Мифодрама - О книге

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Понедельник, 27.03.2017, 03:42
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
О книге


Скандинавская мифодрама:

обретение целостности

 

Оглавление

 

Введение.

Что такое психодрама

Что такое мифодрама

Что такое скандинавская мифодрама


Часть 1. Рождение миров.

 

Глава 1. Мифодрама «Миры скандинавской мифологии»: освоение пространства 

 

Глава 2. Мифодрама «Рождение миров»: установление порядка


2.1. Заполнение пустоты

2.2. Жертва

2.3. Творение

 

Глава 3. Мифодрама «Мировое Древо. Жертвоприношения Одина»: приобретение знания

 

Часть 2. Приключения богов.

 

Глава 4. Мифодрама «Локи и волосы Сив»: обретение контроля

 

Глава 5. Мифодрама «Война асов и ванов»: установление границ

 

Глава 6. Мифодрама «Мед Поэзии»: восхождение к творчеству  

6.1. О поэзии и Меде Поэзии

6.2. Теория спонтанности

6.3. Рождение Квасира

6.4. Мед Поэзии у карлов

6.5. Мед Поэзии у великанов

6.6. Один добывает Мед Поэзии

6.7. Тренинг спонтанности, основанный на скальдическом стихосложении.

 

Глава 7. Мифодрама «Путешествие Тора и Локи в Утгард»: осознание ограничений

 

Глава 8. Мифодрама «Смерть Бальдра»: принятие потери

 

Часть 3. Последняя Битва.


Глава 9. Мифодрама «Рагнарёк. Обновление мира»: переоценка ценностей


9.1. Перебранка Локи

9.2. Эйнхерии и обитатели Хель

9.3. Асы и великаны

9.4. Поединок Одина и Фенрира

9.5. Поединок Тора и Ёрмунганда

9.6. Поединок Хеймдалля и Локи

9.7. Сыны Муспелля

9.8. Поединок Фрейра и Сурта

9.10. Правила игры в тавлеи

 

Заключение

 

Приложения

Приложение 1. Мифодрама «Психология валькирии»: ролевой анализ мифа о Брюнхильд

Приложение 2. Значение рун (по Елене Прудиус)

Приложение 3. Решетка Келли для миров 

Приложение 4. Скандинавские имена

Приложение 5. Словарь скандинавских имен и наименований



Содержание


Книга «Скандинавская мифодрама: обретение целостности» описывает опыт использования скандинавского мифологического цикла в психотерапии.

Книга построена таким образом, чтобы, с одной стороны, раскрыть психологическое содержание мифов, а с другой стороны, сохранить логику мифологического цикла. Из всех мифологических сюжетов отобраны те, которые отвечают этим двум целям, то есть наиболее универсальные с точки зрения психотерапевтического эффекта сюжеты.

Большинство глав включает в себя следующие части: «Содержание мифа», «Психологическая интерпретация мифа» и «Инсценизация и психотерапевтическое применение мифа». В подглавке «Содержание мифа» миф либо приведен дословно в том виде, как они изложен в «Младшей Эдде», либо, если объем текста велик, я пересказываю его своими словами. Цитаты из «Старшей» и «Младшей Эдды» приведены мелким шрифтом. «Психологическая интерпретация мифа» передает мое видение смысла сюжета. В некоторых случаях (например, в главе 6 и в приложении 1), интерпретации текста предшествует изложение психотерапевтической теории, на которую я опираюсь. Подглавка «Инсценизация и психотерапевтическое применение мифа» содержит рекомендации по мифодраматической постановке мифа и примеры его применения в моей практике. 

Содержательно книга состоит из трех частей, названных «Рождение миров», «Приключения богов» и «Последняя битва». Такое членение на части  соответствует логике «становление – бытие - исчезновение».   

В первой главе, посвященной девяти мирам скандинавской мифологии, описано пространство, в котором разворачивается действие мифов. Каждый из миров населен персонажами, способными как помочь, так и навредить человеку в различных жизненных ситуациях. Приведены примеры психотерапевтической  работы, позволяющей клиентам соприкоснуться с различными частями своего внутреннего мира.

Все существующее было когда-то создано. Об истории появления миров, описанных в предыдущей главе, повествует глава вторая. Глава разделена на три части, соответствующие этапам преобразования хаоса в космос – заполнение пустоты, принесение жертвы и творение. Мифодрама рассказывает о том, как становятся богами: верховный бог скандинавского пантеона Один создает небо и землю, пространство и время, людей и прочие существа, которыми ему предстоит управлять. Вместе с тем, у Одина появляются враги, конфликт с которыми в конечном итоге приведет  к гибели самого Одина и созданный им порядок. Участник мифодрамы получает возможность осознать противоречия и конфликты, лежащие в основе волнующей его проблемы.

Как это часто бывает, созданные Одином миры начинают жить собственной жизнью. Для контроля над ними необходима возможность видеть, что происходит и будет происходить в каждом из миров. Глава третья  знакомит читателя с Мировым Древом, объединяющим девять миров, а так же с жертвами, которые приносит Один ради обретения всеведения. Вслед за Одином участники мифодрамы могут по-новому взглянуть на вещи, кажущиеся очевидными, исследовать различные аспекты бессознательного. С помощью рун, которыми Один одарил людей, клиенты получают возможность исследовать прошлое, настоящее и будущее своей жизни.

В четвертой главе впервые проявляет себя Локи – побратим и «теневая сторона» Одина, единственный посредник между богами неба асами и их главными недругами – великанами. На этот раз его козни заканчиваются благополучно для асов, их могущество даже увеличивается – асы получают магические предметы, помогающие им сохранять контроль над мирами. Участники мифодрамы учатся использовать энергию трикстера для более эффективного взаимодействия с теневыми сторонами своей личности.

Первое столкновение с силами, противостоящими асам, описано в пятой главе, рассказывающей о войне богов неба асов с богами земли, ванами. Война заканчивается заключением мирного договора и обменом заложниками, обеспечивающими крепкий мир. Учасники группы или клиенты индивидуальной терапии получают опыт культурного обращения с необузданными сексуальными влечениями и безудержным стремлением к власти.

В шестой главе асы, а вместе с ними и участники мифодрамы, учатся преобразовывать и улучшать существующий миропорядок. Один добывает Мед Поэзии и дарит его асам и людям. В теоретической части главы изложена теория спонтанности Я.Л. Морено, миф о Меде Поэзии рассматривается с точки зрения развития творческих способностей человека. Главу завершает описание тренинга спонтанности, основанного на правилах скальдического стихосложения.

Главными героями седьмой главы являются уже знакомый нам Локи и сын Одина, защитник асов, бог-громовник Тор. Они вместе путешествуют «в стан врага», в страну великанов. Могучему Тору и его спутникам приходится проходить испытания, кажущиеся простыми, а на деле – невыполнимые. Тор мог бы избавиться от иллюзии всевластия и непобедимости, но не делает этого. Участники группы, как правило, не упускают возможность пересмотреть доктрину тотального контроля над событиями своей жизни.

События, описываемые мифом о смерти Бальдра, который изложен в восьмой главе, кладут начало необратимым нарушениям равновесия, которые приводят к гибели мира. Активность матери Бальдра, кажущееся спокойствие его Одина, ярость его брата и отчаяние его жены достаточно полно описывают чувства человека, пережившего тяжелую утрату, чтобы этот миф можно было использовать для работы с посттравматическим стрессовым расстройством.

Мифодраматический цикл завершает миф о Последней Битве и следующим за ней Возрождении Мира. Разрушены границы, которые отделяли асов от их врагов, гибнет старшее поколение богов, и миры исчезают в огненном смерче. Однако младшее поколение богов остается в живых и строит новый мир. Человек переживает подобные катаклизмы на переломных этапах своей жизни, когда все ради чего он жил, кажется ему бессмысленным; однако, из хаоса вновь рождается порядок.

В приложения включены мифодрама «Психология валькирии», не вошедшая в основный цикл мифодрам, и вспомогательные материалы к главам.


Copyright Леонид Огороднов © 2017