Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Воскресенье, 19.11.2017, 07:37
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Агиодрама "Блаженная Ксения Петербургская" - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Мифодрама » Цикл "Жития святых" (агиодрама) » Агиодрама "Блаженная Ксения Петербургская"
Агиодрама "Блаженная Ксения Петербургская"
LogosДата: Среда, 14.04.2010, 14:07 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Состоится 20.04.2010. Материалы тут
 
LogosДата: Среда, 21.04.2010, 19:14 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Впечатления ведущего

Агиодрама обнаружила системную для цикла задачу: как совместить психодраматические, психологические роли с трансцендентными, клиентский заказ – с работой с житием. Опять-таки, не очень понятно, что такое юродивость как лик святости.
Попробую разобраться на примере все той же Ксении хотя бы теоретически.

Отобранные мною эпизоды из жизнеописания:

1. В 26 лет теряет мужа, певчего придворного хора Андрея Федоровича Петрова. Принимает имя мужа, на кладбище переодевается в его одежду и просит звать ее Андреем Федоровичем. Как Андрей – скорбит об умершей «Ксюшеньке».
2. Раздает имущество, отдает свой дом Параскеве Антоновой. Психиатрическое обследование. БОМЖ.
3. Тайная помощь строителям церкви на Смоленском кладбище.
4. «Зеленое и красное» - одежда
5. Ночные молитвы в поле
6. Просьбы как знак невзгоды, подарки – как знак радости.
7. Эпизод с мальчишками.
8. Дар прозорливицы – эпизод с купчихой Крапивиной.
9. Эпизод с погибшей матерью и усыновленным Параскевой ребенком.
10. Эпизод с замужеством девицы Голубевой: «Твой муж жену хоронит».
11. Эпизод с пятаком и пожаром: «Возьми пятак, тут царь на коне: потухнет».
12. Посмертные явления.

С протагонистом договорились, что будем ставить эпизоды 1, 7 и 5 – именно в такой последовательности. По идее, получалась последовательность: травма (потеря мужа) – юродство (как механизм совладания с болью с одной стороны, как провокационное поведение – с другой) – тайное благочестие. Такая последовательность вполне объясняла бы юродство как вид святости.
На деле получилось, что тема потери и совладания с ней затмила тему спасения. Как заметила группа – никакого Бога тут не было, ночные молитвы были обращены вниз, под землю. Образовалось вполне структурированное безумие – попытка прожить жизнь умершего мужа, доделать то, что он не доделал, но безумие это было совершенно не Христа ради.
Что можно было бы сделать? Во-первых, задать христианскую жизнь Ксении до смерти мужа – например, поставить сцену похода на исповедь и к причастию. Этот прием так или иначе задал бы христианский контекст происходящего (его вообще стоит ввести в арсенал агиодраматических техник). Во-вторых, надо было сделать акцент на внутренних ролях (в состоявшейся драме их отчасти заменили роли штанов и пиджака мундира, но вторая роль была задана не четко). Можно надеяться, что это привело бы к более четкому внутреннему решению, обусловившему внешнее юродство.
В целом, ни тема Ксении, ни тема юродства не раскрыты – будем искать.

Высказывания в ключе "На самом деле история Ксении - это... " приветствуются

 
kryshenkoДата: Пятница, 23.04.2010, 23:28 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Друзья
Сообщений: 8
Статус: Offline
Я все-таки считаю, что часа очень мало для такой исследовательской работы. Допустить, что она была воинствующим истероидом с элементами шизоидного типа можно, как и то, что ее "работа горя" изначально происходила нетрадиционным способом (направленность молитв к умершему без отпущения грехов мужу) и "мальчишки" вывели ее из вовлеченности в этот процесс именно тогда, когда возник риск так и остаться "в горе" в силу акцентуации личности, а следующую сцену "молитв в поле" мы просто не успели сделать, хотя подошли к дереву и к любви к людям. Кстати, в данном случае сцену исповеди можно было бы вставить после сцены с мальчишками.
Тем не менее работа важная была для меня, спасибо :). Мне стало понятно как отличать у себя состояние, когда надо "не думать" по божественному потоку что ли (вспоминая Леонида Устьнедумского) и когда происходит "застревание" на личном и думать как раз очень надо.
 
LogosДата: Пятница, 23.04.2010, 23:51 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Quote (kryshenko)
Допустить, что она была воинствующим истероидом с элементами шизоидного типа можно, как и то, что ее "работа горя" изначально происходила нетрадиционным способом (направленность молитв к умершему без отпущения грехов мужу) и "мальчишки" вывели ее из вовлеченности в этот процесс именно тогда, когда возник риск так и остаться "в горе" в силу акцентуации личности, а следующую сцену "молитв в поле" мы просто не успели сделать, хотя подошли к дереву и к любви к людям.

В настоящий момент мне думается, что ни тип личности, ни диссоциация не являются определяющими. В юродивости главное - своеобразный, ни на что не похожий парадоксальный, провокационно-смренный тип взаимоотношений с людьми. От него и надо было плясать. Травма тут второстепенна. Раздача имущества, например, в структуру бреда (вызванного отказом принять смерть Андрея) никак не укладывается.
О юродивости тут хорошо:

"Совершенно схематически укажем на следующие моменты, соединяющиеся в этом парадоксальном подвиге.
1. Аскетическое попрание тщеславия, всегда опасного для монашеской аскезы. В этом смысле юродство есть притворное безумие или безнравственность с целью поношения от людей.
2. Выявление противоречия между глубокой христианской правдой и поверхностным здравым смыслом и моральным законом с целью посмеяния миру (I Коринфянам, I-IV).
3. Служение миру в своеобразной проповеди, которая совершается не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности, нередко облеченной пророчеством".

Вторая характеристика лучше поддается психодраматическому методу, с нее имеет смысл начинать.

Quote (kryshenko)
хотя подошли к дереву и к любви к людям

Если дерево - крест (а так мне и виделось непосредственно в ходе действа), то нащупали кое-что. Юродивость - это подражание Христу, несущему крест на Голгофу.
 
LogosДата: Воскресенье, 25.04.2010, 18:10 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline

У Ольги проблемы с форумом, публикую ее письмо:

Мне не давало покоя, что Андрей умер без покаяния и почему Ксения взяла его имя. Почему-то захотелось узнать про св. Андрея, имя которого приняла Ксения и я нашла житие, оказалось, он тоже был юродивым. Там есть сцена, когда хоронят сановника, ему почет и уважение, а Андрей видит, что этот человек убийца, насильник и вор, и вокруг пляшут радующиеся бесы, которые его сейчас в ад утащат. Мне очень захотелось, пока я читала, чтобы Андрей его отмолил, но этого не произошло… Сначала это было мучительно, а потом вдруг все в моей драме встало на свои места. Я поняла, что Ксении в те три дня, что прошли между смертью и похоронами мужа, открылись какие-то страшные его грехи, такие, что просто отмолить их было нельзя, и она приняла юродство, чтобы его спасти. Как мне стало легко!

Вот, видимо, место, которое имеет в виду пр-т:



Однажды, ходя по городу, святой Андрей увидал, что навстречу ему несут покойника. Умерший был очень богатый человек, и за гробом его шло великое множество народа со свечами и кадильницами. Церковнослужители пели обычные погребальные песнопения, а родные и близкие покойника плакали и рыдали. Видя своими прозорливыми очами, что делалось с тем мертвецом, святой остановился и стал смотреть. И вот, впав на долгое время в совершенное бесчувствие, он увидел духовными очами множество эфиопов, шедших за гробом и громко кричавших:

— Горе ему, горе ему!

Одни из них держали в руках мешки, из которых рассыпали пепел на людей, окружавших мертвеца. Другие же бесы плясали и бесстыдно смеялись, как бесстыдные блудницы, третьи лаяли, как собаки, и иные еще хрюкали, как свиньи. Мертвец был для них предметом радости и веселья. Некоторые из бесов, окружая мертвеца, кропили его смрадною водою, иные летали по воздуху около одра, на котором лежал мертвец. От трупа же умершего грешника исходил удушливый смрад. Идя следом за мертвым, бесы рукоплескали и производили ужасный топот ногами, ругаясь над поющими и говоря:

— Пусть Бог не даст никому из вас видеть свет, жалкие христиане, ибо вы воспеваете над псом: “со святыми упокой душу eго“, и при этом вы называете его, причастного всяческому злу, рабом Божиим.

Взглянув вторично, Андрей увидел, что один из бесовских князей, с пламенным взором, шел ко гробу того отверженного со смолою и серой, чтобы сжечь его тело. Когда же совершился обряд погребения, святой Андрей увидал ангела, шедшего в образе прекрасного юноши и плакавшего горькими слезами. Проходя мимо, ангел приблизился к святому Андрею. Последний, подумав, что сей юноша – один из близких умершего и потому так плачет, подошел к нему и сказал:

— Прошу тебя именем Бога небеси и земли: скажи, что за причина твоего плача. Ибо я никогда и никого не видел столь горько плачущим об умершем, как ты.

Ангел отвечал:

— Вот почему я проливаю слезы: я был приставлен для охранения к покойному, коего ты видел, когда его несли в могилу. Но его взял к себе дьявол. Это и есть причина моего плача и печали.

На сие святой сказал ему:

— Я теперь понял, кто ты; молю тебя, святой ангел, расскажи мне, что за грехи были у покойного, из-за коих захватил его в свои руки дьявол?

— Андрей, избранник Божий! – отвечал ангел.– Так как ты желаешь узнать о сем, то я расскажу тебе, ничего не скрывая. Я вижу красоту святой души твоей, светящуюся наподобие чистого золота; увидев тебя, я несколько утешился в моей скорби. Сей человек был в великом почете у царя. Но он был страшный грешник и вел преступную жизнь. Он был и блудником, и прелюбодеем, зараженным содомским грехом, льстецом, немилосердным, сребролюбцем, лжецом и человеконенавистником, злопамятным, мздоимцем и клятвопреступником. Свою бедную челядь он морил голодом, побоями и наготою, оставляя ее в зимнее время без обуви и одежды. Многих рабов он даже убил и закопал их под полом конюшен. Одержимый ненавистною Богу похотию, он осквернил до трехсот душ мерзкими и отвратительными грехами блудодеяния. Но и для него пришло время жатвы и застала его смерть непокаявшимся и имеющим несказанные грехи. Душу его взяли бесы, а отвратительное тело его – ты и сам видел – злые духи провожали с поруганием. Вот почему, святая душа, скорблю я; одержимый глубокою скорбию, я плачу, потому что охраняемый мною ныне стал посмешищем демонов.

На сии слова ангела Божия святой сказал:

— Умоляю тебя, друг, прекрати сей плач: умерший поступал дурно, посему скончался без покаяния; пусть же он насыщается плодами дел своих. Ты же, пламеннообразный, исполненный всяческих добродетелей, слуга Вседержителя Господа Саваофа, отныне вовеки будешь под благодатию Бога Твоего.

После сих слов ангел невидимо удалился от Андрея. Мимопроходящие по своему недостоинству не могли видеть ангела и, думая, что святой разговаривает сам с собою, говорили друг другу:

— Посмотрите на сего юродивого, как он потешается и бессмысленно разговаривает со стеной.

При этом они толкали его и отгоняли, говоря:

— Что тебе нужно, юродивый? Недостойный беседовать с людьми, ты разговариваешь со стеной?!

Святой молча отошел и, уединившись в тайном месте, горько плакал о погибели несчастного, которого он видел несомым к могиле.



Так что протагонистка была права, акцентируя мое внимание на том, что муж умер без покаяния. Что он что-то хотел от нее, было видно из первой сцены, но не было понятно, что он хочет, чтобы она спасла его. Вместо этого мы сосредоточились на ее переживании горя, как если бы его переживал неправославный. Вопрос был не "как мне принять смерть мужа?", а "что я могу сделать, чтобы он спасся?". И выбран путь сознательного юродства, а не монашества, например.
 
LogosДата: Понедельник, 26.04.2010, 15:39 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Это уже не догадка. Невнимательно читали мы житие:

Посему, дабы спасти своего мужа, Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства и более того, от себя самой, она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла под его именем весь свой жизненный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительного подвига любви к ближнему.

Черным по белому
 
kryshenkoДата: Понедельник, 26.04.2010, 23:13 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Друзья
Сообщений: 8
Статус: Offline
То есть получается, что брак ее изначально был "неверный", однако он все-таки был.
И ее отношение к мужу было не идеализацией вовсе, а попыткой увидеть в нем, таком как он был, ту же искру Божью (вспоминаю Ольгу и Игоря в лодке), не обесценивая сам факт христианского союза и не помышляя о разводе.

Добавлено (26.04.2010, 23:13)
---------------------------------------------
Это я к теме, что Ксения Блаженная предупреждает от неверных браков.

Сообщение отредактировал kryshenko - Понедельник, 26.04.2010, 23:16
 
LogosДата: Понедельник, 26.04.2010, 23:18 | Сообщение # 8
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Quote (kryshenko)
То есть получается, что брак ее изначально был "неверный", однако он все-таки был.
И ее отношение к мужу было не идеализацией вовсе, а попыткой увидеть в нем, таком как он был, ту же искру Божью (вспоминаю Ольгу и Игоря в лодке), не обесценивая сам факт христианского союза и не помышляя о разводе.

ПРо ее брак с мужем до того мы ничего не знаем. Может, она его идеализировала, а после смерти и перед похоронами ей как-то открылась его грешность. Это уже вопрос к фантазии протагониста - почему для отмаливания ЕГО грехов она избрала самый трудный из всех путей - юродство. А не монашество, например.

 
LogosДата: Понедельник, 26.04.2010, 23:19 | Сообщение # 9
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Quote (kryshenko)
То есть получается, что брак ее изначально был "неверный",

Что значит "неверный брак"?

 
Форум » Мифодрама » Цикл "Жития святых" (агиодрама) » Агиодрама "Блаженная Ксения Петербургская"
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright Леонид Огороднов © 2017