Если два описанных
разогрева, по сути, предлагают клиенту «наполнить» событиями матрицу, задаваемую терапевтом, то
следующий, менее структурированный разогрев,
названный нами «Рисунок времени», предоставляет клиенту большую свободу
самовыражения.
Инструкция: «Представьте себе Вашу жизнь от рождения до
смерти, прошлое, настоящее, будущее.
Нарисуйте, как Вы представляете себе течение времени Вашей жизни.
Отметьте на рисунке направление течения времени, прошлое, настоящее, будущее. Отметьте себя, если Вы присутствуете на
рисунке. Приступайте».
«Рисунок времени» можно проанализировать, как и любой
проективный тест. Формальный анализ позволяет выявить структуру времени
(деление на прошлое, настоящее и будущее), наличие цикличности, эмоциональную вовлеченность в процесс исследования, временные
рамки настоящего, эмоциональное отношение к частям времени и многое
другое. Дополнительную информацию для анализа можно получить, если попросить
испытуемого дать метафору времени.
Однако формальный анализ
«Рисунка времени», как и любого графического материала, получаемого в
процессе психодиагностики, дает исследователю
слишком большой простор для произвольных интерпретаций. Инсценизация рисунка предоставляет исследователю
обратную связь, необходимую для более точного понимания субъективной картины
жизненного пути. Пример использования
«Рисунка времени» в качестве психодраматического разогрева мы представим в следующем номере журнала, вместе с
примером полной драматической сессии. Из примера видно, как инсценизация
проективного «рисунка времени» позволила
выявить неосознанные страхи протагониста.
В целом, разогрев
актуализирует субъективную картину жизненного пути в целом или ту его
часть, которая связана с актуальной проблемой клиента. По нашему мнению, при
использовании психических разогревов это происходит вне зависимости от того, ставит ли директор перед собой такую
цель. Целенаправленное использование
разогревов, актуализирующих СКЖП, дает директору
возможность оценить ее характеристики. К характеристикам СКЖП,жающуюся в связности прошлого,
настоящего и будущего и наличие цикличности времени, выражающейся в повторяемости
событий, чувств, проблемных состояний. Нарушение целостности может
проявляться в отсутствии одного из частей времени; в отрицательном
эмоциональном отношении к ним; в отсутствии связей между частями времени; в
дисфункциональном характере устанавливаемых связей.
О временной структуре
стадии действия в целом говорить трудно, поскольку она зависит от характера предъявленной проблемы и
теоретических подходов директора. Мы будем считать «типичной» временной
структурой полной сессии «психодраматическую
спираль», когда сначала разыгрываются сцены, относящиеся к настоящему,
затем сцены, относящиеся ко все более и более отдаленному прошлому, пока не
будет раскрыто ядро проблемы. После инсайта и интеграции действие возвращается
в настоящее, где проводится ролевой тренинг или тест на спонтанность. (Описание
психодраматической спирали принадлежит Э. Голдман и Д. Моррисон и заимствовано
нами из монографии Пола Холмса «Внутренний
мир снаружи»). Пример такой временной организации психодраматического
действия мы приведем в конце статьи как пример
полной драмы. Здесь мы хотим привести пример виньетки, полностью
построенной на изменении характера связей между событиями прошлого, настоящего
и будущего.
Клиентка: А.Ю., 26 лет,
врач, на индивидуальной терапии. Тема: «Не хочу писать диссертацию, хочу отдыхать». Работа проводилась в форме
монодрамы.
Директор:
Установи три стула, которые будут обозначать Я-настоящее, Я-прошлое и
Я-будущее.
А.Ю. (устанавливает три стула на одной линии.
Стул, обозначающий Я-настоящее, повернут лицом в будущее, спинкой – к прошлому).
Д.: Иди в
настоящее.
Я–настоящее: Надо писать диссертацию, времени до окончания аспирантуры – год. Но как подумаю о библиотеках, о
компьютере, о том, что надо договариваться о томографе, становится
тошно.
Д.: Чего ты
хочешь?
Я–настоящее: Хочу спокойно работать в больнице, чтобы была возможность отдыхать.
Д.: Иди в
будущее. Ты защитила диссертацию. Как тебе сейчас?
Я–будущее: Никак. Чувствую усталость и разочарование, никакой радости.
Д.: Обратись к
Я-настоящему.
Я–будущее:
Плюнь ты на этот дисер, я из-за него три раза в Крым не ездила. Не стоит
он того.
Д.:
Пусть этот стул обозначает другое будущее, где ты испытываешь радость.
Ты ни разу не пропустила Крым.
Я–будущее–2: Мне хорошо… Плюнь на диссертацию и
поезжай в Крым.
Д.: Когда ты
приняла решение о том, чтобы писать диссертацию?
А.Ю.: На
последнем курсе института.
Д.: Иди на эту
роль.
Я–прошлое (обращаясь к Я–настоящему):
Ты должна написать дисер, иначе будешь врачом в поликлинике.
Д. (дублируя): И тогда…
Я–прошлое:
У тебя не будет денег, коллеги не будут тебя уважать… Перспектив не
будет, растеряешь навыки.
Я–настоящее (оборачиваясь к Я–прошлому). Неправда, у меня есть платные пациенты,
коллективом я довольна, набираю опыт.
Д.: Как насчет
перспектив?
Я–настоящее: Их действительно нет, в хороший центр без степени не
возьмут.
Д. (указывая на Я–будущее–2):
У нее они есть?
Я–настоящее: Нет
Д. (указывая на Я–будущее–1):
У нее?
Я–настоящее: Есть.
Д.: Иди на эту
роль, расскажи о своих перспективах.
Я–будущее–1: Я три раза не ездила в Крым, но
теперь я могу найти работу по душе, у меня есть свобода распоряжаться своей
профессиональной судьбой.
Д.: Давай
посмотрим на это со стороны. Что ты видишь?
А.Ю.
(из зеркала, указывает на Я-будущее-1):
У нее есть перспективы, но нет радости; (указывает
на Я-будущее-2): У нее есть радость, но нет перспектив.
Д.: Чего бы ты
хотела?
А.Ю.: Что бы было
и то, и другое: и перспективы, и радости.
Д.:
Поставь в будущем третий стул. Расскажи, как ты этого достигла? Что ей
нужно делать?
Я–будущее–3: У тебя еще есть время. Она (указывает на Я-будущее-1) слишком долго
тянула с решением, писать ей, или нет. Поэтому, когда она все-таки начала
писать, у нее не осталось времени на отдых. А я успевала и работать, и
отдыхать. Начинай писать.
Я–настоящее: А Крым?
Я–будущее–3: Три раза съездить, конечно, не
удастся, но если ты установишь,
что тебе нужно в первую очередь, спланируешь работу, и будешь придерживаться
плана, то выкроишь время на одну поездку.
Я–настоящее: Так мне нравится больше.
Д.: Мы можем
закончить?
А.Ю.: Да.
В представленном примере видно, что
А.Ю. демонстрирует линейную структуру психологического времени, характерную для
«целевого времени» (термин Э. Берна). При этом будущее не мотивирует к
активности, несмотря на то, что цель и сроки четко обозначены, средства
достижения цели ясны. Прошлое «отрезано» отрицательным к нему эмоциональным
отношением. Именно в прошлом было принято решение, которое теперь перестало
быть актуальным. В настоящем протагонистка
находится в «подвешенном» состоянии, движется «по инерции»: «раз решила,
должна делать». Связь между частями времени обеспечивалась долженствованием, но
изначально эта связь не была очевидной для протагонистки.
Задачей психотерапии был
пересмотр принятого решения. Для этого было сконструировано
альтернативное желаемое будущее, включающее отказ от защиты диссертации. Согласно гипотезе директора, альтернативное,
желаемое будущее должно было вступить в конфликт с «целевым», но этого
не произошло – будущее
оказалось бесконфликтным за счет вытеснения принятого в прошлом решения.
Следующим шагом было «восстановление в правах» прошлого
решения и проверка его на реалистичность:
оказалось, что отказ от защиты диссертации не приведет к
катастрофическим последствиям. Это привело к нескольким эффектам: стала
очевидна абсурдность «долженствования перед прошлым» (и тем самым установлена
более функциональная связь с прошлым); была восстановлена ценность настоящего.
Теперь вопрос стоял так: имея то, что ты имеешь, хочешь ли ты иметь больше
(перспективы)? Возвращение в роль «будущее-1»
показало, что акценты в отношении будущего также сместились: вместо «я
защитилась, но я три раза не была в Крыму» прозвучало «я три раза не была в Крыму, но я защитилась» – защита
диссертации стала ценностью. Использовав
технику зеркала (выход во вневременность), мы поляризировали будущее:
либо радость без перспектив, либо перспективы без радости. Для проверки на
реалистичность третьего, компромиссного варианта будущего было введено
«Будущее-3». «Я-настоящее» приняло предложенный вариант. Таким образом,
целостность и реалистичность субъективной картины жизненного пути была
восстановлена.
Процесс изменения СКЖП продолжается и после окончания
драматического действия. Стадия шеринга в психодраматическом процессе, помимо
прочих своих функций, предоставляет протагонисту возможность соотнести
произошедшие с ним изменения с более широким социальным и временным контекстом. Если на сессии присутствуют люди
разного возраста, пола, социального положения, и они делятся с
протагонистом своими переживаниями по поводу его драмы, это позволяет
протагонисту оценить произошедшее с ним с разных точек зрения.
В завершение статьи вкратце подведем итоги сказанного.
Психодрама, с нашей точки зрения, является уникальным
инструментом психодиагностики субъективной картины жизненного пути. Во-первых,
она позволяет исследователю «оживить» СКЖП, сделать ее действительно динамичной. Во-вторых, применение психодрамы
позволяет изучить «связь времен», прошлое,
настоящее и будущее в их единстве. В-третьих, психодрама позволяет
изучать не только сознательное, но и бессознательное содержание субъективной
картины жизненного пути, что дает возможность сформировать более адекватный
список событий и выявлять более широкий спектр связей, существующих между
событиями.
В свою очередь, психодраматист, использующий в работе
концепцию психологического времени, получает в свои руки ряд ценных
терапевтических инструментов. Во-первых, он может строить и уточнять
терапевтические гипотезы относительно проблемной ситуации клиента с учетом
длительной временной перспективы. Во-вторых, у него появляется возможность
целенаправленно воздействовать на структуру субъективной картины жизненного
пути клиента. Наконец, терапевт может выявлять и корректировать дисфункциональную
цикличность психологического времени клиента.
В следующем номере журнала будет представлен отчет о полной
психодраматической сессии, который проиллюстрирует возможности психодрамы в
работе с субъективной картиной жизненного пути.