Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Вторник, 19.03.2024, 12:41
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Цикл 1. Сентябрь 2009 - январь 2010


Мифодраматический цикл по "Фаусту"

сентябрь 2009 - январь 2010


Мифодрама "Заключение договора"

 

План мифодрамы:
 

1.     Пролог на небе;

2.     Сомнения и отчаяние Фауста;

3.     Появление Мефистофеля, заключение договора.

 

Пролог на небе – это сцена, задающая контекст всему циклу. Краткое ее содержание таково:


Архангелы прославляют творение Господа. Приходит Мефистофель, демонстративно противопоставляет себя архангелам,  разглагольствует о скотстве человека. Господь приводит в пример Фауста, Мефистофель берется его соблазнить. Господь дает ему на это полномочия.

 

Содержание второй сцены:


2.1 Фауст один в комнате. Он преуспел в земных науках (перечисляются: богословье, философия, юриспруденция, медицина), но не нашел к ним ключей к «тайнам бытия». Он обратился к магии, чтобы вызвать духа, который открыл бы ему «вселенной внутреннюю связь». Он хочет убежать из «сырых склепов» и вызывает Духа земли.

2.2. Фауст испуган видом Духа. Поиздевавшись над Фаустом, Дух объясняет, что 

«Я – океан, // И Зыбь развитья, //И ткацкий стан //С волшебной нитью //Где, времени кинув сквозную канву,//Живую одежду я тку божеству», -

и что он Дух, не является прообразом Фауста: «О, нет, с тобою схож// Лишь дух, который сам ты познаешь». Фауст в отчаяньи от своего ничтожества.

2.3. Появляется Вагнер – бакалавр, ученик Фауста, говорит о пользительности и приятности книжного учения, понимания прогресса науки. Фауст высказывает свое кредо: «Пергаменты не утоляют жажды.// Ключ к мудрости не на страницах книг.// Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,// В своей душе находит их родник». Возможная тема для обсуждения: «Как далеко шагнули мы вперед». 

2.4. Фауст, ощущающий свою никчемность и бессилие, тянется к склянке с ядом. Пасхальный благовест останавливает его.

 

Содержание третьей части:

3.1. Фауст в своей комнате переводит Евангелие от Иоанна. Варианты перевода слова «logos»: «Слово», «Мысль»,  «Сила», «Дело». Мефистофель все это слушает в облике собаки.

3.2. Представление Мефистофеля в одежде странствующего студента: «Ты кто?» -  «Часть силы той, что без числа//творит добро, всему желая зала» - «Нельзя ли это проще передать?» - «Я дух, всегда привыкший отрицать//. И с основаньем: ничего не надо//. Нет в мире вещи, стоящей пощады// Творенье не годится никуда.// Итак, я то, что ваша мысль связала//С понятьем разрушения, зла, вреда.//Вот прирожденное мое начало// Моя среда».

3.3 Заключение договора. «Тебе со мною будет здесь удобно,// Я буду исполнять любую блажь.// За это в жизни тамошней, загробной// Ты тем же при свиданьи мне воздашь» - «По рукам!// Едва я миг отдельный возвеличу,//Вскричав, «Мгновение, повремени!»// - Все кончено, и я твоя добыча//И мне спасенья нет из западни».

 

Впечатления участников

 

Первая роль – в сцене «Пространство Господа». Сама выбирала. Я – часть Замысла Господа. Хорошо: тепло, уместно, тихо.
Вторая – Вагнер в сцене с Фаустом отчаявшимся (пасхальная ночь). Это – выбор группы. И для меня – большая неожиданность. Когда читала Гете, Вагнер представлялся «фанатом» науки, «книжным мальчиком», каким-то неживым (неинтересным) персонажем на фоне других. И это – вдруг все мне. Сцена началась. Куда делся «книжный мальчик»? Я – Вагнер – искренне переживаю за Учителя, вижу (чувствую) его маету и сомнение. Мне страшно за него. Я хочу, чтобы он вернулся – к жизни, науке, делу. Но мне не хватает СЛОВ. Я говорю то, что могло бы «оживить меня». Но мои слова (доводы, аргументы) неинтересны Фаусту. Помню, что когда исчерпываются слова, тянусь к Учителю, прикасаюсь к рукам, плечам – так пытаюсь удержать. Холод в ответ. Слова ведущего обнадеживают: Вагнер – продолжатель научного делания Фауста, «романтик от науки».
Третья роль – «мысль» в сцене «Перевод Евангелия» (выбор протагониста). Я – второй раз на драме «Заключение договора». Первый опыт – на пилотном проекте в апреле этого года. И там протагонист также выбрал меня на эту роль. Что-то «роднит» меня с Мыслью. Что же? На сей раз ведущий предоставил возможность высказаться из роли (в пилотном варианте озвучивал сам протагонист). Ну и я «спела песню» Мысли. Как я легка, красива, безгранична, вневременна… Что чувствовала, то и «пела».
По поводу Вагнера и «гимна» Мысли. 22 сентября я приехала на совещание наставников (я обучаю выпускников-стажеров МГППУ). В конце совещания руководитель Центра обратилась к нам с приглашением поступать в аспирантуру МГППУ (либо на соискательство). Необходимую помощь-поддержку со стороны Центра обещала. «Ах, ты пела, это – дело. Так, пойди же, попляши!». Любой замысел становится делом, только наполнившись силой (энергией, временем).
Общее впечатление от драмы. Мощно. Гете – с нами. Договоры, договаривания – отдельные большие темы. Часто ловила себя на мыслях об этом в течение этих недель после драмы: честный договор – возможен ли он в диаде «руководитель-подчиненный»? Границы, защищающие меня и других от меня, - четкие условия договора… Манипуляции – это из «другой оперы».
В социометрии, представленной на сайте, я – Вагнер большинством выборов (7;3).
В той же социометрии – Господь (7;3). С Вагнером – понимаю. Думаю, «хвост» от роли в сцене беседы с Фаустом. Потому что мой Вагнер был живой. О выборе на роль Господа … все красивые, легкие мысли покидают меня. Без комментариев.

 

Социометрия ролей

 

Итак, вывешиваю обещанные результаты социометрического анализа ролей по мифодраме «Заключение договора». Первая цифра индекса означает общее число выборов, вторая – число первых выборов. Значения меннее 5 выборов я опустил как не значимые. Интерпретировать будем на группе 11 октября.

 

Напомню роли:

 

Господь – это Господь в «Прологе на небесах», дающий Мефистофелю разрешение взять Фауста под свою опеку;

Мефисто1 – это Мефистофель в «Прологе на небесах».

Фауст 1 – это та внутренняя роль Фауста, которую я обозначил как «Фауст-мистик», Фауст 2 - это конфликтующая с ней роль «Фауст-ученый».

Дух – это Дух земли, которого вызывает Фауст и общение с которым чуть не доводит Фауста до самоубийства.

Вагнер – ученик Фауста.

Мефисто 2 и Фауст 3 – это Мефистофель и Фауст, заключающие договор.

 

В виде таблицы, к сожалению, тут поместить не получается, поэтому публикую списком:

 

Лиля: Господь (5;4)

Марина: Господь (7;3), Вагнер (7;3)

Любовь: Мефисто-1 (5;4)

Наташа: Фауст 2 (5:4)

Аня: Фауст 2 (5;0)

Оля, Лариса: Нет значимых выборов

Егор: Мефисто 1 (7;0), Фауст 1 (5;2), Мефисто 2 (7;4)

Аида: Фауст 2 (5;0), Фауст 3 (5;2)



Мифодрама «Фауст и Маргарита, часть 1»

 

План мифодрамы

 

1.     Омоложение Фауста .

1.1   Омоложение (Тофель и ведьма изготавливают  настойку.  Все что-то кладут в чан.

1.2   Видит Елену (что видит в зеркале?).

Участвуют: Фауст, Мефистофель

Образ идеала (Елены) и средства его достижения.

 

2.     Чувства зреют.

2.1   Встреча на улице (овеществление проекций – сравнить с образом из зеркала).

Участвуют: Фауст, Мефистофель.

2.2    В комнате у Маргариты. Монолог. Шкатулка

Участвуют: Фауст, Мефистофель

 

3.     Построение отношений.

3.1 Пожертвование (первая атака отбита).

Участвуют: Марго, мать, священник

3.2 Фауст посылает Мефистофеля к Марте

Участвуют: Фауст, Мефистофель

3.3 Мефистофель у Марты

Участвуют: Мефистофель, Марта, Маргарита

3.4 Умонастроение Фауста перед встречей

3.5 Первая встреча (идут навстречу друг другу, рассказывая о себе. Чувства Фауста, чувства Маргариты

 

4.     Сомнения Фауста и Маргариты

4.1   Монолог Фауста в пещере. (Интрапсихическая драма)

4.2 Монолог одинокой Маргариты (интрапсихическая драма)

4.3   Богословская беседа.

 

Впечатления ведущего.

Снова удивляюсь тому, вроде бы, очевидному факту, что в развитии любого мифодраматического действия главенствующая роль принадлежит не тексту и не ведущему, а группе и взаимосвязям ее участников.
В отличие от пилотного проекта (мой отзыв о соответствующей мифодраме - здесь: http://www.mythodrama.ucoz.ru/index/0-107 ), где я старался как можно более четко пройти сюжет по сценам, в этот раз я даже не стал заранее сообщать содержание тем участникам, которые с ним были не знакомы, отдав группе возможность самой строить отношения Фауста и Маргариты. Если в пилотном «Фаусте» это получилась история Маргариты (в первую очередь, история ее взаимоотношений с матерью и «ухода» из дома), где Фауст был лишь привеском, то в этот раз это действительно была история Фауста.
Причем Фауст у нас получился уже вполне совращенный Мефистофелем, которого он гонял, как раба. Такой Фауст мучился не страхом навредить Маргарите, а сомнениями в свой способности соблазнить девушку. Мефистофель был нужен, в первую очередь, для того, чтобы внушить ей любовь к Фаусту так, чтобы самому герою-любовнику не приходилось предпринимать никаких усилий. Это вполне отразила социометрия. Хотя участник на роль Фауста был выбран в начале драмы большинством голосов, в завершающей социометрии на эту роль выбрали другого участника.
Далее Фауст сам выбирал себе партнеров. Выбор на роль Маргариты был удивительным. Участница, исполнявшая эту роль, неоднократно заявляла о своем желании переделать сценарий. При этом она точно предугадывала появление других персонажей (Марты, например) и развитие событий, в целом оставаясь не слишком инициативной.
Не слишком инициативным был и Мефистофель, пошедший на поводу у Фауста настолько, что выполнял любую его прихоть, испытывая внутренний дискомфорт. Впрочем, как уже было сказано, наш Фауст не нуждался во внешнем Мефистофеле, что очень четко отразила социометрия.
Роль подстрекателя (правда, по отношению к Гретхен, а не по отношению к Фаусту) с успехом взяла на себя Марта – еще один яркий персонаж этой мифодрамы.
В целом, Фауст явно перетянул одеяло на себя. В результате мы несколько выбились из канвы гетевского действия, не поставив сцен сомнений Фауста и одиночества Маргариты (у нашего Фауста не было никаких сомнений, а без сцены в пещере не имеет смысла и сцена с Гретхен). Исправимся во второй части.

 

Впечатления участников

Меня поразил Фауст, который , не желая ничего делать сам, гонял Мефистофеля, даже заставлял его влюбить в себя Гретхен, но сам для этого ничего не делал. И безропотный Мефистофель, который старался выполнить любое распоряжение Фауста, испугавшись его угроз, что если желание не будет выполнено, то он ничего не получает. Мефистофель - совершенный бесхребетник.
Еще меня задела Елена, которая тихо стояла у стенки, занавесив лицо покрывалом. От нее веяло какой-то отрешенностью и надменностью.
Я удивилась, когда меня выбрали в опросе на роль матери, я возмущалась поведением матери, ее страхами и желанием все отдать, но остаться праведной и правильной в глазах других.

***

Очень впечатлило омоложение Фауста. Столько потенциала - бери не хочу. Небольшое сожаление, что мало взяла, как будто боялась, что много нельзя, одернут...
Впечатление от Фауста грустное: ну, не хочет ничего делать сам, нужны гарантии, что задуманное состоится? Эта пробуксовка зацепила меня, отозвалась. то ли боязнь получить по носу?
...сама себя сопоставляла по ощущениям с матерью.

 

***

1) Совершенно безынициативный мужчина, который хочет, чтобы за него все делали другие. Задело, потому что в нашей семье я, женщина, инициатор и двигатель. Вспомнилось, что даже в момент перед замужеством не муж мне сделал предложение, а я его спросила: "Ну, что, женимся?" В общем, занятие еще раз высветило, что в главная в доме все-таки я, женщина.
2) По поводу социометрического выбора: очень точно. Этот выбор заставил меня увидеть в себе двух женщин: грешницу и праведницу. Достаточно сексуальная, боюсь выглядеть в глазах мужа шлюхой. Хочу, но боюсь.

 

***

Ожидания не оправдались. Ожидания были связаны с отношением мужчина-женщина. Гетевский текст, его глубина - думала, что будет мощно. Но - Фауст, тот, который был на группе? Такая грустная история.

 

***

Самое интересное впечатление на меня произвел Фауст в исполнении...Мне показалось, он совершенно бездействовал, и хотел, чтобы за него сделали все: влюбили Маргариту, любили подарки... Хотя, сам являясь личностью яркой и незаурядной, сделал это много лучше. И его фраза, сказанная в мой адрес "Отойди, тебя уже слишком много", ввергло меня в состояние потерянности и обиды. Я старалась для него (хотя и преследовала свои интересы), а меня выбросили просто как котенка. Может быть, потому, что сказано это было именно мужчиной, больше всего и задело.

 

***

Я очень явно увидела, что легко поддаюсь на манипуляции, и даже не замечаю этого. Фауст меня шантажировал, что если ты не сделаешь то-то и то-то, то ты меня не получишь. И это для меня - страх потери, я очень боюсь расставаться с людьми, которые для меня дороги.
Выбор группы в социометрии был для меня неожиданным, я удивлена.

Социометрия ролей

Публикую результаты социометрии ролей участников мифодрамы «Фауст и Маргарита, часть 1», прошедшей 11 октября 2009.

Напомню роли:

Елена – это Елена Прекрасная, которую Фауст видит в волшебном зеркале на кухне ведьмы.
Марго, Мать, Мефистофель и Марта – соответствующие персонажи в проигранных сценах.
Фауст 1 – влюбленный в Маргариту Фауст.
Фауст 2 – Фауст, опасающийся погубить Маргариту.

Критический результат – 6 выборов, для роли «Мать» - 5 выборов.

На этот раз результаты таковы:

Наташа: Мать (6;1)
Марина: Елена (7;5), Фауст-1 (6;2)
Лариса: Марта (6;1), Мать (5;1)
Максим: Мефистофель (8,5), Фауст-2 (6;4)
Аня: Елена (6;2), Марго (7;5)
Света 1: Марта (7;5)
Оля: Марта (7;1), Мать (6;6)
Егор: Мефистофель (6;1)
Света-2: Мать (5;0).
У Аиды значимых выборов нет.


Мифодрама "Вальпургиева ночь"


Поскольку сюжета этой части трагедии как такового нету, то, как задумывалась, там и получилась социодрама. По задумке, она  должна была состоять из трех частей:

 
1. Жизнь средневекового городка. Как юнгианцы бы выразились, выявление «Персоны» участников в символической форме.

2.  Переход на гору (аналог традиционного полета на метле или на животных).

3.  Собственно шабаш – «Теневая» сторона участников. 

 


Впечатления ведущего.

Подобрали "хвосты" с предыдущей мифодрамы. Очень энергично.
Особую роль сыграло новое помещение. С одной стороны, просторно - за счет этого само действие прошло на ура, с другой стороны, я не припомню на психодрамах в этой группе такого сопротивления теме.
Выросшая без видимой связи с моей задумкой тема - деньги и секс.



Copyright Леонид Огороднов © 2024