Из зеркала:
расширение теории ролей.
Сью Дэниел
Опубликовано в «British journal of
psychodrama and sociodrama», vol. 19, № 2, 2004
Перевод Леонида Огороднова
Аннотация
Эта статья посвящена использованию теории ролей в целях диагностики и работы с ролевыми системами, которые служат развитию человека. Чтобы схематически изобразить ролевые системы и показать действующие связи в пределах этих систем и между ними, используется понятие культурного атома. В статье также описываются прогрессивные роли, которые отражают целостность и качество жизни; коупинговые роли, которые отражают оптимальные средства выживания в семье и социальных система; и регрессивные роли, которые включают разрушенные стороны личности. Обсуждения, которые следуют за каждой сценой, содержат ролевой анализ проведенной работы и ролевые диаграммы.
Введение
Теория ролей представлена относительно социального и культурного атома в его актуальной и исторической перспективе. Для иллюстрации ролевого подхода я использовала две работы с одним и тем же протагонистом. Первая виньетка состоялась на учебном семинаре. Вторая и последующие сцены состоялись на открытом семинаре по психодраме на следующий день.
Преображающая сила психодраматического процесса действует среди людей, когда каждый член группы становится терапевтическим агентом для другого.
Преображение культурного атома происходит с помощью протагонистов, вспомогательных Я, через роли членов группы и взаимодействие между этими ролями
Работа в рамках теории ролей предполагает непредубежденное и открытое наблюдение за тем, что происходит с людьми и группой. Хорошее воображение является непременным условием успешного применения теории ролей, оно вызывает волну легкости, игривости и веселого настроения. Ключевым элементом в этом процессе является способность ясно видеть происходящее, чему помогает применение техники зеркала. Следующие сцены служат иллюстрацией применения теории ролей в группе.
Семинар 1 - Сцена 1: Ирма
Ирма - протагонист. После выдвижения она все еще волнуется. Она ставит скульптуру того, как она чувствует себя в группе. Скульптура содержит две роли. Ирма выбирает человека, который будет ею, позе с руками, защищающими сердце; затем другого человека на роль солдата в карауле. Она размещает их спина к спине. Она идет на каждую из ролей, соответственно, мы проводим один обмен ролями. Она говорит, что этого достаточно. Я приглашаю Ирму выйти из сцены и посмотреть на то, что она сделала. Из зеркала она заявляет, что она видит себя полностью защищенной и счастлива, что она может это видеть. Я благодарю ее, этим виньетка заканчивается.
Обсуждение
Я закончила виньетку тогда, когда Ирма была в прогрессивной роли; она была счастлива от понимания своих ролей и уверена относительно того, чего она достигла. Это новое понимание увеличило ее спонтанность. Такие маленькие кусочки работы как эта, поощряя человека самостоятельно выразить себя, служат для того, чтобы создать атмосферу доверия и увеличивают чувство собственного достоинства. В начале Ирма хотела стать протагонистом, несмотря на свое беспокойство. Я предположила у Ирмы дух предприимчивости, и решила основываться на этой роли.
Диаграмма 1 показывает внутриличностные роли Ирмы, объединенные задачей самозащиты. Действующая связь между этими двумя ролями позитивна. Вместе роли образуют силу, которая может быть описана как «движение против». Я предположила, что эти роли были частью «системы коупинговых ролей» Ирмы. Этот термин – часть схемы, сформулированной Llynett Clayton (1982), предназначенной для диагностики и оценки ролей. Термины, которые я использую при обучении и в практике - это прогрессивные, коупинговые и регрессивные роли (Daniel, 2000) (Таблица 1). Категория прогрессивных ролей делится на две группы - хорошо развитые и развивающиеся. Коупинговые роли разделены на три группы: «движение к», «движение от» и «движение против». Регрессивные роли разделены на две группы: уходящие и постоянные. Любой из основных трех типов ролей - психосоматические, психодраматические и социальные, - может быть описан в этих категориях. Однако важно понять, что "роль - это только роль" (Moreno 1989), важнейшим компонентом адекватного анализа роли и терапевтического вмешательства является контекст. Таблица 1 демонстрирует диапазон ролей, выявленных у протагониста в первой виньетке.
Многие практики в той или иной
форме использовали в своей работе эти социометрические термины. Lawler (1949)
использовал три категории роли в системе коупинговых ролей при изучении
поведения учителей-консультантов. Также, как и Di Lollo (1987),
предложившая использовать культурный атом как динамическую объективную структуру,
или Clayton (1993), использовавший
ролевые диаграммы для анализа ролей.
Семинар 2 - Сцена 1
В ответ на вопрос к группе, кто хотел бы исследовать какие-то моменты в своей жизни, Ирма встает, и затем, когда чувствует, что никто больше не встанет, уверенно выходит. Я отмечаю, что она сохранила уверенность, полученную в результате вчерашней работы. Ирма вспоминает, как несколько лет назад она шла с работы домой; аромат кабачка, который готовят в кулинарном магазине.
Ирма ставит сцену с красивыми старыми домами, перед каждым растет дерево. Ирма играет роли деревьев, дома и аромата. В окрестности нет никаких людей, и я прошу, чтобы Ирма была духом окрестности. В этой роли она говорит, что окрестности очень красивы. Однако, когда я спрашиваю «духа», где люди, она говорит, что не знает. Тогда мы выбираем вспомогательное Я на ее роль, и начинаем действие. Ирма идет по улице, из дома появляется аромат. Она принимает эту роль и сопровождает себя, как будто танцуя с партнером (Диаграмма 2). «Танцоры» медленно и молчаливо движутся вместе, в это время слезы наворачиваются ей на глаза. Я отмечаю, что члены группы внимательны и тихи. Ирма вспоминает свое детство и говорит, что она чувствует печаль и радость. Я завершаю сцену, и мы идем в то время, когда она - маленькая девочка.
Обсуждение
Первая сцена явилась разогревом, который привел протагониста к полному соединению с более глубокими аспектами ее самой. Ирма приняла каждую роль в этой виньетке, пережив все элементы продемонстрированного ею социального и культурного атома. Фаза интервью углубила разогрев таким образом, что во время действия она быстро испытала переживания определенного времени своей жизни. В этой сцене не было никаких людей, скорее – вещи: деревья, дома, аромат и дух окрестностей. Очень теплые отношения развивались между Ирмой как балериной и ароматом кабачка. Поскольку Ирма «танцевала» с ароматом, она соединилась со своими чувствами, и спонтанно разогрелась для того, чтобы перейти ко времени, когда она была молода.
Семинар 2 - Сцена 2
Ирма - маленький ребенок. Ясная ночь со множеством звезд. Каждый в группе из 22 человек выбран на роль звезды. Некоторые находятся очень близко к Ирме, некоторые - очень далеко. Некоторые вспомогательные Я лежат на земле или стоят на коленях, другие стоят на ногах или на стульях. Ирма говорит, что звезды - это ее игрушки и ее друзья. Она сосредотачивается на одной звезде, и я прошу, чтобы она взяла эту роль.
Ирма: (Как звезда, смотрящая на маленькую девочку), "Она - маленький ребенок. Я так рада видеть, что она улыбается". Я прошу ее обращаться непосредственно к ребенку. Потом меняю их ролями. Маленькая девочка просто смотрит на звезду.
Я прошу, чтобы Ирма выбрала кого-то, кто был бы маленькой девочкой, а затем выйти со мной за пределы сцены. Я держу ее за руку. Из зеркала я приглашаю ее посмотреть на себя и на всю сцену. Она соглашается и внимательно наблюдает. Я спрашиваю ее, что она видит. Она говорит, что ребенок одинок. Когда я спрашиваю ее, что она чувствует, она говорит, что чувствует себя одинокой, затем она говорит, что она чувствует тепло по отношению ребенку. Я прошу, чтобы она действовала в сцене.
Встреча
Ирма входит в сцену и садится прямо перед маленькой девочкой. Они пожимают руки и обнимаются. Она поглаживает руки и плечи малютки.
Ирма: "Я люблю тебя. Ты красива и любима. Я здесь. Я не уйду".
Директор: "Вдохни и позвольте себе чувствовать в этот момент."
Слезы градом льются по лицу протагониста.
Ирма: "Я чувствую себя очень умиротворенной".
Директор: (ей и звездам), "Он очень живой, этот союз.
Ирма: "Мы - одно".
Несколько обменов ролями. Я замечаю, что Ирме очень комфортно меняться ролями. Она очень нежна как в своей роли, так и в роли маленькой девочки. Солдат в более ранней скульптуре Ирмы теперь "не на посту". Я замечаю, что все «звезды» выглядят очень нежными.
Расширение Системы
Я прошу, чтобы звезды принесли свой свет этим людям на земле. Некоторые из звезд приближаются, чтобы дотронуться до ребенка и взрослой Ирмы. Каждый дает ребенку подарок. Среди подарков - ясное видение, дружба, любовь, свет, радость и сила. Некоторые слекга дотрагиваются до нее или тихо становятся на колени поблизости. Другие собираются ближе до тех пор, пока каждый не касается других физически. Протагонист всматривается в лицо каждой звезды и устанавливает связь через зрительный контакт и другое невербальное и словесное выражение.
Ирма: (широко улыбается): "Мои друзья". Это сказано с большой радостью.
В комнате разлито огромное
чувство теплоты и близости. На этой ноте я завершаю драму.
Шеринг
Многие поделились очень личными переживаниями из своего детства, связанными с бабушками, дедушками и друзьями. Другие говорят, что они испытали чувства, которые не могли испытать долгое время. Многие выражают свои чувства невербально. Двое молодых людей держатся за руки, их глаза полны слез. Ирма произносит небольшую речь, в которой говорит, что она очень рада была быть протагонистом, и благодарит группу (Daniel, 1997).