Голос
диктора
Доктор
Джей - Эл Морено – психиатр и социолог,
всемирно известен как создатель ряда ключевых дисциплин в сфере человеческих
взаимоотношений: групповой психотерапии, групповой динамики, психодрамы и
социометрии.
Его
книги переведены более чем на 20 языков. Хотя он больше известен как ученый и
психотерапевт, его величайшим вкладом было то, что он изложил в своей
основополагающей книге «Слова Отца».
Вопрос: Д-р Морено, вы
верите в то, что в наше время по-прежнему актуальна идея Бога?
Голос
Морено:
Да, я верю.
Это
было 50 лет назад, незадолго до начала первой мировой войны, когда у меня
родились три диалога: «Бог - Создатель», «Бог как проявление Любви» и «Бог -
ученый». Я послал приглашение на Встречу всем людям: «Приходите, встретьтесь со
мной», сказал я. «Возрадуйтесь, у меня есть для вас добрая весть. Лидеры нашего
мира приняли решение».
Так
долго, как я помню, передо мной стояли две альтернативы. Я спросил себя: «Кто
эти люди, окружающие меня? Сон? Ничто? Радуга в небе, которая никогда не
вернется? Или рядом со мной самая реальная вещь а мире – его Создатель? Первая
и окончательная сущность, все вмещающая в себя?». Другими словами: «Я – ничто,
или я - Бог?»
Столкновение
этих двух альтернатив явилось той дилеммой, что красной нитью прошла через всю
мою жизнь. Я подозреваю, что каждого человека беспокоит та же дилемма. Каждый
должен прояснить для себя, обладают ли эти две альтернативы каким-то смыслом
для него. Каждый решает эту дилемму независимо от того, признает он это, или
нет. Все мы страдаем от сомнений и страха, что мы являемся преходящими
фантомами, не оставляющими следа. Это нас
раздражает и злит.
Я
начал искать ответа, и когда не нашел его, я погрузился в свое мое сознание, в
свою собственную Вселенную. Я начал искать смысл в существовании, которое
бессмысленно само по себе. Если нет ничего другого, только мимолетный сон – мы
можем, по-крайней мере, протестовать против бессмысленной судьбы, против
неисправимого греха и ошибки Космоса, который забросил нас сюда, в пустыню этой
планеты. Мы можем думать и чувствовать, не имея надежды превратиться во что-то,
что имело бы какое-то значение.
Предметом
моего поиска стал ответ на вопрос: «Являюсь ли я тем, что исчезает безвозвратно
в безнадежном существовании, или же я – центр творения всеобъемлющего Космоса»?
Я задумался, может быть, у меня есть еще какая-то ответственность? Не только
ответственность перед самим собой, но и ответственность за людей вокруг меня?
Ответственность за отца и мать, за сестру и брата, за моих друзей, за всех
людей в моем доме и за его пределами. Ответственность за все, что происходит с
людьми разных наций, живущих на отдаленных континентах, со всеми людьми в мире,
где происходят революции и несчастья. Разве это не моя ответственность? Разве я
не отвечаю за всю Вселенную?
Ответственность
не может быть ограничена ничем, кроме как всеобъемлемостью всего, что
существует, всех вещей, которые созданы, и всех вещей, которые распространяют
жизнь.
Если
и есть какая-то ответственность, она должна быть большей, чем ответственность
за то, что существует рядом, должна быть большая роль, которую я должен на себя
взять. Но как я могу взять на себя эту роль, если я не являюсь партнером в
сотворении Вселенной? Я должен был присутствовать в самом начале, миллиарды лет
назад, и через миллиарды лет я буду присутствовать при ее завершении.
Я
создал себя, следовательно, я существую.