Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Вторник, 22.08.2017, 10:20
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Агиодраматические виньетки по патерику "Луг духовный" - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Мифодрама » Цикл "Жития святых" (агиодрама) » Агиодраматические виньетки по патерику "Луг духовный"
Агиодраматические виньетки по патерику "Луг духовный"
LogosДата: Среда, 21.07.2010, 13:59 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
состоялись 20.07.2010. Полный текст сочинения блаж. Иоанна Мосха можно почитать тут, текст глав, на основе которых мы ставили виньетки - тут. Свои впечатления участники могут оставлять здесь, не дожидаясь моих.
 
mistwalkerДата: Среда, 21.07.2010, 21:11 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 10
Статус: Offline
Всем доброго времени суток!

Впечатления от вчерашней встречи так и клубятся, хочется выпустить их наружу…
Сначала пару слов о том, с чем я пришла, и чего мне хотелось. Для меня сейчас очень актуален вопрос о том, как сохранять заинтересованность в жизни при отсутствии страстей. Страсти, с одной стороны, явление негативное, потому что они заводят в разные жизненные тупики, подталкивают к совершению ошибок, к непониманию. Сильная привязанность к чему-либо, сильное стремление могут создавать ложные смыслы, которые ведут куда-то в сторону от «праведности». С другой стороны, отсутствие страсти похоже на отсутствие мотивации, отсутствие вообще всякого желания. И где проходит грань между просто желанием и страстью – непонятно. По моему опыту получается, что при избавлении от какой-либо сильной «прицепленности» к чему-либо, например, к обиде, я действительно становлюсь более свободной в том, что я делаю. Однако, когда исчезает ранее известный способ действия и знакомая цель, я оказываюсь в пустоте, которая меня пугает.
На прошлой агиодраме я играла существо, которое переживает жизнь без «прицепленности» к чему-либо и чувствует себя при этом прекрасно (я была ангелом). Но этого опыта хватило где-то на три дня, потом я снова погрузилась в ощущение пустоты.
В каком-то вот таком настроении я пришла, и вопрос, который мне хотелось разрешить – понять, что представляет из себя это ощущение пустоты и незаинтересованности, и как оно соотносится с понятием смерти и смертной жизни.

Мы сыграли пять сценок по разным притчам (цифры – это их номера в тексте Мосха).
Жизнь Георгия каппадокийского (92), раскрывающую тему «испытание».
Рассказ аввы Иоанна об авве Каллинике (137) по теме «прозрение».
Рассказ о ювелире (203) по теме «жизнь».
Рассказ об авве Николае (16) по теме «странничество».
Мосх, тирский купец (186) по теме «целомудрие».

Для меня наиболее значимой оказалась история аввы Николая. Этот святой пошел через пустыню в другое селение, не взяв с собой достаточного количества воды. Когда вода закончилась, он и его спутники стали сильно страдать от жажды и приготовились погибнуть. Однако Николай вдруг увидел двоих у источника, который был так полон воды, что она даже переливалась через край. Он стал просить у них воды, один из водочерпиев не хотел давать, говоря, что Николай ленив и нерадив о себе, но другой уговорил его, чтобы они дали Николаю воды хотя бы из гостеприимства. И таким образом и сам Николай и его спутники были спасены и благополучно добрались до селения через пустыню.

Меня поразило, что в постановке Николай потерял к воде всякий интерес, несмотря на угрозу жизни. Он даже не хотел просить ее у водочерпиев. Ситуация настолько напомнила мне мое отсутствие заинтересованности в жизненных событиях, что, когда я в качестве дубля играла эту сцену, это переживалось как нечто очень волнующее. При некоторой провокации извне было совсем несложно пойти и попросить воды, и было очень приятно получить то, о чем я попросила. В этом для меня было даже что-то детско-родительское. Но ценность самой этой воды осталась для меня нераскрытой, сцена была больше похожа именно на ответ на провокацию или на попытку отделаться от чужих ожиданий.

Потом, после действа, я попыталась понять эту притчу иносказательно. Николай взял с собой «материальную» воду. Не исключено, что эта часть пути, до остановки в пустыне, это жизнь Эго, смертная жизнь, которая держится на заботах о материальном и ими подпитывается. В какой-то момент эта материальная вода перестает утолять жажду. Николай не хочет пить, хотя испытывает жажду. Возможно, речь идет уже о другой жажде. Вода у Юнга, например, символизирует божественность, какую-то внутреннюю сердцевину, от которой происходят высшие проявления жизни. И способ, которым Николай получает воду, уже несомненно принадлежит не к земным сферам. Я поняла получившуюся сцену так: в какой-то момент человек уже не может насыщаться / утолять жажду материальными благами, и, чтобы вечная жизнь могла прийти на смену смертной, он должен проявить свое стремление к этой высшей форме существования. Когда человек осознает эту свою новую потребность, молитва о «живой воде» становится моментом трансформации. Я подумала, что Николай, возможно, обратился не тогда, когда стал аввой, а тогда, когда пожелал принять живую воду во спасение.

Вот такой своеобразный ответ я получила на вопрос, с которым пришла. Кажется, "высшее я" таким образом хотело подчеркнуть, что для меня просто почаще сидеть в медитации сейчас намного важнее, чем заниматься материальными делами. biggrin

Спасибо всем участникам!


Трансцендентность - это когда вещи кажутся не какими-то, а никакими.
 
LogosДата: Пятница, 23.07.2010, 01:08 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Впечатления ведущего
Постановка нескольких виньеток, основанных на патериках как форма агиодраматической работы напрашивалась давно, я рад, что идея осуществилась. Патерики - это такие короткие рассказы о святых отцах, в основном о монахах. Для постановки был выбран "Луг Духовный" или Синайский патерик. Он написан монахом Иоаном Мосхом (6-7 век) и его спутником Софронием (ставшего впоследствии Патриархом Иерусалимской Церкви) и представляет собой сборник историй, собранных ими во время путешествия по монастырям Ближнего Востока.
Технически постановка была осуществлена так: каждый из участников выбрал из тематического указателя интересующую его тему, затем мы случайным образом выбрали главу из патерика, которую и разыграли на психодраматической сцене. Всего успели сделать 5 виньеток.
Тему "Испытание" проиллюстрировала история о Георгии каппадокийском (гл. 92). Роли: Георгий, настоятель (он же рассказчик), огонь в печи, братья-провокаторы. Инок, подстрекаемый шаловливой братией, входит в огонь, чтобы протереть печку, и выходит из нее невредимым. Лично мне не хватало фигуры Благодати - без нее подразумевалось, что Георгий проходит сквозь огонь либо в силу твердости собственного намерения, либо благодаря непосредственному договору с огнем. В целом, история получилась вполне сказочная, но не христианская.
Следующей была виньетка по гл.137 ("Рассказ аввы Иоанна об авве Каллинике"), иллюстрирующая тему "Прозорливость". Молодой еще инок в сопровождении собрата отправляется к старцу за благословением и назиданием. Оказывается, что старец было откровение о юноше. Общение инока со старцем временами становилось настолько личным, что участник, игравший роль инока, сопровождающего брата, время от времени порывался выйти из сцены. Смысл постановки как психодраматического действия оказался не в прозорливости старца, а в назидании.
Третья виньетка, по главе 203 ("Рассказ о ювелире"), по своему психодраматическому содержанию в большей степени соответствовала теме ("Жизнь"), чем остальные виньетки. В процессе постановки я решил, что спонтанная социодрама больше подходит для этой истории, чем строго протагонистская работа.
Четвертая работа ("Рассказ аввы Николая о себе самом и о своих спутниках", гл.16) была, с моей точки зрения, наоборот, наиболее психотерапевтична (ориентирована на поиск решения) из всех.
В завершающей работе я участвовал в качестве протагониста ("Мосх, тирский купец", гл. 186). Очередной раз убедился, что текст, как он выглядит по прочтении и как он чувствуется изнутри - это совершенно разные вещи.
В общем, короткие формы в агиодраме интересны сами по себе, и их можно использовать как разогрев к протагонистской работе с житиями.
 
LogosДата: Пятница, 23.07.2010, 01:20 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Quote (mistwalker)
Кажется, "высшее я" таким образом хотело подчеркнуть, что для меня просто почаще сидеть в медитации сейчас намного важнее, чем заниматься материальными делами. biggrin

Гм, там, вроде, выше речь о молитве шла? Или медитация devil заменяет молитву angel ?
 
mistwalkerДата: Пятница, 23.07.2010, 11:06 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 10
Статус: Offline
Чем больше смотрю агиодрам, тем более отчетлива мысль, что Бог находится внутри и только внутри, и поэтому все, что направляет взгляд внутрь, особенно в критические моменты жизни - "хорошо". Медитация, молитва, или танец шамана, или работа с образом негативной эмоции - в любом случае это трансовые состояния, которые работают по одному принципу, так я понимаю. Смысл их различать есть только у тех, кто принадлежит к определенной конфессии, где метод обращения к Богу определяет правильность вероисповедания. А я не приняла для себя никакой конфессии. И не отрицаю ни одну из них, пока они способствуют самопознанию. biggrin

Трансцендентность - это когда вещи кажутся не какими-то, а никакими.
 
LogosДата: Пятница, 23.07.2010, 11:30 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Quote (mistwalker)
Чем больше смотрю агиодрам, тем более отчетлива мысль, что Бог находится внутри и только внутри, и поэтому все, что направляет взгляд внутрь, особенно в критические моменты жизни - "хорошо"

Видимо, тут стоит определиться с терминами. Если под Богом в соответствии с монотеистическими традициями понимать Творца мироздания, то как-то сложно поместить его "внутрь себя и только туда".
Quote (mistwalker)
Медитация, молитва, или танец шамана, или работа с образом негативной эмоции - в любом случае это трансовые состояния

Забыла еще алкогольное и наркотическое опьянение, белую горячку, пресенильный бред и проч. - это все тоже измененные состояния. Следуя этой логике, можно сказать, что чайная ложка, океанский лайнер и метеорит - это все предметы из железа.
Впрочем, это обычный искус психолога. Читает психолог в Библии "и пришел Павел в исступление" (или чего далеко ходить - "Возлежа, я пришел в восторженное состояние и — вижу водоем, наполненный водою, и воду, изливающуюся чрез все края его, и кто-то двое стоят над краем водоема и черпают воду деревянным ковшем"). Так вот, психолог думает, что если правильно восстановить "исступление" Павла или "восторженное состояние" аввы Николая, то тут нам и будет Благодать. Не будет. Можно в точности воссоздать состояние, перегреться на жаре и сглючить ангелов, но Бога там не будет. Потому что происшедшее с Павлом и с Николаем - это Благодать, данное из-вне благо. Именно поэтому я в агиодраме и не ставлю ни Бога, ни Благодать Его, чтобы в обмене ролями не подменять Бога глюком о нем.
 
mistwalkerДата: Пятница, 23.07.2010, 12:44 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 10
Статус: Offline
Если тот гипотетический психолог, о котором ты говоришь, хочет поставить научный эксперимент и получить в результате Благодать или просветление - то это точно не я. biggrin У меня совершенно другие цели и средства при занятии духовными практиками. Мне доказательства не нужны, я не ищу абстрактного знания. Я ищу некое состояние лично для себя.

Если ты обратил внимание, я не пытаюсь понять христианского Бога через участие в агиодраме, и не пытаюсь достичь Благодати в рамках этой конфессии. Все мои смыслы и переживания - сугубо личные, соотносящиеся с моей картиной мира, в которой Бога как отдельной личности нету вообще. Для меня Бог - это та я, которая находится по ту сторону Эго. Для того состояния у меня нету никакого другого слова, которое подходило бы больше, вот и все. Я как сама жизнь, я как поток, я как процесс ради процесса, я, лишенная страданий и полная любви - это Бог. Прошу отнестись к моему представлению о Боге с уважением.

И попрошу не наезжать на мою логику. Я привела в пример только трансовые состояния - ты расширил поле до измененных состояний сознания и впихнул в линейку то, что само по себе (то есть в отдельности, так как шаманы применяют наркотики как ОДНУ из составляющих своей методы) НЕ используется в религиозной практике как способ постижения Бога, и к тому же объективно вредит здоровью (и уж какая тут Благодать) либо говорит о нездоровье. Что, тебя задело, что я объединила молитву с медитацией? Извини, задеть я не хотела, я просто объясняла, как я для себя классифицирую эти методы.


Трансцендентность - это когда вещи кажутся не какими-то, а никакими.
 
LogosДата: Пятница, 23.07.2010, 12:54 | Сообщение # 8
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Quote (mistwalker)
Я как сама жизнь, я как поток, я как процесс ради процесса, я, лишенная страданий и полная любви - это Бог. Прошу отнестись к моему представлению о Боге с уважением.

Ну, поскольку слово "Бог" с большой буквы уже "застолблено" Библией, может, сойдемся на Самости для обозначения того, о чем ты пишешь? biggrin Юнгианская Самость тут как раз подходит - она вполне себе внутри, имманентно присуща человеку, на вездесущность не претендует, предполагает целостность сознательных и бессознательных мотивов.
 
mistwalkerДата: Пятница, 23.07.2010, 13:41 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 10
Статус: Offline
Неа. Я верю не в Самость (я про нее знаю), я верю в Бога и стремлюсь к нему. Ты что, не уверен в собственном Боге, что так стремишься поставить его выше моего? wink

Трансцендентность - это когда вещи кажутся не какими-то, а никакими.
 
LogosДата: Пятница, 23.07.2010, 13:49 | Сообщение # 10
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Quote (mistwalker)
Ты что, не уверен в собственном Боге, что так стремишься поставить его выше моего? wink

С моей точки зрения, нет "моего" или "твоего" Бога, есть единый Творец неба и земли, видимого всего и невидимого как не зависящая от наших представлений о Нем сущность. Чей бог круче - это чисто языческие прибабахи, потому что богов если много, то их можно сравнивать, а если Бог один, то и сравнить Его не с кем.
 
mistwalkerДата: Пятница, 23.07.2010, 15:08 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 10
Статус: Offline
А если его нет - то процесс сравнивания это просто игра ума. smile

А ты превратился в Майора на этом обсуждении. smile Поздравляю с повышением! :))


Трансцендентность - это когда вещи кажутся не какими-то, а никакими.
 
LogosДата: Пятница, 23.07.2010, 15:10 | Сообщение # 12
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Quote (mistwalker)
А ты превратился в Майора на этом обсуждении. smile Поздравляю с повышением! :))

hands Ну, погоди. Щас я тебе репутацию подниму
 
LogosДата: Пятница, 23.07.2010, 15:27 | Сообщение # 13
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Quote (mistwalker)
А если его нет - то процесс сравнивания это просто игра ума. smile

Вот поэтому я и предлагаю зарезервировать за единым Творцом наименование Бог, за языческими богами - наименование "боги" во избежание путаницы. Это, собственно, устоявшаяся религиоведческая и философская терминология: "Бог - «в религиях мира Высшее, создающее и устрояющее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон. В религиозных учениях, объединённых принципом теизма, утверждается личное бытие Высшего, его личное отношение (любовь) к сотворённым существам и вселенной в целом, его диалогическое самораскрытие в актах откровения. Идея Бога постепенно кристаллизовалась в различных религиозных традициях человечества. Исходная теория развития — представления первобытных народов о силах, действие которых по-разному локализуется на панораме мирового целого» (Большая российская энциклопедия)." А для всего остального употреблять какие-то другие слова. А то можно, конечно, "батарею" называть "табуреткой", дело, в общем-то, конвенциональное, но тогда придется все время уточнять, что имеется в виду. Возможен такой вариант: ты называешь внутреннюю сущность Богом, а я понимаю ее как Самость. haha

 
mistwalkerДата: Пятница, 23.07.2010, 17:05 | Сообщение # 14
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 10
Статус: Offline
Quote (Logos)
Возможен такой вариант: ты называешь внутреннюю сущность Богом, а я понимаю ее как Самость.

Я думаю, лучше всего остановиться именно на таком варианте. smile Или "как что-то, похожее на Самость". А когда я просветлею - вернемся к этому вопросу еще раз и уточним. biggrin biggrin biggrin


Трансцендентность - это когда вещи кажутся не какими-то, а никакими.
 
Форум » Мифодрама » Цикл "Жития святых" (агиодрама) » Агиодраматические виньетки по патерику "Луг духовный"
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright Леонид Огороднов © 2017