Впечатления ведущего о мифодраме
«Фауст и Маргарита, часть 1».
Общее впечатление по окончании драмы было – бардак, но после просмотра видео убедился, что в этом бардаке была структура, да еще какая.
Идея изначально выглядела так:
Мифодраматическая постановка
Сцены:
1. Омоложение Фауста .
1.1 Омоложение (Тофель и ведьма изготавливают настойку. Все что-то кладут в чан.
1.2 Видит Елену (что видит в зеркале?).
Участвуют: Фауст, Мефистофель
Образ идеала (Елены) и средства его достижения.
2. Чувства зреют.
2.1 Встреча на улице (овеществление проекций – сравнить с образом из зеркала).
Участвуют: Фауст, Мефистофель.
2.2 В комнате у Маргариты. Монолог. Шкатулка
Участвуют: Фауст, Мефистофель
3. Построение отношений.
3.1 Пожертвование (первая атака отбита).
Участвуют: Марго, мать, священник
3.2 Фауст посылает Мефистофеля к Марте
Участвуют: Фауст, Мефистофель
3.3 Мефистофель у Марты
Участвуют: Мефистофель, Марта, Маргарита
3.4 Умонастроение Фауста перед встречей
3.5 Первая встреча (идут навстречу друг другу, рассказывая о себе. Чувства Фауста, чувства Маргариты
Участвуют: Мефистофель – Марта, Фауст – Маргарита.
4. Сомнения Фауста и Маргариты
4.1 Монолог Фауста в пещере. (Интрапсихическая драма)
4.2 Монолог одинокой Маргариты (интрапсихическая драма)
4.3 Богословская беседа.
5. Чувства и социум
Участвуют: Марго, умершая мать, Лизхен, Марта, брат, Фауст, Мефистофель
Но реализовать удалось ее лишь эпизодически. Уже понятно, что как последовательность сцен такая задумка в три часа не укладывается. Но дело не в том. Мифодрама, которая задумывалась как социодраматическая, стала психодраматической. Причем протагонистом стала Маргарита, в результате чего вместо истории Фауста мы получили историю Маргариты. Ну, и отлично, есть по крайней мере две схемы проведения драмы, а еще лучше – двух отдельных мифодрам.
Вот как могла бы выглядеть ролевая история Фауста. «Фауст», «Мефистофель», «Елена», «Марго» далее – не персонажи трагедии, а внутренние роли Фауста.
Волшебным зеркалом наводит?
Любовь, слетай туда со мной,
Откуда этот блеск исходит.
Фауст не хочет уходить от зеркала. Идеал недоступен.
3. Фауст 1 + Марго = Фауст влюбленный (Фауст 2). Сцена первой встречи; сцена в спальне Марго, когда образ Елены находит земное воплощение:
Часами бы стоял я здесь один,
На ложе глядя и на балдахин,
Где созданный природой ангел божий
Сначала развивался, как дитя,
И подрастал, играя и шутя,
И вдруг, созрев душевно и телесно,
Стал воплощеньем красоты небесной.
Мефистофель склеивает образы Елены как идеала женственности и Маргариты как живой женщины. («Глотнув настойки, он Елену // В любой увидит непременно »).
Не бойся ничего!
Пусть этот взгляд
И рук пожатье скажут
О необъятном том,
Пред чем слова - ничто,
О радости, которая нам свяжет
Сердца.
Да, да, навеки без конца!
Конец - необъяснимое понятье,
Печать отчаянья, проклятья
И гнев творца.
Фауст относится к живой женщине так, как можно относиться к идеалу женственности. В частности, обещает вечную связь.
6. Фауст 4 + Мефистофель = Фауст сомневающийся (Фауст 5). Сцена в пещере, где Мефистофель обесценивает переживание Фауста, напоминает ему о плотских желаниях. Он продолжает склеивать образы Маргариты и Елены. Этим он, с одной стороны, лишает Фауста возможности увидеть реальные потребности Маргариты, и на их основе строить отношения. С другой стороны, Мефистофель приземляет образ Елены, тем самым лишая его творческой энергии. Фауст понимает эту двойственность:
Как ясно мне тогда, что совершенства
Мне не дано. В придачу к тяге ввысь,
Которая роднит меня с богами,
Дан низкий спутник мне. Я без него
Не обойдусь, наперекор бесстыдству,
С которым обращает он в ничто
Мой жребий и твое благословенье.
Он показал мне чудо красоты,
Зажег во мне и раздувает пламя,
И я то жажду встречи, то томлюсь
Тоскою по пропавшему желанью.
Но Мефистофель предпринимает следующий ход
7. Фауст 5 + Мефистофель = Фауст виноватый (Фауст 6). Там же, когда Мефистофель напоминает Фаусту об одиночестве Марго.
В результате Фауст поступает именно так, как хочет Мефистофель:
Еще мне надобно, подонку,
Тебе в угоду, палачу,
Расстроить светлый мир ребенка!
Скорей же к ней, в ее уют!
Пусть незаметнее пройдут
Мгновенья жалости пугливой,
И в пропасть вместе с ней с обрыва
Я, оступившись, полечу.
Чувство вины является результатом описанной склейки. Оно заставляет Фауста подменить любовь жертвенностью. «Отцовское» отношение Фауста к Маргарите было подмечено в группе.
8. Фауст 6 + Мефистофель = Фауст-убийца (Фауст 7). Убийство матери и брата Маргариты превращают внутреннюю вину Фауста в уголовно наказуемую виновность. В психологическом плане – это насилие над Маргаритой, насильственное разрушение ее защит. Тоже было подмечено группой, когда говорилось о том, что ей 14 лет.
В целом, Фауст действует как неопытный подросток, что ярко проявилось в драме.
Ролевая история Маргариты могла бы выглядеть так
Несколько слов о матери Маргариты (такой вопрос был задан). Сейчас мне кажется, что главная функция этого персонажа – социальная (общинная, в том числе и церковная) защита Маргариты. Никакой помощи в реальном духовном развитии от нее нет, такое развитие является результатом собственного умения обращаться с противоборствующими внутренними силами. Мать как роль – это коупинговое решение пожертвовать развитием ради защищенности. Отказ от такого решения должен вызревать изнутри, а не взламываться снаружи, что и продемонстрировала «психодрама» и эмоциональный шеринг «протагониста».
История взаимоотношений Фауста и Маргариты здесь – это история несостоявшейся Встречи. В тот момент, когда они готовы были встретиться то есть увидеть друг друга, соотнести картинку с собственными потребностями и действовать, исходя из этого, вмешивается Мефистофель и дает ложную картинку. Только отказ обоих от услуг Трикстера (для Фауста – в конце трагедии) позволяет осуществиться встрече.
Безусловно, вся история Марго и Фауста должна ставиться от начала до конца, без разбиения на части. Технически я вижу такие решения (в зависимости от формата групрпы).
Две психодраматические мифодрамы. В первой протагонист – Маргарита, во второй – Фауст. Уик-енд полностью. Здесь возможен выход в протагонистские работы вне контекста трагедии, с последующим возвращением. Собственно, такую работу мы и проделали на группе. Плюс такого варианта в том, что позволяет проработать чувства участников, «застрявших» на разных этапах трагедии, вне зависимости от пола и возраста.
Социодрама в 2 этапа с последующими протагонистскими работами. 1 день. Сначала зачитывается событийный ряд и он проигрывается совершенно спонтанно, без какого-либо вмешательства ведущего. Затем проигрывается подробно, с интервью участников и дублированием с помощью текста.
Запись получилась совсем плохонькая. Тем не менее, вставляю ключевые, на мой взгляд, по энергетике сцены.
Маргарита уходит из родительского дома