сколько-нибудь важной. Восхищение Дмитрия Ростовского мудростью юной девушки казались мне наивными, сама ситуация - неправдоподобной. В результате лишний раз убедился в том, что святые отцы не глупее меня были Получившееся действие дало мне если не исчерпывающую, то достаточно полную картину внутренних сил, которые двигали Ольгой как в этой ситуации, так и в дальнейшем, при жестоком мщении древлянам и при обращении к христианству.
Осознал техническую трудность - не знаю, как сделать разницу между символической и тренинговой работой выпуклой, ясной для группы и особенно для протагониста. В символической работе был важен именно отказ от агрессивного и избегающего поведения, было важно превратить общение с Игорем в убедительную проповедь. В реальной ситуации угрозы насилия такое поведение было бы опасным.
Работа получилась, на мой взгляд, целостной, но тема кн. Ольги не раскрыта . Особенно жалко, что не хватило времени на задуманное завершение.