Мифодрама - Глава 4

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Суббота, 25.03.2017, 16:29
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Глава 4


Глава 4

Мифодрама "Локи и волосы Сив":
обретение могущества


Миф о волосах Сив повествует о путешествии Локи в мир карлов, Свартальвхейм, и о приобретении богами атрибутов могущества. 

Содержание мифа

Поскольку объем мифа невелик, я приведу его полностью в изложении Снорри Стурлуссона («Младшая Эдда»)

Локи, сын Лаувейи, сделал такую пакость: отрезал у Сив все волосы. Проведав о том. Тор поймал Локи и переломал бы ему кости, если бы тот не поклялся добиться от черных альвов, чтобы они сделали для Сив волосы из золота, которые росли бы, как настоящие. Вслед за тем Локи отправился к карликам, которых называют сыновьями Ивальди, и они сделали такие волосы, и корабль Скидбладнир, и еще копье Одину, что зовется Гунгнир. И тогда Локи поспорил с карлом по имени Брокк и поставил в заклад свою голову, что брат того карла, Эйтри, не сделает трех таких сокровищ, чтобы сравнялись с этими. И когда они пришли в кузницу, Эйтри положил в горн свиную кожу и велел Брокку поддувать, не останавливаясь, пока он не вынет из горна того, что было туда положено. Но едва он вышел из кузницы, а брат его Брокк взялся за меха, на руку Брокку уселась муха и стала жалить. Но он работал, как прежде, пока кузнец не вынул из горна изделия, и это был вепрь с золотою щетиной.

     Затем кузнец положил в горн золото и велел поддувать и не прерывать работы, пока он не вернется. Когда он ушел, прилетела муха и, сев на шею Брокку, укусила вдвое больней, чем раньше. Но тот все поддувал, пока кузнец не вынул из горна золотого кольца, что зовется Драупнир.

     Тогда положил Эйтри в горн железо и велел дуть, говоря, что если поддувание будет прервано, ничего не получится. А муха тут уселась промеж глаз Брокку и ужалила в веко. И когда кровь залила ему глаза, так, что он ничего не видел, он быстро поднес руку к глазам и отогнал муху, а меха меж тем опали. Тут вошел кузнец и сказал, что чуть было не погибло все, что находится в горне. И он вынул из горна молот, отдал все сокровища своему брату Брокку и велел ему идти с ними в Асгард, чтобы взыскать заклад.

     И когда карлик и Локи принесли сокровища, асы сели на свои судейские троны, и все должно было решиться по приговору Одина, Тора и Фрейра. Тогда Локи отдал Одину копье Гунгнир, Тору - волосы для Сив, а Фрейру - корабль Скидбладнир. И он объяснил, в чем суть тех сокровищ: копье разит, не зная преграды; волосы, стоит приложить их к голове Сив, тотчас прирастут, а кораблю Скидбладниру, куда бы ни лежал его путь, всегда дует попутный ветер, лишь поднимут на нем парус, и можно свернуть этот корабль как простой платок, и положить, если надо, себе в кошель.

     Тогда Брокк достал свои сокровища. Он отдал Одину кольцо, говоря, что каждую девятую ночь капают из него по восьми колец такого же веса. Фрейру отдал он вепря, говоря, что тот может бежать по водам и воздуху, ночью и днем, быстрее любого коня, и ночью, и в самой Стране Тьмы будет ему светло: так светится у него щетина. А потом он отдал Тору молот, говоря, что им можно бить, с какою он захочет силой и по любой цели, и никогда не откажет молот, и куда бы он его ни бросил, он никогда не промахнется, и как бы далеко ни залетел молот, он всегда вернется Тору в руку. И если Тор захочет, молот сделается так мал, что можно носить его за пазухой. И лишь один у него недостаток: коротковата рукоять.

     Приговор богов гласил, что молот - лучшее из всех сокровищ и надежная защита от инеистых великанов. И они рассудили, что карлик выиграл заклад. Тогда Локи стал предлагать выкуп за свою голову, но карлик ответил, что нечего и надеяться, будто ему удастся ее выкупить. "Тогда лови меня!" - воскликнул Локи. Но когда Тор хотел схватить его, он был уже далеко. У Локи были башмаки, в которых он мог бежать по водам и воздуху. Тогда карлик стал просить Тора поймать Локи. Тот так и сделал. Карлик хотел было отрубить Локи голову, но Локи сказал, что ему, мол, принадлежит голова, но не шея. Тогда карлик взял ремешок и нож и хотел проткнуть в губах у Локи дырки и зашить ему рот. Но нож никак не резал. Тогда он сказал, что тут лучше бы сгодилось шило его брата, и лишь помянул это шило, откуда ни возьмись, появилось шило и проткнуло Локи губы. Сшил он губы вместе, но Локи вырвал ремешок с мясом.

Психологическая интерпретация

Описанный мифологический мотив имеет предысторию, объясняющую странный поступок Локи: жена Тора Сив изменяет ему с Локи, пока Тор воевал где-то с великанами. Об этом прямо говорится в «Перебранке Локи» из «Старшей Эдды»:

Тогда вышла вперед Сив, налила Локи в хрустальный кубок меду и сказала:

"Привет тебе, Локи!
Кубок хрустальный
с медом прими

Он взял рог и выпил.

"Порочить не стал бы,
когда б ты и впрямь
была неприступной;
но знаю, с одним -
и мне ли не знать! -
изменила ты мужу,-
то был злобный Локи"
.

Похвальбе коварного бога обмана можно было бы и не верить, но это событие косвенно подтверждает Один, обращаясь к Тору в «Песне о Харбарде»:

"С любовником Сив
повстречайся в доме,-
важнее тебе
свершить этот подвиг!"

Совращение жены Тора – действие, вызванное не вожделением, а завистью к Тору.

Сив – взрослая женщина, замужем не впервые, у нее по меньшей мере трое детей, стало быть, когда Локи отрезает у нее волосы, это не отказ в женственности, не знак взросления девушки и не маскулинизация женщины (я перечисляю здесь обычные мотивы пострижения волос у женщин), а указание на супружескую неверность, попытка опозорить. Из текста видно, что Локи – единственный, с кем Сив изменяет мужу. Соблазнить замужнюю женщину и растрезвонить об этом на весь свет - по отношению к Сив, это, конечно, гнусное предательство. Но смысл поведения Локи в другом. Отрезав у Сив волосы, Локи бесчестит не столько Сив, сколько Тора. Тор ловит Локи и собирается переломать ему кости. Локи обещает ему восстановить поруганную честь – прикрыть срам фигой.

Локи отправляется в подземный Свартальвхейм, к цвергам, за волосами, и получает «в нагрузку» подарки для верховных богов. По дороге обратно он задевает профессиональную честь других цвергов, Брокка и Эйнтри. Цверги,  существа независимые, лучшие во всех мирах кузнецы и вообще ремесленники, обижаются и требуют суда богов. Рассмотрим, какие атрибуты могущества получают Один, Тор и Фрейр. 

1.     Волосы Сив. Богиня Сив связана с норнами и с представлениями о роде. Снорри возводит ее имя к имени греческой прорицательницы Сивиллы. С Тором у Сив второй брак, от первого остался сын Улль (отец неизвестен). Волосы Сив символизируют  плодородие и богатство. «Волосы Сив» - один из кеннигов золота. Отрезая волосы Сив, Локи, таким образом, не только порочит Тора, но и лишает людей изобилия.   

2.     Копье Гунгнир. Главный атрибут Одина. Фигурирует в мифе о жертвоприношении Одина. Один периодически одалживает это копье героям, так что копье обеспечивает связь богов и людей. Психологический смысл: символ мужественности.

3.     Ладья Скидбладнир. Имя означает «сложенная из тонких досок». Один называет Скидбладнир лучшим кораблем. На нем могут поместиться все асы в полном вооружении, а будучи сложенным, от помещается в кошель. Для этого корабля всегда дует попутный ветер. Психологический смысл: овладение, использование стихии бессознательного.

4.     Вепрь с золотой щетиной. Еще один атрибут Фрейра, им предпочитаемый. Такой же есть и у его сестры Фрейи. Вепрь боевой, агрессивный, «может бежать по водам и воздуху, ночью и днем, быстрее любого коня, и ночью, и в самой Стране Тьмы будет ему светло: так светится у него щетина». Психологический смысл: также овладение стихией бессознательного, в частности, агрессией.

5.     Кольцо Драупнир. Самое загадочное из всех сокровищ, достается Одину, «каждую девятую ночь капают из него по восьми колец такого же веса». Упоминание числа девять связывает кольцо с Мировым Древом и с рунической мудростью Одина. В других мифах Драупнир фигурирует не раз. Этим кольцом посланник Фрейра безуспешно пытается соблазнить к замужеству великаншу Герд. Один кладет это кольцо в погребальный костер Бальдра, затем оно возвращается к нему после поездки Хермода в Хель. Возможно, Драупнир связан с кольцом Андвари из «Саги о Вёльсунгах», которое «будет стоить жизни всякому, кто им завладеет». Психологический смысл: во-первых, мудрость, преимущественно женская, способность проникать в разные миры, чувствительность, управление  эмоциональными состояниями, а так же измененными состояниями сознания. Во-вторых, богатство, способное к самопреумножению, но опасное для своего владельца

6.     Молот Мьёлльнир. Главный атрибут Тора, предназначен для истребления великанов. Локи не единственный раз добывает этот молот для защитника Асгарда – впоследствии он помогает Тору вернуть Мьелльнир, когда его украл великан Трюм. У Мьёлльнира, благодаря Локи, есть недостаток – короткая рукоять. Психологический смысл: защита от вторжения агрессивных влечений бессознательного, от разрушения личности. Короткая рукоять означает  ущербность этой защиты, она не абсолютна.

Рассмотрим теперь возможные критерии, которыми пользуются боги при оценке этих предметов. По суду богов, вепрь Золотая Щетина оказывается ценнее корабля Скидбладнира  для Фрейра; кольцо Драупнир –  ценнее копья с точки зрения Одина и молот ценнее золотых волос – для Тора. Рискну сделать следующие обобщения.

Вепрь в сравнении с ладьей. Фрейр – бог плодородия, изобилия, мужской сексуальности, сын натурализованных асов: вана, бога мореплавания, рыболовства и охоты Ньерда и великанши Скади, богини-охотницы и лыжницы. Обладание кораблем со столь чудесными свойствами означало бы для Фрейра возможность овладеть отцовской стихией – мореплаванием – не «залипая» в ней (корабль складной, используется при необходимости). Таким образом, избавление от «отцовского комплекса» - с одной стороны, использование сил бессознательного – с другой. В отличие от ладьи, вепрь может проникать в глубины бессознательного, освещая свой путь. Он может передвигаться и по воде, и по воздуху. Причем, передвигаясь по воде, он не рискует утонуть. Это - и инструмент исследования, и инструмент покорения стихии бессознательного, сам родственный этой стихии и потому более многофункциональный, чем ладья. Кроме того, вепрь у скандинавов – символ мужской сексуальной мощи, богом которой и является Фрейр. Вепрь, таким образом, обеспечивает Фрейру сепарацию от отца, приобретение самостоятельности в отношениях с бессознательным. 

Кольцо Драупнир в сравнении с копьем Гунгнир. Один – верховный бог. Помимо прочих функция, Один - бог войны (боевых дружин) и бог мудрости, в том числе рунической. В дальнейшем с копьем Один не расстается. Копье замечательно тем, что всегда попадает в цель, но сомнительно, чтобы для бога войны это было особенно важно. В военных действиях для Одина важнее всего число павших, достойных в Последнюю Битву сражаться на стороне Асгарда. Копье – символ этой функции Одина. Другой функцией Одина является руническая мудрость, знание всех миров Иггдрасиля, которое Один добывает, пригвоздив себя копьем к Мировому Древу (см. главу 3). Символом этой мудрости и является кольцо Драупнир. Один ценит мудрость выше, чем воинское искусство. В конце концов, ради воинского искусства Один не подвергается таким испытаниям. Изъясняясь военным языком, копье нужно воину, кольцо – полководцу. Саморазмножение колец можно понимать как преумножение м удрости.

Молот против золотых волос для Сив. Тут, видимо, воинская мужественность оказывается выше мужественности сексуальной. Оскорбление, нанесенное Тору Локи – публичный намек на несостоятельность как мужчины. Речь, значит, идет о восстановлении чести мужа. Но Тор – бог-громовник и посрамление в битве для него страшнее позора от измены жены. (Измена состоялась тогда, когда Тор громил где-то великанов). Соответственно, уникальное оружие важнее предмета, подтверждающего верность жены.

Итак, победу присудили карлику. Сначала Локи предлагает выкуп, но для карлика честь ремесленника важнее сокровищ. Локи убегает, но Тор его ловит (публичная честь восстановлена, теперь можно отомстить обидчику под благовидным предлогом). Тогда Локи прибегает к излюбленному способу - софистике: ему нельзя отрубить голову, потому что он проспорил голову, а не шею. (Что, интересно, мешает карлику просто разбить ему голову?) Карлик удовлетворяется тем, что зашивает ему рот. Локи вырывает ремешок с мясом.

Карлик здесь выступает как агрессия Тора и Сив. Если уж нельзя убить, то хоть бы заставить молчать. Тщетно.

В поведении Локи  в мифе можно увидеть две мотивации. С одной стороны, его действия можно рассматривать как обусловленные ситуативно, тогда последовательность действий выглядит так: захотелось секса – соблазнил Сив; дай, думает, насолю Тору – отрезал волосы; пообещали переломать кости – отправился к цвергам; на обратном пути увидел Брокка и Эйтри – поспорил; понял, что рискует головой – решил помешать; не получилось – понадеялся на суд богов; осудили - попробовал бежать; не получилось – схитрил; наказали зашиванием рта – разозлился и сам себе навредил. Такое поведение в полной мере соответствует трикстерской природе Локи.

Однако, с точки зрения полного мифодраматического цикла, важно учитывать и другую мотивацию Локи – он обеспечивает богов предметами могущества, которые призваны помочь им укрепить власть над молодым еще миром. 

 

Инсценизация и психотерапевтическое применение


Сцены:

1.     Локи соблазняет Сив, отрезает у нее волосы и навлекает на себя гнев Тора (Асгард).

2.     Локи отправляется в Свартальвхейм за новыми, золотыми. Вдобавок карлики делают копье Гунгнир для Одина и ладью Скидбладнир для Фрейра (Свартальвхейм).

3.     Локи спорит с Брокком, что его брату Эйтри не удастся сделать ничего лучше, в заклад ставит голову (Свартальвхейм).

4.     Изготовление вепря, кольца Драупнир и молота Мьелльнир. Локи пытается помешать (Свартальвхейм).

5.     Суд богов (Асгард)

6.     Локи обманом спасает голову (Асгард). 

По опыту работы, можно сказать, что при работе с этим мифом наиболее часто всплывают темы:

·        мужская ревность. В этом случае нужно сосредоточиться на отношениях Тора и Сив. Как правило, при такой расстановке акцентов фигура Локи уходит в тень и сцена напоминает супружескую ссору со взаимными агрессивным предъявлениями претензий. В этом случае важно перевести сцену в русло конструктивных переговоров, где третейским судьей может выступить, например, отец Тора Один.

·        чувство вины у женщины при измене. В этом случае также следует сосредоточиться на отношениях с Тором, но агрессии при этом бывает меньше, женщина предается самобичеванию. Ресурсом может быть «отпущение грехов» со стороны какой-нибудь старшей женщины, например, богини любви Фрейи или покровительницы семейного очага Фригг.

·     предательство мужчины, которому верила  женщина Если директор видит, что эта тема актуальна в группе, следует поставить сцену соблазнения и выяснить, какой «договор» был заключен между Локи и Сив. Если имело место нарушение договора, необходимо вывести Тора защитником Сив, минимизируя значение его мотивов. Если нарушения договора не было, следует акцентировать внимание на причинах самообмана Сив.

Еще одной сценой, где часто бывает «горячо» - это сцена конкуренции, чей «товар» лучше. Лично я, отмечая для участников факт существования конкуренции, не пытаюсь с этим что-то сделать.

Несмотря на то, что житейские проблемы закономерно проявляются при постановке этого мифа, директору следует помнить, что лейтмотивом мифа является не любовный треугольник, а взаимоотношения Асгарда и Свартальвхейма (структурирующего сознания и стихийного, творческого бессознательного) и обретение богами предметов могущества. С этой точки зрения директору следует подчеркивать значение фигуры Локи.

В мифе Локи является проводником между мирами.  Он не принадлежит ни одному из миров, что позволяет ему перемещаться между ними. Для богов порядка  погружение в подземный мир слишком мучительно. Карлики могут существовать только под землей, на дневном свету они превращаются в камень. (На одной из групп родилось сравнение карликов со «спонтанностью» и «культурными консервами» Морено – спонтанность также не может существовать при свете сознания). Локи, являясь теневой ипостасью Одина, устанавливает баланс между стихийностью бессознательного и упорядоченностью сознания.


Copyright Леонид Огороднов © 2017