Огороднов Л.М. Психодрама и психологическое время личности, ч.3
В завершение нашей статьи мы
хотим представить отчет о полной психодраматической сессии. Надеемся, что с его
помощью нам удастся продемонстрировать возможности психодрамы в работе с
субъективной картиной жизненного пути. Развитие событий воспроизводится в
соответствии с записями, сделанными директором сразу после сессии. В них не
отмечалось то, как решались технические задачи – введение в роли, работа с
сопротивлением, дублирование и пр., поэтому описание сессии выглядит несколько
схематично. Курсивом набраны комментарии директора. Имена и некоторые
подробности изменены.
Н.О., девушка 20-ти лет, глубоко
религиозна.
Рисунок времени. На вертикально
положенном листе бумаги формата А-4 изображен горный пик. Лист разделен
облаками на две неравные половины. В нижней части все заретушировано
карандашом, выше облаков все залито солнцем. Гора как бы тянется к солнцу,
проходя через облака. В нижнем левом углу – изображение дома и дерева (обозначены как прошлое), в
самом основании горы на левом склоне – две маленькие фигурки альпинистов
(настоящее), начинающих восхождение. Пространство справа от горы заштриховано.
Будущее представлено вершиной горы, находящейся за облаками. Вершина горы
символизирует смерть.
После проведения разогрева К.С.
выбрана большим кругом с темой «Я не могу принять решение, переезжать ли мне от
родителей к молодому человеку». В ходе интервью выясняется, что родители, в
принципе, не возражают, но К.С. чувствует их скрытое сопротивление, особенно со стороны матери. С родителями об этом она никогда не говорила.
Заключен договор на исследование.
Сессия началась с обсуждения
рисунка. Согласно объяснению протагонистки, дерево и дом обозначают недавнее
прошлое, родительский дом. В настоящее время она вместе с близким ей человеком
начала восхождение в гору. Солнце – метафора спасения души. Однако гора
настолько крута, что взобраться по ней «в лоб» для двух путников явно
невозможно (фигурки людей очень малы в сравнении с размерами горя), уже сейчас
фигурки взбираются с видимым усилием, а в дальнейшем склон становится
перпендикулярным земле.
На вопрос директора, смогут ли
спутники взобраться на гору, испытуемая ответила: «не знаю, это будет очень
трудно». На вопрос, как они собираются покорить гору, испытуемая ответила, что
вдвоем это легче, к тому же они хорошо экипированы. В ответ на попытки
директора обратить внимание на противоположную сторону горы, испытуемая
ответила, что «это не имеет никакого значения».
С помощью подручных средств -
стола и стульев - сконструирована гора.
Выбраны вспомогательные Я на роли солнца, родительского дома и молодого
человека - спутника протагонистки.
Сцена
1.
Родительский дом (пытаясь
удержать протагонистку за руку): «Тебе хорошо здесь, не уходи. Ты –
«домашняя девочка», ты не сможешь жить без меня».
К.С.(в своей роли, соглашается):
«Сейчас мне не хочется никуда идти…Дома хорошо…» (плачет): «Я чувствую себя
виноватой перед родителями, особенно перед матерью. На самом деле это она
не сможет жить без меня». (Мать болеет в течение долгого времени).
Вместо роли родительского дома введены роли отца и матери.
Мать: «Останься, ты нужна мне. Если ты уйдешь, а я умру, ты будешь
в этом виновата».
Отец: «Останься, мне одному будет трудно с матерью».
К.С.: «Отстаньте, я хочу жить своей жизнью». Несмотря на явное разражение, протагонистка не решается начать
путешествие - ее сдерживает чувство вины перед родителями.
Протагонистке предложено войти в роль молодого человека - Виталия.
Виталий: «Я люблю тебя, идем со мной».
К.С.: «Я хочу быть с тобой, но мне жалко родителей».
Протагонистке предложено поменяться ролью с Солнцем. Протагонистка с
трудом входит в роль, хотя раньше ей это удавалось легко.
Солнце: «Иди в гору, не оборачивайся, это твой путь. Тебе будет очень нелегко добраться до меня,
но вдвоем это будет легче».
К.С: «Мне жалко мать».
Солнце: «Ничего с ней не случится, она больна не смертельно. У тебя
свой путь, у родителей – свой. Если ты
останешься, это болото засосет тебя».
К.С.: «Хватит ли мне сил»?
Солнце: «Вдвоем вам будет легче. Я буду светить вам».
К.С.: «Я ему верю, чувствую надежду».
Протагонистка говорит, что готова начать восхождение. Директор просит
вспомогательное Я повторить угрозу матери. Протагонистка плачет. Директор
предлагает протагонистке обойти гору и побыть на противоположном склоне горы.
К.С.: «Мне холодно и страшно». Протагонистку
бьет дрожь. «Здесь нет Солнца. Мамы не видно, я совсем одна».
Д-р: «Когда эти чувства уже были в твоей жизни»?
К.С.: (рыдает) «Когда
умерла бабушка».
Сцена
2.
Протагонистке 6 лет. Действие происходит в
квартире. Участвуют девочка, отец, мать.
Бабушка и внучка очень любили друг друга. Бабушка болела несколько месяцев. Девочке запрещалось
играть и шуметь, она не понимала – почему. Потом бабушку увезли в больницу,
через неделю она умерла. Когда родители вернулись, я играла в куклы.
Мать: «Бабушка умерла»…(Со
злым лицом, едва сдерживая слезы)…«Ты можешь хоть минуту посидеть
споскойно»? A parte: «Это ты виновата в том, что она умерла. Ты шумела,
когда она болела, значит, ты не любила ее».
К.С.: «Я чувствую, как в груди становится пусто и холодно. Хочется
заплакать и подбежать к маме, но я боюсь, что она оттолкнет меня. Хочется
сказать: «Неправда, я очень любила бабушку».
Введены вспомогательные Я на роли потребности в утешении и страха
отвержения.
Потребность в утешении (Обнимая
и мягко подталкивая протагонистку к матери): «Подойди к маме, скажи ей о
том, как тебе больно».
Страх: (встает между
протагонисткой и матерью) «Ничего ей не говори, она не станет тебе
помогать, она считает тебя виноватой. Если ты подойдешь, а она оттолкнет тебя,
тебе будет еще больнее».
Оба чувства действуют и говорят одновременно.
Д-р: «Что ты делаешь»?
К.С.: «Протестую»…(обращаясь
к матери): «Это неправда, я очень любила бабушку». A parte: «Мне плохо, мама, помоги
мне».
Мать: (молчит, a parte:) «Я не могу тебе
помочь, мне сейчас не до тебя».
К.С.: «Я хочу обратиться к отцу за помощью…Папа, скажи ей, ты же
знаешь, как я любила бабушку».
Отец: «Посиди в своей комнате».
Действие переходит в комнату протагонистки.
К.С. (сидит на кровати, не
зажигая света): «Я чувствую пустоту и
холод в груди».
Введена роль холода.
Холод: «Ты осталась одна, так тебе и надо, ты сама в этом виновата.
Мама и папа тебя больше не любят и никогда не полюбят».
Д-р: «Что ты будешь делать»?
К.С.: «Ничего. Я плачу, но легче не становится».
Д-р: «Посмотри эту сцену из зеркала. Что происходит»?
К.С. (из зеркала): «Маме
самой нужна помощь, она боится моих слез. Отец ей помочь не сможет. Он хочет ей
помочь, но не умеет. Им обоим не до меня».
Д-р: «Кто может помочь девочке»?
К.С.: «Бабушка».
Введено вспомогательное Я на роль бабушки.
Бабушка (включает в комнате
свет, обнимает протагонистку): «Люди умирают от старости и от болезней,
хотим мы этого или нет…Ты не виновата в моей смерти…Ты совсем не мешала мне
своими играми…ты сама знаешь, что я тебя очень любила…я хочу, чтобы ты помнила
об этом, чтобы моя любовь оставалась с тобой теперь, когда меня нет…на самом
деле родители любят тебя, и мама, и папа…сейчас маме очень плохо, она не может
тебя приласкать потому что ей самой очень плохо…но она сумеет перетерпеть, и
все будет по-прежнему…Давай поиграем в куклы… Это будет мама, это – папа, это –
я…»
К.С. плачет, обнимает бабушку. В процессе игры протагонистка выражает свои чувства к матери,
к отцу.
Сцена 3.
Протагонистка возвращается в первую сцену, ей предлагается обратиться к
каждому персонажу.
К матери: «Я знаю, ты боишься, что потеряешь меня, если я буду жить
у Виталия. Это не так Я люблю тебя, и я хочу жить самостоятельно. Думаю, у меня
получиться жить самостоятельно, и я уверена, что вы с папой поможете мне».
К отцу: «Мама – это твоя жена. Я не хочу и не буду брать на себя
ответственность за ваши отношения».
К Виталию: «Я тебя люблю».
К Солнцу: «Я буду знать, что ты есть и на этой стороне горы. Даже
если тебя не видно».
Анализ драмы показывает, что в
субъективной картине жизненного пути прошлое представлено родительским домом,
будущее – тяготами и испытаниями самостоятельной жизни. Отдаленное будущее –
смертью (вершина горы) и раем (Солнце). Разогрев актуализировал тему смерти,
хотя внимание протагонистки сосредоточено на настоящем – на выборе: уходить или
оставаться. Фактически, в такой СКЖП связь между прошлым и будущим
обеспечивается бессознательным убеждением: «уйти из родительского дома – значит
отправиться к смерти», но эта связь не очевидна ни для протагонистки, ни для
директора. Подсказкой для директора послужил один из элементов рисунка - заштрихованное пространство в нижней правой
части, о котором К.С. не захотела ничего сказать.
Выведение на сцену Родительского
дома (а затем – отца и матери), Виталия и Солнца конкретизировало субъективную
картину жизненного пути. Появляются связки «ты не сможешь жить без нас», «если
ты уйдешь, я умру», «если останешься – тебя засосет болото». При этом «зов»
будущего оказывается сильнее чувства вины благодаря тому, что дает надежду на помощь.
На противоположном склоне горы
проявился самый сильный страх – остаться без родителей и без помощи Солнца.
Этот страх уходил корнями в прошлое. Вторая сцена дала ответ на вопрос: «за что
может быть такое наказание?» - за действия, повлекшие за собой смерть любимого
человека. В СКЖП появляются связки, относящиеся к далекому прошлому: «бабушка
умерла потому, что я шумела», «маме плохо потому, что я шумела», «родители
никогда больше не будут меня любить». Общая картина жизненного пути выглядит
теперь следующим образом: «я убила бабушку, я собираюсь убить маму, за это я
останусь без поддержки Родительского дома и Солнца (предатель и убийца не может
надеяться на спасение души после смерти)».
Введение ресурсной фигуры бабушки
изменяет связи между событиями.
Причинно-следственная связь «ты шумела-я умерла» снимается, вследствие
чего аннулируется обвинение в убийстве. Структурно подобное событие - уход из
родительского дома также перестает быть причиной смерти матери. Вернее, вместо
ухода из родительского дома в СКЖП появляется новое событие – попытка жить
самостоятельно, с опорой на помощь родителей. В результате Родительский дом
перестает быть болотом, и надежда на помощь Солнца становится реальной.
В структуре психологического
времени протагонистки явно присутствует цикличность, отображенная на рисунке.
На окружности и в секторах
отражены события и эмоциональные переживания, связанные с темой
протагонистки. Принятие решения уйти
(требования Солнца) актуализирует вину перед родителями и напоминает об их
угрозах (останешься одна, будешь виновата в смерти матери). Страх перед этими
угрозами приводит к принятию требований родителей (остаться). Однако вина перед
Солнцем за несдержанное обещание приводит к актуализации угроз Солнца (засосет
болото, погубишь душу). Помучившись соответствующими страхами, протагонистка
вновь приходит к решению идти. И так далее.
Эти переживания организуются
двумя осями – осью собственных желаний (любовь к родителям и стремление к
самостоятельности, связанное с любовью к Виталию), и осью долженствования.
Если бы не было долженствования,
стремление к независимости и любовь к родителям могли бы мирно сосуществовать.
Однако долженствование есть, и они становятся взаимоисключающими. В тот момент,
когда влечение к «спасению души» минимально, а любовь к родителям максимальна,
актуализируется долженствование – угрозы родителей («Я вас люблю» - «Ты должна
нас любить (= остаться), вне родительского дома ты не выживешь и будешь
виновата в смерти матери»). В момент принятия решения остаться желание остаться
- на нуле, а соответствующее
долженствование – в пике.
Точно так же угрозы Солнца
становятся слышны тогда, когда стремление к самостоятельности максимально («Я
люблю Виталия и хочу попробовать жить с ним» - «Если ты этого не сделаешь, твою
душу погубит болото родительского дома»). Когда принимается решение уйти уже
нет желания идти.
Что касается оси долженствования,
то долг перед родителями и долг перед Солнцем начинает уменьшаться в тот
момент, когда принимается соответствующее решение – остаться или уйти. Решение
проблемной ситуации заключалось в ослаблении долженствования как в отношении
Родительского дома, так и в отношении Солнца.
В завершение статьи вкратце
подведем итоги сказанного.
Психодрама, с нашей точки зрения,
является уникальным инструментом психодиагностики субъективной картины жизненного пути.
Во-первых, она позволяет исследователю «оживить» СКЖП, сделать ее действительно
динамичной. Во-вторых, применение психодрамы позволяет изучить «связь времен»,
прошлое, настоящее и будущее в их единстве. В-третьих, психодрама позволяет
изучать не только сознательное, но и бессознательное содержание субъективной
картины жизненного пути, что дает возможность сформировать более адекватный
список событий и выявлять более широкий спектр связей, существующих между
событиями.
В свою очередь, психодраматист,
использующий в работе концепцию психологического времени, получает в свои руки
ряд ценных терапевтических инструментов. Во-первых, он может строить и уточнять
терапевтические гипотезы относительно проблемной ситуации клиента с учетом
длительной временной перспективы. Во-вторых, у него появляется возможность
целенаправленно воздействовать на структуру субъективной картины жизненного
пути клиента. Наконец, терапевт может выявлять и корректировать
дисфункциональную цикличность психологического времени клиента.
ЛИТЕРАТУРА
Августин А. “Исповедь”, М., 1991.
Берн Э. “Люди, которые играют в
игры ”, М.,1993.
Василюк Ф.Е., “Психология
переживания” М., 1984.
Головаха Е.И., Кроник А.А.
“Психологическое время личности”, Киев, 1984.
Киппер Д. “Клинические ролевые
игры и психодрама”, М., 1993.
Кроник А.А. “Субъективная картина
жизненного пути как предмет психологического исследования”// в сб. “Психология
личности и образ жизни”, М., 1987.
Мамардашвили М.К.
«Психологическая топология пути», С-Пб,1997
Моисеева Н.И. “Время в нас и
время вне нас”, Л., 1991.
Морено Дж.Л. «Психодрама»,
М.,2001.
Перлз Ф. “Гештальт-подход и
свидетель терапии”, М., 1996.
Перлз Ф. “Опыты психологии
самопознания”, М., 1993.
Успенский П.Я. “Tertium organum”, С-Пб., 1992.
Фрейд З. “Я и Оно”, в 2-х тт. М.,
1992.
Хомик В.С. “Психотерапия,
ориентированная на реконструкцию будущего” // в сб. “Lifeline и другие”, М.,1993.
|