Состоялась 12.10.10. Жития тут Впечатления ведущего Я все-таки осуществил свою задумку и получил от группы информативные скульптуры мученичества, за что отдельный поклон участникам. Поскольку собралось 10 человек, удалось сделать 2 скульптуры. В обеих присутствовала фигура мученика (одним из них была будущая протагонистка), фигуры гонителей и фигуры наблюдателей (безразличных. осуждающих или сочувствующих).
Из жития Евстафия, которое, по меткому наблюдению участников, вполне могло бы послужить сценарием для бразильского сериала, протагонистка выбрали три сцены: расставание с женой, потеря детей и обретение потерянного (жены, детей, былого могущества и богатства). В таком виде постановка действительно превратилась бы инсценировку мыльной оперы, поэтому я добавил в сценарий постановки сцену, в которой Евстафий, в подтверждение своей веры, жертвует своей жизнью, в которой есть вновь обретенная жена, дети и социальное благополучие.
Поставить успели две сцены, - расставание с женой и потерю детей, - затем пришлось уйти в психодраматическую работу. Вернуться в пространство жития времени не хватило, поэтому опишу, что я надеялся бы увидеть, если бы оно было. Я продолжил бы действие с обретенным в психодраме ресурсом, и потери Евстафия обрели бы для него иной смысл, у него появилась бы возможность из иного (кроме самого себя) источника получать силы, необходимые для того, чтобы перенести эти потери. Смирение не было бы поражением, появилась бы возможность молиться (просить о помощи), мученичество перестало бы быть бессмысленным мучением.
В результате состоявшейся драмы, такой какой она была, пришла еще одна формулировка целей агиодрамы. Агиодрама - это психодраматическая Встреча со святостью, Встреча протагониста и Святого. Агиодрама может быть посвящена тому, чтобы протагонист подготовился к этой встрече, обрел целостность, необходимую для этой Встречи. В том случае, когда личные, идущие из прошлого переживания мешают этой Встрече, уместна классическая психодраматическая работа, даже если мы из-за этой работы не успеваем закончить постановку оговоренных в контракте сцен.
И еще, родился ответ на вопрос, чем постановка житий отличается от постановки того же бразильского сериала. В житии есть внутренняя готовность к святости, к подвигу, даже если она недоступна непосредственному переживанию здесь-и-сейчас. В структуре жития и психодраматической его постановки есть Бог как возможность, в структуре сериала Его нет.