Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Суббота, 23.11.2024, 10:57
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Бедненко Г. Особенности мифодрамы


Галина Бедненко

Особенности мифодрамы и ее отличие от иных популярных методов

Сейчас я бы хотела показать отличие мифодрамы от других ролевых постановок и методов, в первую очередь от ролевых игр и психотерапевтической психодрамы.

Ролевая игра также построена на произвольном выборе роли участником и на спонтанном и свободном, или обусловленном сюжете действия. Однако вне фиксирующего переживания, расставляющего смысловые акценты, беседующего с персонажами влияния директора (режиссера), фокус внимания участников в большей степени концентрируется на игровом действии, не на собственных переживаниях, как это бывает в мифодраме. Кроме того, в драматическом исследовании мифа (или сказки) участнику необходимо постоянно выдерживать именно эмоциональное напряжение роли, одновременно сохраняя позицию осознанного наблюдателя, чтобы давать ответы директору о своем состоянии. В ролевой игре часто происходит иная ситуация: роль становится или действием, или характером, принципиально отделенным от реальной личности (будучи ее воображаемой, идеальной или экспериментальной, заранее придуманной разновидностью). При фокусировке на красоте сюжета, персонаж может совершать предательство, быть интриганом, убийцей, развратником, лжецом - без всякого ущерба для собственного представления о себе. При акценте на "прекрасной и полной удивительных приключений жизни где-то не здесь", персонаж будет идеальным и вечным "не-Я". Тогда не проявится "ближайший путь мифологического развития", а наоборот, случится расщепление "я-реального" и "воображаемого я". Не исключительными оказываются ситуации, когда "ролевики" начинают эмоционально жить жизнью персонажа в действительности, но вне ее, или же расщепляют свою личность мозаикой различных отыгранных характеров. В мифодраме же характер или сценарий остается от начала до конца выразительным отражением свойств и чувств души.

Мы уже говорили о том, что мифодрама, в отличие от психодрамы, ориентируется на культурный коллективный миф, а не на личную легенду или актуальную историю индивида, что позволяет увидеть свой мир в абстрагировано-метафорическом смысле индивидуального мифа. Мы воспринимаем индивидуальный миф как осмысленное и наполненное эмоциональной силой, но символически-абстрагированное восприятие собственной реальности индивидуума. Это дает возможность соотнести перипетии личной жизни со сказкой или мифом, другим символическим сюжетом или образом. Культурные объекты становятся иллюстрацией к личному мифу, возвышают его через идентификацию с коллективным опытом.

Мифодрама это процесс, наполненный впечатлениями. Это может ввести в заблуждение, поскольку в настоящее время предлагается очень (а порой и слишком) много разнообразных тренингов, семинаров, перфомансов, которые предлагают приятные или впечатляющие переживания, а вслед за этим - очевидную вероятность изменения своей жизни в лучшую сторону. Мы чувствуем необходимость отмежеваться от всей этой массы.

Мифодрама, конечно, предлагает интересные впечатления и спонтанный опыт, но фокус ее силы находится в связи впечатлений с осознаванием не буквального, а символического их смысла. Как правило, первоначально она очень выпукло демонстрирует привычный способ действия участника, только за этим участник оказывается способен на сценарные эксперименты. Принципиально важно то, что способность на новые эксперименты - именно в этом методе - оказывается не легким ролевым поступком, а эмоционально-прочувствованным шагом, способностью к душевному движению того или иного рода.

Зачастую в разнообразных тренингах предлагается "представить себе удачный исход ситуации" и полагать, что позитивное мышление, или само отыгрывание привлекательных ситуаций приведет к успеху в реальности. Мы не обманываем участников иллюзорной очевидностью впечатлений и не подменяем воображением прогностику, чье место - совсем в других науках и методах. Хорошее чувство это не гарантия удачи в будущем, и тренер не имеет право брать на себя и свое мероприятие ответственность за все то хорошее, что произойдет с участником в дальнейшей его жизни.

Наша цель - дать возможность участникам группы прикоснуться к различным граням своего индивидуального внутреннего мифа, очень индивидуального, очень отличного в зависимости от всего предыдущего опыта, личных качеств, а также уровня и качества личной силы. Мы это делаем с помощью разных коллективных тем и мифологических источников (текстов, образов, фольклора). Чтобы быть лишь проводником к внутренней "книге судьбы" человека, в которой свои собственные закономерности и своя уникальная вариативность выборов. Потому я не беру на себя роль гуру - учителя жизни, который знает все ответы на вопросы для каждого. Только лишь - скромного эксперта, который занимается именно этим делом, исследует, анализирует, делает выводы, делится предыдущим опытом; для которого нет "любимой идеи" всеобщего счастья, нет отсылок к "великим учениям" и "особым эзотерическим понятиям", только лишь некоторые наблюдения за законами и случайностями, опыт их понимания.

Мифодрама - интересный, впечатляющий, но внутренне непростой опыт, требующий осознанности и силы. И постепенно проявляется и то, и другое. Я уже не называю это психотерапией - это вышло за ее рамки. Я никогда не назову это "эзотерическим тренингом" - я не играю дешевой и обманчивой яркостью популярных представлений. Мифодрама для меня сейчас - это акт искусства, спонтанного и живого, непредсказуемого, возможность зачерпнуть голыми ладонями из живительного источника творческой силы.

Автор рекомендует также прочитать ее статью "Мифодрама: Казанская презентация"


Copyright Леонид Огороднов © 2024