Галина Бедненко
Мифодрама: Казанская презентация
Миф - это значимая история, пространство веры. Миф существует во все
времена. Есть, однако, типовые истории, рассказываемые веками и тысячелетиями.
Об уходе детей из дома. О конкуренции невест. О соратниках. О соперничестве
мужчин. О бунте против отцов. О посвящении себя искусству или божеству. О
появлении небывалого и нового в культуре. О любовных треугольниках. О ревности
жен. О незаконнорожденных детях. О предательстве и обмане. О наказании. О
добровольном признании чужой власти.
Мифодрама дает возможность узнать наиболее характерные для себя роли и те,
которые оказываются буквально наготове на данном жизненном этапе. Или же это
значимый поворот, который мы можем заметить и успеть сделать в своей жизни, а
можем потратить время и годы, чтобы потом жалеть об утраченных возможностях.
Молодой человек, который идет по стопам своего отца в профессии,
способен внезапно понять, что хочется ему в жизни совсем другого, попробовать
прожить в драматической форме эту для себя идеально-иную роль. И впоследствии
более свободно предпринять шаги, ведущие к цели своей самореализации.
Для женщины после декретного отпуска естественно и привычно чувствовать
себя только мамой (или женой и мамой), однако она готова вернуться на работу и
вновь идти к карьерным (финансовым) завоеваниям.
Мифодрама способна проявить глубинную потребность человека в истинном
выражении себя. Показать значимость нового, несмотря на уютную привычность
прежних порядков.
Отдельным открытием могут стать роли или послания, собственные или других
персонажей, знакомые по значимым людям из жизни. Так в яростном боге Аресе
можно увидеть способ поведения или сценарий своего отца или деда, в
ограниченности Ио - пассивность домашней матери или бабушки, в высокомерной
сдержанности Аполлона - социальное поведение родственника - юриста и т.д. Такое
безличное узнавание знакомого примера или образца поведения дает возможность
оценить его, признать или не признать своим, найти свой способ реагирования.
Можно последовать знакомым путем, а можно найти новый, заимствованный или
перенятый у кого-то, или же свой собственный. В социодраме мы способны увидеть,
к чему каждый из них ведет. К ограничениям, иллюзиям, даже смерти или
непониманию других, одиночеству, или творческому служению, или расстворению
себя в чем-то большем, религиозной группе, вере, служении богу или людям.
Молодая девушка может определить символические причины притягательности
отцовских образов и отношений с несвободными мужчинами и разрешить для себя
этот вопрос осознанно. Что именно она в них ищет - отношения без обязательств
или поклонение без упреков, шанс отвоевать мужчину у сильной соперницы или же
возможность построить свое собственное гнездо, с детьми от лучшего мужчины. В
мифодраме можно увидеть, каким может быть результат - и оценить, готовы ли мы к
этому.
В зависимости от сюжета, мы способны понять, каким именно способом мы
пытаемся справиться с критической ситуацией того или иного рода. Какие-то из
них нам вполне по силам и есть эффективные методы их разрешения. другие -
совершенно непонятны и вселяют панику, ужас, растерянность, бессилие. Здесь, в
мифодраме, ресурсы способны найтись, благодаря режиссерскому ведению и помощи
других символических персонажей, чьи качества будут помогающими в реальной
жизни.
Для матери, чьи дети рано или поздно улетят из родного гнезда, на помощь
может придти и религиозная погруженность Жрицы (ролевой архетип Гестии), и
шутовство веселых старушек (это Баубо - Геката), и открыться новое творческое
увлечение (влияние Афродиты) или даже появиться новый союз (вступит в игру
ролевой архетип Геры).
Мужчина, который вложил свои силы в социальную реализацию, может в
середине жизни ощутить пустоту, скуку или разочарование в себе, в своей жизни -
и тогда можно попытаться найти те ресурсы и жизненные силы, которые питают
надеждой и радостью, смыслом продолжения себя самого и своего в этом мире.
Мифодрама обращается главным образом к эмоциональному опыту, непосредственным
переживаниям, ощущениям, с их глубиной погружения и интенсивностью. Потому для
участия она требует эмоциональной включенности и сохранения энергетического
напряжения. Это оказывается и тренировкой умения переживать сильные эмоции без
бегства в рационализацию, срывов или истощения.
Как ролевой тренинг мифодрама способна стать тренировкой социальных
ситуаций, включающих взаимоотношения с другим полом, со старшими
родственниками, с детьми, соратниками, друзьями, сослуживцами, начальством. Впоследствии,
типовые ситуации могут быть опознаны в реальной жизни с более ясным пониманием
шаблона их действия.
Это также получение контакта со своими ресурсами: творческой энергией,
мотивацией, энтузиазмом, верой в себя, целеустремленностью и целеполаганием.
Это способность к мобилизации лучших своих качеств, в ориентации на
морально-этические ценности и умение различать хорошое от плохого.
Можно говорить достаточно много о возможностях метода, но мы любим в нем
возможности импровизации и свободы, силы и смысла, развитие лучших своих
качеств, которые становятся более доступными не только в процессе семинаров, но
и в реальности.