На конце темной ночи идолослужения,
облегавшей Русскую землю, блаженная Ольга явилась как заря пред наступлением
светлого дня святой веры во Христа – "Солнце правды".
Блаженная Ольга происходила из знаменитого
рода: она была правнучка Гостомысла, того славного мужа, который начальствовал
в Великом Новгороде до тех пор, пока, по его же совету, не был призван от
варягов на княжение русское Рюрик с братьями.
Родиной Ольги была весь Выбутская, находящаяся ныне близ города Пскова, тогда
еще не существовавшего. Родители блаженной
Ольги сумели внушить своей дочери те правила честной и разумной жизни, которых
сами держались, несмотря на свое идолопоклонство. Ольга отличалась целомудрием
и светлым умом, как это сейчас же будет видно.
Рюрик, умирая, оставил после себя сына своего Игоря еще
малолетним отроком, поэтому как Игоря, так и самое княжение, до дней
совершеннолетия сына, Рюрик поручил попечению родственника своего Олега.
Последний, собрав значительное войско и имея при себе малолетнего наследника
княжения Игоря, отправился к Киеву. Убив здесь Аскольда и Дира, Олег подчинил
себе Киев, и стал он единовластителем варяго-русских владений, сохраняя
княжение для племянника своего Игоря; по делам правления Олегу приходилось
бывать то в Киеве, то в Великом Новгороде. Князь же Игорь, достигнув юношеского
возраста, занимался охотой. Случилось ему, во время охоты по окрестностям
Новгорода, зайти в пределы Пскова; выслеживая зверя около помянутой веси
Выбутской, он увидел на другой стороне реки место, удобное для лова, но не мог
туда попасть за неимением лодки. Спустя немного времени Игорь заметил какого-то
юношу, плывшего в лодке; призвав его к берегу, он велел себя перевезти на ту
сторону реки. Когда они плыли, Игорь, внимательнее всматриваясь в лицо гребца,
увидел, что последний не юноша, а девица; то и была блаженная Ольга,
выделявшаяся своею красотою. Красота Ольги уязвила сердце Игоря; в нем
разгорелось похоть; и он начал прельщать ее словами, склоняя к нечистому
плотскому смешению. Блаженная же Ольга, уразумев помыслы Игоря, разжигаемого
похотью, пресекла беседу его, обратившись к нему, точно мудрый старец, с таким
увещанием:
– Зачем смущаешься, князь,
замышляя дело неисполнимое? Слова твои обнаруживают твое бесстыдное желание
надругаться надо мною, чего да не будет! – я об этом и слышать не хочу. Прошу
тебя, – послушайся меня и подави в себе эти нелепые и позорные помышления,
которых нужно стыдиться: вспомни и подумай, что ты князь, а князю для людей
должно быть, как правителю и судии, светлым примером добрых дел; ты же теперь
близок к какому беззаконию?! Если сам ты, побежденный нечистою похотью, будешь
совершать злодеяния, то как же ты будешь удерживать от них других и судить
справедливо своих подданных? Оставь такое бесстыдное вожделение, которого
гнушаются честные люди; и тебя, хотя ты и князь, последние могут возненавидеть
за это и предать позорному осмеянию. Да и то знай, что, хотя я и одна здесь и
бессильна по сравнению с тобой, ты всё-таки не одолеешь меня. Но если бы даже
ты мог и одолеть меня, то глубина этой реки мне тотчас же будет защитой: лучше
мне умереть в чистоте, похоронив себя в сих водах, чем быть поруганным моему
девству.
Такие увещания к целомудрию,
обращенные блаженною Ольгою к Игорю, образумили последнего, пробудив в нем
чувство стыда. Он молчал, не находя слов для ответа; так они переплыли реку, а
потом расстались. И удивился князь столь выдающемуся разуму и целомудрию юной
девицы. Действительно, – подобный поступок блаженной Ольги достоин удивления:
не зная истинного Бога и Его заповедей, она обнаружила такой подвиг в защите
целомудрия; тщательно охраняя чистоту своего девства, она образумила юного князя,
укротив его похоть словами мудрости, достойными ума мужа.
Спустя немногое время после
сейчас описанного, князь Игорь вместе с родственником своим Олегом отправился в
Киев с намерением там утвердить престол княжения, что и было исполнено: они
сели на княжение в Киеве, и в Великом Новгороде, как и в прочих подчинившихся
им городах Русской земли, посадили своих наместников. Когда наступило время
бракосочетания князя Игоря, то выбрали многих красивых девиц, чтобы среди них
найти достойную княжеского чертога; но ни одна из них не полюбилась князю.
Вспомнив целомудренную и прекрасную Ольгу, Игорь тотчас послал за нею
родственника своего Олега. Олег с великою честью привез Ольгу в Киев, и Игорь вступил в брак с нею. Затем умер и Олег, родственник и опекун Игоря, и Игорь стал править
безраздельно. В начале своего самостоятельного княжения Игорь вел упорные войны
с окрестными народами. Он ходил даже на Царьград: захватив многие страны
греческой земли, он возвратился из этого похода с добычею и славою. Остальные годы своей жизни он проводил в тишине,
имея мир с пограничными землями. В это время у Игоря родился от блаженной Ольги
сын Святослав, впоследствии отец святого и равноапостольного князя Владимира. И
правил Игорь на престоле великого княжения в Киеве с благополучием: богатство
стекалось к нему в изобилии из многих мест, ибо и дальние страны присылали ему
многие дары и дани.
Смерть постигла Игоря таким
образом. Пользуясь наступившим после многих войн миром, Игорь начал обходить
города и области для взимания обычной дани. Придя к древлянам, он вспомнил, что они в начале его княжения
отступили от него, и только после войны покорились ему снова: за это Игорь
удвоил на древлянах дань, чем очень отяготил их. Они же, опечалившись, начали
советоваться с князем своим Малом:
– Когда волк повадится к овцам,
то по одной может растащить всё стадо, если не убьют его; так и мы, – если не
убьем Игоря, то он всех нас погубит.
После этого совещания они начали
выискивать удобного времени. И вот когда Игорь полученную с древлян дань
отослал в Киев, а сам остался у них с небольшим числом дружины, то древляне
сочли этот случай подходящим для себя: они неожиданно напали на Игоря под
городом своим Коростенем; убили дружину князя и его самого, и похоронили их
там. – Такова была кончина князя Игоря – доброго властителя областей земли
русской, внушавшего страх окрестным народам. По смерти опекуна своего Олега
Игорь прожил тридцать два года.
Весть об убийстве Игоря,
достигнув Киева, вызвала сильные слезы у Ольги, оплакивавшей вместе с сыном
Святославом своего мужа; плакали также и все жители Киева. Древляне же, по
убийстве Игоря, составили следующий дерзкий замысел: они хотели Ольгу взять в
жены своему князю Малу, а наследника Игоря, малолетнего Святослава, тайно
умертвить. Таким образом древляне думали увеличить власть своего князя. Они
немедленно на ладьях отправили к Ольге двадцать нарочитых мужей, чтобы они
просили Ольгу сделаться женою их князя; а в случае отказа с ее стороны им было
велено угрозами понуждать ее – пусть, хотя и насильно, стать женою их
господина. Посланные мужи водным путем достигли Киева и пристали к берегу.
Услыхав о прибытии посольства, княгиня Ольга позвала мужей – древлян к себе и
спросила их:
– С добрым ли намерением прибыли
вы, честные гости?
– С добрым, – отвечали последние.
– Скажите же, – предложила Ольга,
– зачем именно вы прибыли к нам?
Мужи отвечали:
– Нас послала к тебе древлянская
земля с такими словами: "Не гневайся, что мы убили твоего мужа, ибо он,
как волк, расхищал и грабил. А наши князья добрые правители, распространившие
древлянскую землю. Нынешний же князь наш без сравнения лучше Игоря: молодой и
красивый, он к тому же кроток, любвеобилен и милостив ко всем. Пойди же за
нашего князя, – ты будешь нам госпожою и обладательницею древлянской земли.
Княгиня Ольга, скрывая свою
печаль и болезнь сердечную о муже, сказала посольству с притворною радостью:
– Мне угодны слова ваши, – ведь
мужа мне уже не воскресить, а оставаться вдовою для меня не беспечально: будучи
женщиной, я не в состоянии как следует управлять таким княжеством; сын же мой –
еще малый отрок. Итак я с охотою пойду за вашего молодого князя; к тому же я
еще и сама не стара. Теперь идите, отдохните в ладьях ваших; утром же я позову
вас на почетный пир, который устрою для вас, чтобы всем стала известна причина
прибытия вашего и мое согласие на ваше предложение; а затем я пойду к князю
вашему. Вы же, когда посланные утром придут звать вас на пир, знайте, как вам
должно соблюдать, при этом, честь пославшего вас князя и вашу собственную: вы
прибудете на пир таким же образом, как прибыли к Киеву, т.е. в ладьях, которые
понесут киевляне на головах, – пусть все увидят вашу знатность и мою любовь к
вашему князю, ради которой я почитаю вас такою великою честью пред моими
людьми.
С радостью древляне удалились в
свои ладьи. Княгиня же Ольга, мстя за убийство своего мужа, раздумывала, –
какою бы смертью погубить их. Она приказала тою же ночью выкопать глубокую яму
во дворе при загородном дворце княжеском, в котором находилась и прекрасная
палата, приготовляемая для пира. На утро княгиня послала честных мужей звать
сватов на пир; они, же, как безумные, сидя в ладьях говорили:
– Мы не пойдем пешими, ни поедем
на конях, ни в колесницах, но как присланы от князя нашего в ладьях, так нас и
несите на головах ваших к вашей княгине.
Киевляне же, смеясь над их
безумием, отвечали:
– Наш князь убит, а княгиня наша
идет за вашего князя; и мы ныне, точно невольники, делаем приказанное нам.
И посадив их в маленькие лодочки
по одному, киевляне понесли их, надутых пустою гордостью Когда принесли древлян
на помянутый двор княжий, Ольга, смотревшая из палаты, приказала бросить их в
глубокую яму, приготовленную для этого. Затем, подошедши сама к яме и
нагнувшись над нею, она спросила:
– Угодна ли вам такая честь?
Они же кричали:
– О, горе нам! Мы убили Игоря и
не только не приобрели через это ничего хорошего, но получили еще более злую
смерть.
И приказала Ольга засыпать их
живыми в той яме.
Сделав это, княгиня Ольга
немедленно послала своего гонца к древлянам со словами:
– Если вы действительно хотите,
чтобы я пошла за вашего князя, то присылайте за мной посольство и более
многочисленное и более знатное, чем первое; пусть оно с честью ведет меня к
князю вашему; присылайте же мужей – послов как можно скорее, пока меня не
удержали киевляне.
Древляне с великою радостью и
поспешностью послали к Ольге пятьдесят знатнейших мужей, начальнейших старейшин
земли древлянской после князя. Когда они пришли в Киев, Ольга велела
приготовить для них баню и послала к ним с просьбой: пусть послы после
утомительного пути вымоются в бане, отдохнут, а потом уже придут к ней; они с
радостью отправились в баню. Когда древляне начали мыться то сейчас же нарочно
приставленные слуги крепко снаружи заложили затворенные двери, обложили баню
соломою с хворостом и подожгли; так с банею сгорели старейшины древлянские
вместе со слугами. И снова Ольга отправила к древлянам гонца, извещая о скором
своем прибытии для бракосочетания с их князем и приказывая приготовить меда и
всякого питья и пищи на том месте, где убит был ее муж, чтобы, придя к ним,
сотворить прежде второго своего брака по первом своем муже тризну, т.е. поминальный
пир по обычаю языческому; и потом уже пусть будет брак. Древляне на радости всё
приготовили в изобилии. Княгиня же Ольга по обещанию своему отправилась к
древлянам со многим войском, точно приготовлялась к войне, а не для
бракосочетания. Когда Ольга приблизилась к стольному городу древлян Коростеню,
последние выступили ей навстречу в праздничных одеждах, – одни пешими, а другие
на конях, – и приняли ее с ликованием и радостью. Ольга же прежде всего пошла
на могилу своего мужа, и здесь сильно плакала о нем; совершив затем, по обычаю
языческому поминовенную тризну, она повелела насыпать над могилой большой
курган. И сказали ей древляне:
– Госпожа-княгиня! Мы убили
твоего мужа за то, что он был немилостив к нам, как волк хищный. Ты же
милостив, как и наш князь, – теперь мы заживем благополучно!
Ольга отвечала:
– Я уже не скорблю о первом своем
муже, совершив над могилою его то, что должно было совершить; наступило время с
веселием готовиться ко второму браку с князем вашим.
– Древляне же спрашивали Ольгу о
первых и вторых послах своих.
– Они идут вслед за нами по
другому пути со всем моим богатством, – отвечала княгиня.
После этого Ольга, снявши
печальные одежды, облеклась в брачные светлые, свойственные княгине, показывая,
вместе с тем, радостный вид. Она повелела древлянам есть, пить и веселиться, а
своим людям приказала, чтобы они прислуживали древлянам, ели с ними, но не
упивались. Когда же древляне напились, княгиня велела своим людям заранее
приготовленным оружием, – мечами, ножами и копьями избивать древлян: убитых
пало до пяти тысяч и более. Так Ольга, смешав веселье древлян с кровью и
отомстивши этим за убийство своегомужа,
возвратилась в Киев.
На другой год Ольга, собравши
войско, пошла на древлян с сыном своим Святославом Игоревичем, и его привлекая
к отмщению за смерть отца. Древляне вышли им навстречу с немалою воинскою
силою; сойдясь вместе9, обе стороны
ожесточенно бились, пока киевляне не одолели древлян; и гнали первые последних
до стольного города Коростеня, предавая смерти. Древляне затворились в городе,
Ольга целый год неотступно осаждала его. Видя же, что трудно взять город
приступом, мудрая княгиня придумала такую хитрость. Она послала сказать
древлянам, затворившимся в городе:
– Зачем, безумные, хотите уморить
себя голодом, не желая мне покориться? Ведь все остальные города ваши мне
выразили покорность; жители их уплачивают дань и живут покойно в городах и
селах, обрабатывая свои нивы.
– Мы хотели бы тоже, – отвечали
затворившиеся, – покориться тебе, да боимся, как бы ты не стала снова мстить за
князя своего.
Ольга же отправила к ним второго
посла со словами:
– Я уже неоднократно мстила и на
старейшинах и на прочих людях ваших; и теперь желаю не мести, но требую от вас
дани и покорности.
Древляне согласились уплачивать
ей дань, какую она захочет. Ольга предложила им:
– Я знаю, что вы сейчас обнищали
от войны и не можете уплатить мне дани ни медом, ни воском, ни кожами, ни
другими годными для торговли вещами; да я и сама не хочу отягощать вас большою
данью; дайте мне какую-нибудь малую дань в знак вашей покорности, хотя бы по
три голубя и по три воробья от каждого дома. Мне совершенно этого достаточно,
чтобы убедиться в вашей покорности.
Древлянам день эта настолько
показалась ничтожной, что они даже насмехались над женским разумом Ольги; они
тотчас поспешили собрать от каждого дома по три голубя и воробья и послали ей с
поклоном. Ольга сказала пришедшим к ней из город мужам:
– Вот, вы теперь покорились мне и
сыну моему, – живите же в мире, завтра я отступлю от города вашего и отправлюсь
домой.
С этими словами она отпустила
помянутых мужей; все жители города сильно обрадовались, услыхав о словах
княгини. Ольга же раздала птиц своим воинам с приказанием, чтобы поздним
вечером к каждому голубю и каждому воробью привязан был лоскут пропитанный
серою, который следовало зажечь и пустить всех птиц на воздух вместе. Воины
исполняли это приказание: птицы полетели в город, из которого были взяты;
каждый голубь влетал в свое гнездо и каждый воробей в свое место, и тотчас город
загорелся во многих местах, а Ольга в это время отдала своему войску приказ
окружить город со всех сторон и начать приступ. Население города, спасаясь от
огня, выбегало из-за стен и попадало в руки неприятеля. так взят был Коростень;
много людей из древлян погибло от меча, другие с женами и детьми сгорели в
огне, а иные утонули в реке, протекавшей под городом; в это же время погиб и
князь древлянский. Из оставшихся же в живых многие отведены были в плен, а
другие оставлены княгинею на местах их жительства, причем она наложила на них
тяжкую дань. Так княгиня Ольга отомстила
древлянам за убийство своего мужа, подчинила себе всю древлянскую землю и со
славою и тожеством возвратилась к Киеву.
И управляла княгиня Ольга
подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и
разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от
врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как
правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не
обидящий, налагающий наказание с милосердием, – и награждающий добрых; она
внушала злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков; во
всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга,
милосердная по душе, была щедродательна к нищим, убогим и малоимущим; до ее
сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла. Все дела
ее, несмотря на ее пребывание в язычестве, были угодны Богу, как достойные
благодати христианской. Со всем этим Ольга соединяла воздержную и целомудренную
жизнь: она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве,
соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний
возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и
попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения.
Наступило время благоприятное, в
которое Господь восхотел славян, ослепленных неверием, просветить светом святой
веры и привести в познание истины и наставить на путь спасения. Начатки этого
просвещения Господь благоизволил в посрамление жестокосердных мужей явить в
немощном женском сосуде, т.е. чрез блаженную Ольгу. Ибо как прежде
проповедниками Своего воскресения Он соделал жен-мироносиц (Мф.28:9-10), и Свой крест честный, на
котором распялся, явил миру из недр земных, женою-царицею Еленою, так и потом, в земле Русской, изволил насадить
веру святую, дивною женою, новою Еленою – княгинею Ольгою. Господь избрал ее
как честный сосуд для пресвятого имени Своего – да пронесет она его в земле
Русской. Он возжег в сердце ее зарю невидимой благодати Своей, отверз ее умные
очи к познанию истинного Бога, Которого она еще не знала. Она уже уразумела
обольщение и заблуждение языческого нечестия, убедившись, как в истине
самоочевидной, в том, что чтимые безумными людьми идолы – не боги, но бездушное
произведение рук человеческих; поэтому она не только не почитала их, но и
гнушалась ими. Как купец ищет многоценный жемчуг, так Ольга от всей души искала
правого богопочитания, и нашла его следующим образом. По смотрению Божию она
услышала от некоторых людей, что один есть Бог истинный, Творец неба, земли и
всего создания, в Которого и веруют греки; кроме же Его нет иного Бога12. Стремясь к истинному богопознанию и от природы не
будучи ленивой, Ольга захотела сама сходить к грекам, чтоб своими глазами
посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном
Богу. Взяв с собою особо знатных мужей она отправилась с большим имением к
Царьграду водным путем, здесь ее приняли с великой честью царь и патриарх,
которым Ольга вручила многие дары, достойные таких лиц. В Константинополе Ольга
поучалась вере христианской, ежедневно с усердием внимая словам Божиим и
присматриваясь к великолепию богослужебного чина и к другим сторонам
христианской жизни. Сердце ее разгорелось любовию к Богу, в Которого она
уверовала без сомнения; поэтому Ольга выразила желание приять святое крещение.
Царь же греческий, бывший в то время вдовым, хотел Ольгу сделать своею
супругою: его привлекала в ней красота ее лица, ее благоразумие, храбрость,
слава, а также обширность российских стран. Император сказал Ольге:
– О, княгиня Ольга! Ты достойна
того, чтобы быть христианскою царицею и жить вместе с нами в этом стольном
городе нашего царства.
И начал император говорить Ольге
о супружестве с ним. Она же показывала вид, что не отвергает предложения царя,
но сначала просила о крещении, говоря:
– Я пришла сюда ради святого
крещения, а не ради брака; когда же я буду крещена, тогда возможна речь и о
супружестве, ибо не велено нечестивой и не крещеной жене сочетаться с
христианским мужем. Царь начал торопить с крещением: патриарх, наставив
достаточно Ольгу в истинах святой веры, огласил ее таким образом ко крещению. И
когда была уже приготовлена купель для крещения, Ольга начала просить, чтобы
сам царь был восприемником ее от купели: "Я, – говорила она, – не буду
креститься, если сам царь не будет мне крестным отцом: я уйду отсюда без крещения,
– вы же воздадите Богу ответ о моей душе". Царь согласился на ее желание,
и крещена была Ольга патриархом, царь же стал отцом ее, восприяв ее от святой
купели. Ольга наречена была Еленою, как и первая христианская царица мать
Константина Великого наименована была Еленою. По крещении патриарх за литургией
причастил Ольгу Божественных Таин Пречистого Тела и Крови Христовых и
благословил ее со словами:
– Благословенна ты среди жен
российских, ибо ты, оставив тьму, взыскала истинного света; возненавидев
идольское многобожие, ты возлюбила единого истинного Бога; ты избежала вечной
смерти, обручившись жизни бессмертной. Отселе тебя будут ублажать сыны
российской земли!
Так благословил ее патриарх. Из
лиц, пришедших с Ольгою, многие, мужчины и женщины, также крестились, и была
радость в Царьграде по случаю крещения княгини Ольги: царь же устроил в тот
день великий пир, и все веселились, славя Христа Бога. Затем царь снова начал
речь о браке с Ольгою, нареченною во святом крещении Еленою. Но блаженная Елена
отвечала ему на это:
– Как можешь ты меня, свою
крестную дочь, взять себе женою? Ведь не только по закону христианскому, но и
по языческому почитается гнусным и недопустимым, чтобы отец имел женою дочь.
– Перехитрила ты меня, Ольга! –
воскликнул царь
– Я и прежде говорила тебе, –
возразила блаженная Ольга, – что пришла сюда не с тою целью, чтобы царствовать
с тобою, – мнес моим сыном довольно
власти и в русской земле, – но чтобы уневеститься бессмертному Царю, Христу
Богу, Которого я возлюбила всею душою, желая сподобиться Его вечного царства.
Тогда царь, оставив свое
невыполнимое намерение и плотскую любовь, возлюбил блаженную Ольгу духовною
любовью как свою дочь, щедро одарил ее и отпустил с миром. Оставляя Царьград,
блаженная Ольга пошла к патриарху и, прося напутственного благословения,
сказала ему:
– Помолись, святой отец, Богу за
меня, возвращающуюся в свою страну, где сын мой пребывает в языческом
заблуждении и все люди тверды, как камень, в древнем своем нечестии, – да
избавит меня там Господь, по твоим святым молитвам, от всякого зла.
Патриарх ответил ей:
Верная и благословенная дочь моя
о Святом Духе. Христос, в Которого ты облеклась во святом крещении, Сам да
соблюдет тебя от всякого зла, как соблюл он Ноя от потопа, Лота от Содома,
Моисея с Израилем от фараона, Давида от Саула, Даниила от уст львовых трех
отроков от печи. Так и тебя да избавит Господь от напасти, благословенна ты в
народе твоем и тебя будут ублажать внуки и правнуки до последних лет.
Это благословение патриарха
блаженная Ольга приняла как сокровище, ценнейшее самых дорогих даров; вместе с
этим она приняла и наставления о чистоте и молитве, посте и воздержании и о
всех добрых делах, свойственных богоугодному христианскому житию. Затем
блаженная Ольга приняла от патриарха честный крест, святые иконы, книги и
прочие потребные для богослужения вещи; она приняла от патриарха также
пресвитеров и клириков. И удалилась блаженная Ольга из Константинополя к себе
домой с великой радостью.
Повествуется, что честный крест,
полученный ею из руки патриарха, имел следующую надпись: "Русская земля
обновилась для жизни в Боге святым крещением, принятым блаженною Ольгою"
По кончине блаженной Ольги верные хранили этот крест до дней великого князя
Ярослава Владимировича; последний, создав в Киеве великую и прекрасную церковь
святой Софии, поставил в алтаре ее, на правой стороне, помянутый крест. Ныне
крест сей уже не существует: ибо во время многократных разорений Киева святые
церкви его предавались опустошению. Но обратимся к повествованию о блаженной
Ольге.
Возвратясь в Киев, новая Елена –
княгиня Ольга, как солнце начала прогонять тьму идольского нечестия, просвещая
омраченных сердцем. Она создала первую церковь во имя святителя Николая на
Аскольдовой могиле, и многих от киевлян обратила ко Христу Спасителю. Но сына
своего Святослава она никак не могла привести в истинный разум, – к познанию
Бога: всецело отдавшийся военным предприятиям, он не обращал внимания на слова
матери. Он был муж храбрый, любивший войны, так что жизнь свою проводил больше
среди полков и ратей, нежели дома. Матери его, обращавшейся к нему с
увещаниями, Святослав говорил:
– Если я приму христианскую веру
и крещусь, то от меня, отступят бояре, воеводы и вся дружина, и мне не с кем
будет воевать с врагами и защищать наше отечество.
Так ответил князь Святослав;
впрочем, он не возбранял креститься хотевшим; но не много было вельмож,
принимавших святое крещение, наоборот – вельможи поносили таких людей, ибо для
неверных христианство есть безумие (Ср. 1Кор.1:18); от простого же народа много
прилагалось ко святой церкви. Святая Ольга посетила Великий Новгород и друге
города, – всюду, где только было можно, приводя людей ко Христовой вере: она
при этом сокрушала идолов, поставляя на их месте честные кресты, от которых для
уверения язычников соделывались многие знамения и чудеса. Придя на родину, в
Выбутскую весь, блаженная Ольга простерла и здесь слово проповеди христианской
к близким ей людям. Во время пребывания в этой стране она достигла берега реки
Великой, текущей с юга на север, и остановилась против того места, где в реку
Великую впадает река Пскова, текущая с востока (в описываемое время на этих
местах рос большой дремучий лес); и вот святая Ольга с того берега реки
увидела, что с востока на сейчас помянутые места, озаряя их, сходят с неба три
пресветлых луча: чудный свет от этих лучей видела не только сама святая Ольга,
но и спутники ее; и сильно обрадовалась блаженная и возблагодарила Бога за
видение, которое предуказывало на просвещение благодатию Божиею той страны.
Обратившись к сопровождавшим ее лицам, блаженная Ольга сказала пророчески:
– Да будет вам ведомо, что
изволением Божиим на это месте, озаряемом трисиятельными лучами, возникнет
церковь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы и создается великий и славный
город, изобилующий всем.
После этих слов и довольно
продолжительной молитвы, блаженная Ольга поставила крест: и доныне храм
молитвенный стоит на месте, где блаженная Ольга его водрузила. Обойдя многие
города земли русской, проповедница Христова возвратилась в Киев и здесь для
Бога явила благие дела: если во дни язычества она творила дела добрые, то тем
более теперь, просветившись святою верою, блаженная Ольга украшалась всякими
добродетелями, стремясь благоугождать новопознанному Богу, своему Создателю и
Просветителю. Вспомнив о видении на реке Пскове, она послала много золота и
серебра на создание церкви во имя Святой Троицы; при этом она повелела населять
то место людьми: и короткое время разросся город Псков, так названный от реки
Псковы, в великий город, и прославлялось в нем имя Пресвятой Троицы.