Св. Апостол Павел - 2
назад
На другой день тысяченачальник
повелел прийти первосвященникам и всему синедриону и поставил пред ними Павла
святого.
Павел, устремив взор на
синедрион, сказал:
– Мужи братия! я всею доброю
совестью жил пред Богом до сего дня (Деян.23:1).
Первосвященник же Анания при сих
словах приказал стоявшим пред ним бить Павла по устам…
Тогда Павел сказал ему:
– Бог будет бить тебя, стена
подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить
меня51 (Деян.23:3).
Заметив же, что в собрании одна
часть саддукеев, а другая фарисеев, Павел возгласил, говоря:
– Мужи братия! я фарисей, сын
фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят (Деян.23:6).
Когда он сказал это, произошла
распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось: ибо саддукеи
говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа, а фарисеи признают и то и
другое. Поднялся большой крик. Фарисеи говорили:
– Ничего худого мы не находим в
сем человеке.
Саддукеи же утверждали противное,
и великая распря продолжалась.
Тысяченачальник, опасаясь, чтобы
собрание не растерзало Павла, приказал воинам взять его из среды их и отвести в
крепость.
В следующую за сим ночь святому
Павлу явился Господь и сказал:
– Дерзай, Павел; ибо, как ты
свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в
Риме (Деян.23:11).
С наступлением дня некоторые из
ожесточенных иудеев собрались на совещание и поклялись не есть и не пить до тех
пор, пока не убьют Павла. И оказалось более сорока душ, произнесших такое
заклятие. Узнав об этом, тысяченачальник отослал Павла, с большим отрядом
вооруженных воинов в Кесарию, к правителю Филиппу.
Проведав о сем, первосвященник
Анания со старейшими членами синедриона отправились и сами в Кесарию и
клеветали правителю на Павла, хулили его пред правителем и усильно домогались
смерти его, но ни в чем не успели, ибо не найдено было в нем никакой вины,
достойной смерти. Однако же правитель, желая доставить удовольствие иудеям,
оставил Павла в узах.
Прошло два года. На место Филиппа
правителем поступил Порций Фест. Архиереи просили его, чтобы он отослал Павла в
Иерусалим. А это затеяли они с злым умыслом: на дороге они надеялись убить
Апостола Христова. И когда Фест спросил Павла, хочет ли он идти в Иерусалим на
суд, Павел отвечал: "Я стою перед судом кесаревым, где мне и следует
быть судиму. Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь. Ибо, если я
неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если
ничего того нет, в чем сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им.
Требую суда кесарева" (Деян.25:10-11).
Тогда Фест, поговорив с
советниками, отвечал Павлу:
– Ты потребовал суда кесарева, к
кесарю и отправишься.
Спустя несколько дней, в Кесарию
пришел царь Агриппа52 поздравить Феста и,
узнав о Павле, пожелал его видеть. И когда Павел, представ царю Агриппе и
правителю Фесту, подробно рассказал им о Христе Господе и о том, как он
уверовал в Него, царь Агриппа сказал ему:
– Ты немного не убеждаешь меня
сделаться христианином.
Павле же отвечал:
– Молил бы я Бога, чтобы мало ли,
много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как
я, кроме этих уз (Деян.26:29).
После сих слов, царь, правитель и
бывшие с ними встали; отшедши в сторону, совещались между собою и решили:
– Этот человек не сделал ничего
достойного смерти или уз.
Агриппа же сказал Фесту:
– Можно было бы освободить его,
если бы он не потребовал суда у кесаря.
Таким образом решили отправить
Павла в Рим к кесарю и отдали его и некоторых других узников сотнику царского
полка, именем Юлию; а сей, приняв узников и Павла, посадил их на корабль, и все
пустились в плавание.
Плавание их было весьма не
безопасно, вследствие противных ветров; когда же они подплыли к острову Криту и
вошли в место, называемое "хорошие пристани", Павел святой, провидя
будущее, советовал перезимовать там с кораблем; но сотник более доверял
кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла. Когда они отплыли на
средину моря, поднялся против их ветер бурный, сделалось великое волнение и пал
такой туман, что целых 14 дней они не видели ни солнца днем, ни звезд ночью, и
даже не знали, в каком они месте, потому что их носило волнами, и они в
отчаянии не ели во все эти дни и уже ожидали смерти. На корабле же было 276
человек. Павел, став посреди их, утешал их, говоря:
– "Мужи! надлежало послушаться
меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда. Теперь
же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только
корабль. Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в
эту ночь и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и
вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою". Посему ободритесь, мужи, ибо
я верю Богу, что будет так, как мне сказано" (Деян.27:21-25).
И уговаривал Павел всех принять
пищу, говоря:
– "Это послужит к
сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы"
(Деян.27:36).
Сказав это и взяв хлеб, он
возблагодарил Бога пред всеми и, разломив, начал есть. Тогда все ободрились и
также приняли пищу.
Когда же настал день, увидели землю,
но не узнавали, что это за сторона, и направили корабль к берегу. Приближаясь к
нему, корабль попал на косу и сел на мель; нос увяз и остался недвижим, а корма
разбивалась силою волн. Воины совещались между собою перебить всех узников,
чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал; но сотник, желая спасти Павла, удержал их
от сего намерения и велел умеющим плавать – первым броситься и выйти на берег;
а на них смотря, и другие стали плавать, одни на досках, другие – на чем
пришлось из корабельных вещей, и все вышли на землю здоровыми и спаслись из
моря.
Тогда узнали, что остров сей
называется Мелит53. Жители его,
иноплеменники, оказали им немалое человеколюбие, ибо, по причине бывшего дождя
и холода, они разложили огонь, чтобы обогрелись промокшие на море.
Между тем Павел набрал множество
хвороста и клал на огонь; в это время ехидна, вышедши от жара, повисла на руке
его. Когда иноплеменники увидели висящую на руке его змею, они говорили друг
другу:
– Верно, этот человек убийца,
когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.
Но Павел, стряхнув змею в огонь,
не потерпел никакого вреда. Они было ожидали, что у него будет воспаление, или
он внезапно упадет мертвым, но ожидая долго и видя, что с ним не случилось
никакой беды, переменили мысли и говорили, что он – Бог.
Начальник того острова, именем
Публий, принял спасенных от моря в дом свой и три дня дружелюбно угощал их.
Отец его в это время лежал, страдая горячкою и болью в животе. Павел вошел к
нему, помолился ко Господу и, возложив руки свои на больного, исцелил его.
После сего события и прочие на острове больные приходили к святому Апостолу и
были исцеляемы.
Через три месяца все спасшиеся от
моря с Апостолом отплыли отсюда, уже на другом корабле и приплыли в Сиракузы54, оттуда в Ригию, потом в Путеолы55 и наконец достигли Рима. И когда братия,
бывшие в Риме, узнали о приходе Павла, то вышли на встречу уму даже до Аппиевой
площади и трех гостиниц56. Увидев их,
Павел утешился духом и возблагодарил Бога.
В Риме же сотник, сопровождавший
узников из Иерусалима, передал их военачальнику, а Павлу позволил жить особо с
воином, стерегущим его.
И жил Павел в Риме целых два
года, и принимал всех приходящих к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о
Господе нашем Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.
Доселе о житии и трудах Павловых
из книги Деяний Апостольских, написанной святым Лукою; о прочих же трудах и
страданиях его сам он рассказывает во 2 послании к Коринфянам следующим образом
(в сравнении с другими, он был): "более в трудах, безмерно в ранах,
более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по
сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями
побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине
[морской]; много раз [был] в путешествиях" (2Кор.11:23-26).
Измерив широту и долготу земли
хождением, а моря плаванием, Апостол Павел изведал и высоту небесную, будучи
восхищен до третьего неба. Ибо Господь, утешая Своего Апостола в
многоболезненных трудах, подъемлемых ради Его святого имени, показал ему
небесное блаженство, которого око никогда не видело, и слышал он там
неизреченные глаголы, которых человеку нельзя пересказать.
Как же совершил Апостол святой
прочие подвиги своего жития и деятельности, повествует Евсевий Памфил, епископ
Кесарии палестинской, историк церковных событий57.
После двух лет узничества в Риме,
святой Павел был отпущен на свободу, как ни в чем неповинный, и проповедовал
слово Божие то в Риме, то в других западных странах.
А святой Симеон Метафраст58 пишет, что после римских уз еще несколько лет
трудился Апостол в благовестии Христовом: вышедши из Рима, он прошел Испанию,
Галлию и всю Италию, просвещая язычников светом веры и от прелести идольской
обращая ко Христу. Когда он был в Испании, одна благородная и богатая женщина,
услышавши о проповеди апостольской о Христе, пожелала видеть самого Апостола
Павла и уговорила своего мужа Проба, да умолит Апостола святого прийти в дом
их, чтобы они могли радушно угостить его. И когда Павел святой вошел в дом их,
она взглянула на лицо его и увидела на челе написанные золотом слова: "Павел
Христов Апостол" И увидев сие "чего никто другой не мог видеть), она
пала к ногам Апостола с радостью и страхом, исповедуя Христа истинным Богом и
прося святого крещения. И первая она принесла крещение (имя ей Ксантиппа),
потом и муж ее Проб, и весь дом их, и начальник города Филофей, и многие другие
там крестились.
Пройдя все сии страны на Западе,
озарив их светом святой веры, и провидев приближающуюся страдальческую свою
кончину, святой Апостол опять возвратился в Рим, откуда писал к ученику своему
Тимофею святому, говоря: "Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего
отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру
сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь,
праведный Судия, в день оный" (2Тим.9:6-8).
О времени страдания святого
Апостола Павла неодинаковы известия у церковных историографов. Никифор Каллист59 во 2-й книге своей истории, в 36 главе, пишет,
что святой Павел пострадал в один год и в один день со святым Апостолом Петром,
за волхва Симона, которого одолеть он помогал Петру. Другие же сказывают, что
спустя целый год по смерти Петра пострадал Павел в тот же 29 день месяца июня,
в который за год пред сим был распят святой Петр. Причиной смерти Павла
приводят то, что он проповедью Христовой увещевал девиц и женщин к
целомудренной чистой жизни. Впрочем в сих известия нет большого разногласия:
ибо в житии Петра святого (по Симеону Метафрасту) говорится, что Петр святой
пострадал не тотчас после погибели Симона волхва, а по прошествии нескольких
лет, из-за двух любимых Нероном наложниц, которых Апостол Петр обратил ко
Христу и научил жить целомудренно. А так как и Павел святой жил в Риме и
окрестных странах в то же время, когда и Петр, что легко могло быть и то и другое,
т.е. что Павел святой помогал Петру святому и на Симона волхва, во время
первого своего пребывания в Риме, и пришедши в Рим во второй раз, опять с
Петром святым единодушно служил спасению людей, наставляя мужчин, и женщин
целомудренной чистой жизни. И таким образом святые Апостолы возбудили ярость
нечестивого и развратной жизнью жившего царя Нерона60,
который, осудив их обоих на смерть, казнил Петра, как иностранца, распятием, а
Павла, как римского гражданина (которого нельзя было предать бесчестной
смерти), усечением главы, если не в один и тот же год, то в один и тот же день.
Когда усечена была честная глава Павлова, от раны истекла кровь с молоком.
Верные же, взявши святое тело его, положили в одном месте с святым Петром.
Так скончался избранный сосуд
Христов, учитель народов, всемирный проповедник, самовидец небесных высот и
райских доброт, предмет удивления ангелов и человеков, великий подвижник и
страдалец, претерпевший и на своем теле язвы Господа своего, святой верховный
Апостол Павел, и вторично, уже кроме тела, вознесен до третьего неба и предстал
Троичному Свету, вместе с другом и сотрудником своим, святым верховным
Апостолом Петром61, перейдя из церкви
воинствующей в церковь торжествующую, при радостном благодарении, гласе и
восклицании празднующих, и ныне они славят Отца и Сына и Святого Духа, единого
в Троице Бога, Которому и от нас грешных воссылается честь, слава, поклонение и
благодарение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Апостолов первопрестольницы, и
вселенныя учителие, владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим
велию милость.
Кондак, глас 2:
Твердыя и боговещанныя
проповедатели, верх апостолов твоих Господи, приял еси в наслаждение благих
Твоих и покой; болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, едине
сведый сердечная.
______________________________________________________
1 Савл – еврейское имя,
значит "желанный"; "вымоленный"; Павел – имя римское,
значит "малый". Некоторые ученые думают, что он был долгожданный,
перворожденный сын и получил оба имени при самом рождении, как римский
гражданин, по отцу. А святитель Димитрий Ростовский, следуя мнению св.
Златоуста, Амвросия и др., думает что Савл при самом крещении переименован был
в Павла. В книге же Деяний Апостольских нет никакого сведения, когда и по какой
причине совершилась эта перемена имени.
2 Тарс – некогда большой и
населенный город на юго-востоке Малой Азии, главный в провинции Киликии, при р.
Кидне, недалеко от Средиземного моря. И ныне он значительный и торговый город с
40 тысячами жителей.
3 Дамаск – один из древнейших
городов мира. Уже во времена царя Давида он был главным городом
самостоятельного государства; еще до Рождества Христова подпал под власть
римлян. Вера Христова утверждена была здесь рассеявшимися после убиения Стефана
учениками Господа. Синагоги Дамасские были подвластны иерусалимскому
первосвященнику; в религиозные дела евреев гражданская власть не вмешивалась. В
Дамаске и доселе указывают дом, где Апостолу Павлу преподано было крещение, и
место, откуда он был спущен по стене. В 1516 г. Дамаск присоединен к Турецкой
империи, и ныне весьма торговый и богатый город, с 200 тысячами жителей. От
Иерусалима он расположен к северо-востоку, в расстоянии около 200 верст, в
Сирии, при подошве Антиливана.
4 Тиверий – римский
император, с 14 г. По 37 г. По Р. Хр. При нем был распят Иисус Христос.
5 Идти против рожна –
народная пословица, выражающая тщету усилий противодействовать силе неодолимой,
а тем более всемогущей, божественной.
6 Анания – был христианином
из иудеев, потом поставлен епископом в Дамаске и скончался мученически – побит
камнями в Елевферополе (между Иерусалимом и Газою). – Память его 1 октября.
7 Святым твоим – так
назывались в первое время христиане, по освящении их во Христа, по их
непорочной жизни и любви взаимной.
8 "Пред язычниками"
– они поставлены на первом плане в знак того, что Павел будет проповедником
преимущественно между ними. "Скажу ему" – слова Господа
успокоительные для Анании; смысл их: иди, не опасайся: теперь никто из христиан
не пострадает от Савла, напротив, он сам постраждет за имя Мое.
9 "Возложил руки" –
в знак сообщения ему благодати Господне еще до крещения: всё, касающееся Павла,
хотя совершалось чрез человека, но Сам Бог был совершителем всего. – "Чешуя
отпала": это было лишь внутреннее ощущение Павла; ему показалось, что как
бы чешуя отпала от глаз его. Немедленная после того проповедь его в Дамаске
показывает пламенный дух его всецелое принятие веры во Христа.
10 Подробности пребывания его
в Аравии совершенно неизвестны. Вероятно, он предавался изучению Писания и
готовился к новой деятельности, указанной ему Господом.
11 "Еллинистами"
назывались иудеи, жившие в разных странах языческого мира и говорившие на
распространенном тогда греческом языке.
12 "Исступление"
(иначе – экстаз) – необычайное состояние человека, не по воле его бывающее,
когда в бодрственном его положении внешний мир как бы закрывается для его
телесных чувств, а внутреннему чувству его открываются явления невидимого,
духовного мира, какие Богу угодно даровать ему в видении; в таком состоянии был
и Апостол Петр, во время молитвы на кровле дома в Иоппии.
13 Кесария – в древности
название многих городов римской империи. Здесь разумеется Кесария в Палестине,
построенная Стратоном, в честь кесаря Октавия Августа, при Средиземном море,
верст около 100 от Иерусалима, к северо-западу, бывшая местопребыванием римских
правителей Иудеи; она была укреплена и украшена Иродом, некогда с превосходною
гаванью; ныне – груда развалин. В Палестине была и другая Кесария, при подошве
горы Ливана, построенная тетрархом Галилейским Филиппом в честь кесаря Тиверия,
и называвшаяся Кесарией Филипповой (в древности она называлась Вансей).
14 Название "христиан"
произошло не в среде последователей Господа, которые обыкновенно называли друг
друга братьями, учениками, верующими; оно употреблялось сначала вне Церкви и
вероятнее всего дано последователям Господа язычниками антиохийскими, которые,
встречая очень значительное число верующих, перестали считать их за секту
иудейскую и придали христианству самостоятельное значение.
15 "Церковь в Иерусалиме",
то есть: общее богослужебное собрание христиан; церкви же, как здания, явились
позднее. Святые Апостолы Иасон и Сосипатр едва ли не первые воздвигли в
Керкирейском острове (ныне Корфу один из Ионических островов, близ Албании)
прекрасную церковь во имя св. первомученика Стефана.
16 Это было первое единение
Церкви Христовой из язычников с церковью из иудеев, в коем торжественно
выразилась братская любовь; вместе с тем это было свидетельством великой
благодати Божией, действующей в церкви из язычников.
17 Клавдий кесарь, преемник
Калигулы, занимал римский престол с 41 г. По 54 г. По Р. Хр.; в продолжение
этого времени голод не раз свирепствовал в разных областях Римской империи.
18 Память св. Агава
совершается 8 апреля и 4 января (собор 70 Апостолов).
|