Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Patrickbilm

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Воскресенье, 19.11.2017, 07:43
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Мифодрама "Молот ведьм"


Леонид Огороднов


 МИФОДРАМА «МОЛОТ ВЕДЬМ»

Идея мифодраматической мастерской «Молот ведьм» родилась спонтанно. Ко мне в руки случайно попала известная книга двух средневековых инквизиторов – Якова Шпренгера и Генриха Инститориса. Пока я читал в метро главу о способах ведения инквизиционного следствия, у меня сложится план мифодрамы, основанной на этом тексте.

Сам по себе текст книги не показался мне столь страшным, каким его представляет, например, Ефремов в «Лезвии бритвы». Большую ее часть занимают  спекулятивные обоснования утверждения, что колдовство является ересью. Более подробно занявшись вопросом, читая историю инквизиции, протоколы судебных заседаний, описания пыток и казней, я усомнился в необходимости и возможности использования подобного материала в психотерапии. Однако я рассудил, что целью мифодрамы является не историческая реконструкция кошмарных событий средневековья. Как и психодрама, мифодрама стремится к тому, чтобы воссоздать на сцене травмирующую ситуацию, и найти выход из нее. В этом смысле воссоздание процедуры инквизиционного суда с его атмосферой безысходности, показалось мне мощным, хотя и не вполне безопасным терапевтическим инструментом.    

В настоящей статье я начну с краткого общего описания мифодрамы «Молот ведьм», чтобы сразу дать более-менее целостную картинку того, что происходит. Затем я более подробно опишу каждый шаг, привнося сюда исторический материал (который, в частности, можно использовать как раздатки), объясняя теоретическую основу действия и иллюстрируя теорию примерами.

 

Мифодрама начинается с разогрева.

Общая идея состоит  в том, что мирное течение жизни небольшого городка взрывается приездом Инквизитора. Жители должны доносить друг на друга под страхом отлучения от церкви (исключения из общины). Далее действие может идти разными путями, например, оно может развиваться как социодрама, и тогда мы можем поиграть со структурой сообщества, разбираясь с тем кто на кого наклепал, и почему. Мне, однако, интереснее иное, терапевтическое развитие действия. В этом случае мы выбираем протагониста (ведьму или колдуна).

Начинается следствие, производящееся по определенным законам. Следствие завершается вынесением приговора. Приговор приводится в исполнение. В реальности этим бы все и закончилось, но в мифодраме мы, естественно, изменяем ситуацию таким образом, чтобы протагонист получил ресурс, необходимый ему для того, чтобы справляться с подобными ситуациями в жизни.  

Завершается мифодрама, разумеется, шерингом.

Итак, в общем виде мифодрама по шагам развивается так: 

1.     Разогрев
2.     Социодрама про город с распределением ролей, приезд инквизитора, доносы
3.     Выбор протагониста (колдуна или ведьмы)
4.     Следствие и пытки
5.     Наказание
6.     Спасение7.     Шеринг 

Разберемся с шагами подробнее. 

1.     Разогрев. 

В принципе, следующий шаг так же является социодраматическим разогревом, вводящим участников в контекст средневековья, поэтому в качестве первичного разогрева я использую медитацию. Я прошу участников группы сесть поудобнее, закрыть глаза, и вспомнить одну или несколько ситуаций из жизни, когда их несправедливо в чем-то обвиняли, и они не никак не могли отвести обвинения.

Если группа состоит в основном из незнакомых между собой людей, я прошу их разбиться на пары и поделиться своими воспоминаниями. Если группа работает давно, имеет смысл предложить желающим или даже всем участникам группы высказаться в кругу.

Этот разогрев актуализирует у участников чувство вины, обиды, несправедливости и безысходности. Часто всплывает тема предательства Структурно описываемые ситуации подобны той, что будет впоследствии разворачиваться на мифодраматической сцене. Суммируя высказывания участников, опытный ведущий может предположить, в каком ключе развернется действие, и даже предсказать, кто будет протагонистом.

Об этих воспоминаниях полезно  напомнить, когда придет время шеринга.  

2. Социодрама про город с распределением ролей, приезд Инквизитора, доносы.

Затем участникам группы предлагается представить, что они живут в небольшом средневековом городке. Каждый должен выбрать себе роль. В течение 10-15 минут они свободно общаются друг с другом. Ведущий инициирует общение, предлагая персонажам проявить большую активность, познакомится с большим числом сограждан.

Эта часть работы преследует несколько целей, среди которых наиболее важными мне кажутся введение в контекст мифодрамы и формирование симпатий и антипатий.

По истечении отведенного времени ведущий останавливает действие и интервьюирует каждого из персонажей, задавая ему вопросы о том, как ему живется в этом городе? Кто ему наиболее симпатичен? Кто не нравится? В какие группы он входит. Глубина интервью зависит от численности группы. В результате появляется первичная социометрическая картинка сообщества, которая затем ляжет в основу выбора «жертвы». На одной из мифодрам я обратил внимание на абсолютно изолированного персонажа (он назывался «Аптекарь»). Хотя он заявлял, что в городе у него есть друзья (и, действительно, один из участников обозначил себя как «Друг Аптекаря»), фактически он не участвовал в общем действии, оставаясь в изоляции. Не удивительно, что когда пришла пора выбирать жертву инквизиции, выбор пал на него.

И вот, возникает фактор, угрожающий взорвать сложившуюся систему отношений -  в город приезжает Инквизитор (эту роль необходимо задать прежде, чем остальные участники свободно выберут себе роли). Инквизитор зачитывает текст следующего содержания (он должен ознакомиться с ним, пока идет социодрама):        

«Мы, викарий такого‑то инквизитора,  желаем всем сердцем того, чтобы вручённый нашему попечению христианский народ воспитывался в единстве и чистоте католической веры и держался вдали от чумы еретической извращённости. Во славу и честь досточтимого имени Иисуса Христа и для возвеличения святой ортодоксальной веры, а также и для искоренения еретической извращённости, свойственной ведьмам, мы, указанный судья, предписываем, приказываем и увещеваем всех и каждого,  какое положение они бы ни занимали в этом городе или в этом селении в двух милях в окружности, исполняя добродетель святого послушания и под страхом отлучения, явиться в течение следующих двенадцати дней, и разоблачить перед нами женщин, о которых идёт молва, как о еретичках, или ведьмах, или вредительницах здоровья людей, домашнего скота и полевых злаков, или приносящих вред государству. Первые четыре дня — это первый срок, следующие четыре дня — второй срок, а последние четыре дня — третий срок. Ежели те, которые знают о существовании женщин, подозреваемых в этих преступлениях, не явятся и не укажут их, то они будут пронзены кинжалом отлучения или претерпят вытекающие из норм закона наказания. Мы произносим отлучение против всех тех, которые упорно не повинуются. Право обратного принятия их в лоно церкви остаётся за нами,  и отмена светского наказания предоставляется на усмотрение светской власти.  Дано…» такого‑то числа и т. д.

В этот момент ведущему имеет смысл взять на себя роль помощника Инквизитора, и объяснить, что отлучение от церкви означает с мирской точки зрения – исключение из общины, изоляцию, а с духовной – разрыв связи с Богом. Напугав хорошенько мирян и паству, ведущий требует, чтобы каждый из участников группы написал донос на другого, пояснил, в чем он его обвиняет, и подписался. Донос может быть в вольной форме, а может структурированным, то есть доносчик выбирает несколько обвинений из списка. Вот примерный список преступлений ведьм и колдунов:

Полеты на метле, на животных или с помощью мази

Насылание болезней на людей

Насылание болезней на животных

Превращение в животных

Участие в шабаше

Сексуальная связь с демонами

Вызывание бури (грозы, града), вредящих посевам и убивающих людей

Удаление полового члена мужчины

Наведение импотенции на мужчину

Наведение фригидности на женщину

Наведение бесплодия на женщину

Превращение других людей в животных

Убийство плода во чреве матери

Внушение человеку страсти к себе

Управление другим человеком с помощью демонов

Вызывание у мужчины (женщины )отвращения к определенной (му) женщине (мужчине)

Вызывание и заклинание злых духов

Поругание Христа, Церкви, глумление над религиозными святынями

Убийство детей и посвящение их дьяволу

Получение от демонов знаний о кладах

Список составлен на основе «Молота ведьм» и других источников и, в целом, соответствует действительным обвинениям средневековья. Даже не прибегая к тщательному анализу видно, что большинство «преступлений» замешано либо на сексуальности, либо на агрессии.

На этом этапе ведущему важно знать и донести до группы, что главным преступлением в глазах Инквизиции является не нанесенный вред, а способ его нанесения – колдовство, и доносчику придется доказать именно колдовской характер вредительства. Поэтому, если позволяет время, каждый должен описать обстоятельства, при которых наносился вред.

Листочки с доносами сдаются ведущему. Я обычно поручаю одному из участников группы обработать результаты, подсчитав, сколько доносов поступило на каждого из персонажей. При этом он должен хранить молчание относительно того, кто на кого донес.

Если предполагается психотерапевтическое развитие мифодрамы, имеет смысл попросить каждого донести на себя самого. Эти листочки не сдаются ведущему, они пригодятся протагонисту на следующем этапе.

В результате этой работы можно получить социограмму сообщества. Ее можно оформить графически на листе ватмана и в дальнейшем использовать в социодраматической работе. Если вы планируете развивать мифодраму в психотерапевтическом ключе, эта информация пригодится вам при выборе протагониста. 

3.     Выбор протагониста. 

Я вижу здесь три способа, которым можно выбрать протагониста, каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Во-первых, можно провести классический выбор. Для этого необходимо снять роли, попросить участников группы подумать о том, какие темы для работы актуализировались у него (у нее) в связи с прошедшей социодрамой, и предложить готовым к работе участникам сделать шаг вперед. После того, как темы озвучены, остальные участники делают выбор темы. Набравший большинство голосов становится протагонистом (колдуном или ведьмой). Плюс этой техники состоит в том, что ведущий может быть уверен, что выбранный участник действительно фокусирует групповую тему. Минус в том, что такой выбор выпадает из общей канвы действия, уводя участников в другую реальность.

Во-вторых, можно сделать выбор ведьмы или колдуна на основе предшествовавшей ему социометрии участников в ролях. Это полезно для группы, но потенциальный протагонист может быть против. Впрочем, в моей практике еще ни разу выбранный таким образом участник не отказывался играть роль.

В-третьих, директор может «назначить» протагониста, оценив групповую динамику и попросту в ходе действия предложив ему (ей) в дальнейшем играть роль ведьмы. Этот способ хорош в группе, где чувствуется повышенный уровень тревожности. Вот как описывает свои чувства протагонистка, «назначенная» таким образом: «Понравилось то, что в процессе социодраматического разогрева ничто не вызывало напряжения: все шло как по маслу и ничто не предвещало беды. Я оказалась протагонистом совершенно неожиданно: раз – и все. Ощущалась поддержка директора, протагонистом у Огороднова быть комфортно. Тема работы всплыла неожиданно злободневная, ресурс получен, надеюсь, полезный». В данном случае с выбором протагониста я угадал (выбрав наименее зажатого участника группы), но, естественно, произвол опасен тем, что в случае ошибки из работы уйдет энергия.

В любом случае, после выбора протагониста необходимо снять роли со всех, кроме ведьмы. Если участники слишком сжились со своими персонажами, здесь полезно сделать перерыв. 

4.     Следствие и пытки 

Я приступаю к описанию самой сложного, как с теоретической, так и с технической точки зрения, этапа мифодрамы.

Сначала нужно спросить протагониста, кто (2-3 человека) из числа участников, по его интуитивному ощущению, мог бы оказать ему помощь. Они понадобятся на этапе спасения.  Среди остальных участников распределяются следующие роли: 

·        Дубль
·        Инквизитор
·        Денунциант
·        Свидетель (или свидетелей) обвинения
·        Адвокат
·        Стражник или палач
·        Народ
·        Нотариус  

Важно, чтобы роли были распределены между всеми участниками.

Как и в психодраме, дубль играет роль протагониста тогда, когда он не играет ее сам.

Денунциант – это главный доносчик, инициирующий начало процесса. Именно он после объявления Инквизитора является с доносом на протагониста. С точки зрения протагониста, либо открытый враг, либо предатель.

Свидетель обвинения подтверждает слова денунцианта и свидетельствует о той молве, которая ходит об обвиняемом.

Адвокат защищает обвиняемого. На самом деле, это не соответствует историческим реалиям, адвокат назначался инквизицией, он мог отказаться от защиты. Все, что он мог сделать для обвиняемого – это доказать факт «смертельной вражды» между денунциантом и обвиняемым, тогда обвинение снималось. Любой другой способ отвести обвинение мог выйти боком самому адвокату. Но, поскольку мы здесь не занимаемся исторической реконструкцией, наш адвокат будет действовать как современный защитник.

Стражник и/или палач, соответственно, сторожит, пытает и приводит приговор в исполнение.

Народ – это люди, наблюдающие процесс со стороны. Протагонисту важно знать их симпатии и антипатии по отношению к нему.

Нотариус ведет протокол следственных действий. На его основе выносится приговор.

Инквизитор. Я оставил описание этой роли напоследок, поскольку в данной мифодраме это важнейшая роль. Если раньше Инквизитор был социальной ролью, фактором, угрожавшим существованию сообщества, то теперь он, как и остальные роли, становится внутренней ролью протагониста. Однако, если сущность остальных ролей достаточно очевидна, то значение роли Инквизитора стоит разобрать отдельно. Для этого я обращусь к замечательной работе Дональда Калшеда «Внутренний мир травмы».

Основная идея Калшеда состоит в том, что при ранней травматизации ребенка появляется психологическая инстанция (он ее называет «Хранителем»), которая защищает Самость от дальнейших внешних травм, при этом разрушая целостность личности. Иными словами, Хранитель постоянно убеждает Эго, что травма обязательно повторится, и единственным способом избежать боли является изоляция. «Самость» (душа), неразрушимое начало, изолируется от чувствующего, воспринимающего, желающего тела» - пишет Калшед. Но ведь именно этим и занимается Инквизитор, формальной целью которого является «спасти душу». При этом тело обыкновенно должно быть уничтожено во искупление прегрешений.   

Важная подсказка для ведущего: роль Инквизитора, в отличие от других ролей, не может быть уничтожена, она по определению сильнее Эго: «Конечно, пациент должен стать более от­ветственным и сознательным по отношению к своим тираничным защитам, но его осознание должно заключать в себе и смиренное понимание того, что архетипические за­щиты являются куда как более мощными, чем эго». Поэтому ведущий должен на протяжении всей драмы пресекать попытки Ведьмы справиться с инквизитором силовыми методами или колдовским путем. Путь к исцелению лежит не через уничтожение архетипических защит, а через воссоединение с более мощными энергиями, более широкой общностью, через ассимиляцию Инквизитора, признание своих желаний и выражение ему уважения и благодарности за попытки доступными ему способами спасти душу.

Повторю: задачей Инквизитора является не уничтожение преступника (колдуна, ведьмы), а спасение его души (к слову, формально, инквизиция не выносила смертных приговоров, а передавала уличенных еретиков светской власти). Разберем с этой точки зрения теорию колдовства.

Долгое время колдовство считалось преступлением «светским», то есть оценивалось с точки зрения нанесенного ущерба. Колдун, соответственно, мог отделаться штрафом: погибли 5 коров, заплатил за 5 коров – и гуляй. Как таковое, колдовство не интересовало инквизицию, созданную для того, чтобы выявлять ереси. Однако со временем по политическим и экономическим причинам церковь заинтересовалась колдунами. Для того, чтобы они стали  подсудны инквизиции, колдовство должно было быть признано ересью.

Слово «ересь», обратите внимание, происходит от греческого hairesis, что означает «свободный выбор». Согласно Фоме Аквинскому, ересь - это «ошибочное, преднамеренное и последовательное противодействие истине, официально установленной церковью», то есть канону (греч. Kanōn – норма, правило). То есть, ересь – это свободный выбор, уводящий от установленных правил. Таким образом, Инквизитор, выявляющий и наказывающий ересь, наказывает человека за свободный выбор. В чем же состоит колдовская ересь? В том, что ведьма или колдун для осуществления своих целей заключают договор с Дьяволом, и таким образом, признают его, по крайней мере, равносильным Богу. Задачей Инквизитора, соответственно, является выявление связи с Дьяволом.

Исходя из этой задачи и строится следствие. Денунциант доносит на человека, начинается следствие. Действует презумпция виновности, то есть человек считается виновным, пока не докажет обратного. На него уже пало подозрение, просто в силу того, что донос состоялся (вроде «дыма без огня не бывает»). Задачей следствия является установить степень виновности подсудимого. Она устанавливается: 1. свидетельскими показаниями (внешний критерий); 2. личным признанием (внутренний критерий). Без личного признания вынести приговор невозможно, поэтому на определенном этапе подсудимый подвергается пыткам. Поскольку пыток, как правило, никто не выносит, дело заканчивается признанием, что автоматически предполагает либо пожизненное заключение, либо костер.

Так было в реальности, но не так в мифодраме. В мифодраматическом процессе костер (и, вообще смертная казнь) – явление редкое. Об этом мы поговорим в подглавке о приговоре и наказании.

Мифодраматическая работа – это работа символическая. Поэтому здесь мы не будем в точности воспроизводить все подробности инквизиционного судопроизводства. Замечания, приведенные выше, призваны помочь ведущему увидеть смысл и цель мифодрамы. 

Протагонист начинает работу из роли Денунцианта, который обращается к Инквизитору: «Я обвиняю (имярек) в том, что…». Здесь можно использовать самообвинения, разработанные на этапе социодрамы. Второй способ - оставить протагониста в роли, в которой он был на социодраме, и формулировать обвинения, исходя из роли. Так, на одной из мифодрам протагонистка, бывшая на социодраме в роли Проститутки, из роли Денунцианта начала с обвинений в распущенности, покушении на общественную нравственность, и т.д.

Задача Инквизитора, на роль которого идет затем протагонист - доказать, что действия Обвиняемого предполагают связь с дьяволом. Например, сексуальная распущенность сама по себе не является преступлением с точки зрения инквизиции, а вот наведение на мужчину чар таковым является. Технически, вина доказывается с помощью Свидетелей, которые могут откровенно оклеветать Обвиняемого. Так же, любое объяснение Обвиняемого, которое он приводит из своей роли, может быть истолковано как отягощающее его вину. Например, на одной из мифодрам в этом направлении прекрасно поработал Нотариус, безбожно искажавший смысл слов Обвиняемого.

Протагонист, как и на психодраме, должен побывать в каждой из ролей, исключая, может быть, роль Нотариуса. Очередность введения в роли жестко не задана, и диктуется интуицией ведущего.

Задача ведущего на этом этапе  - определить базовую травматизацию протагониста по его поведению в ролях. В качестве теоретического описания базовой травматизации я использую концепцию Лиз Бурбо, подкупающую своей простотой.   


дальше



Copyright Леонид Огороднов © 2017