О книге
Скандинавская мифодрама:
обретение целостности
Оглавление
Введение.
Что
такое психодрама
Что
такое мифодрама
Что такое скандинавская мифодрама
Часть 1.
Рождение миров.
Глава 1.
Мифодрама «Миры скандинавской мифологии»: освоение пространства
Глава 2. Мифодрама «Рождение миров»:
установление порядка
2.1. Заполнение пустоты
2.2. Жертва
2.3. Творение
Глава 3. Мифодрама «Мировое Древо.
Жертвоприношения Одина»: приобретение знания
Часть 2. Приключения богов.
Глава 4.
Мифодрама «Локи и волосы Сив»: обретение контроля
Глава 5. Мифодрама «Война асов и ванов»:
установление границ
Глава 6. Мифодрама «Мед Поэзии»:
восхождение к творчеству
6.1. О поэзии и Меде Поэзии
6.2. Теория спонтанности
6.3. Рождение Квасира
6.4. Мед Поэзии у карлов
6.5. Мед Поэзии у великанов
6.6. Один добывает Мед Поэзии
6.7. Тренинг спонтанности,
основанный на скальдическом стихосложении.
Глава 7. Мифодрама «Путешествие Тора и
Локи в Утгард»: осознание ограничений
Глава 8. Мифодрама «Смерть Бальдра»:
принятие потери
Часть 3. Последняя Битва.
Глава 9. Мифодрама «Рагнарёк. Обновление
мира»: переоценка ценностей
9.1. Перебранка Локи
9.2. Эйнхерии и обитатели Хель
9.3. Асы и великаны
9.4. Поединок Одина и Фенрира
9.5. Поединок Тора и Ёрмунганда
9.6. Поединок Хеймдалля и Локи
9.7. Сыны Муспелля
9.8. Поединок Фрейра и Сурта
9.10. Правила игры в тавлеи
Заключение
Приложения
Приложение 1. Мифодрама «Психология валькирии»: ролевой анализ мифа о
Брюнхильд
Приложение 2. Значение рун (по Елене Прудиус)
Приложение 3. Решетка Келли для
миров
Приложение 4. Скандинавские имена
Приложение 5. Словарь
скандинавских имен и наименований
Содержание
Книга «Скандинавская
мифодрама: обретение целостности» описывает опыт использования скандинавского
мифологического цикла в психотерапии.
Книга построена таким
образом, чтобы, с одной стороны, раскрыть психологическое содержание мифов, а с
другой стороны, сохранить логику мифологического цикла. Из всех мифологических
сюжетов отобраны те, которые отвечают этим двум целям, то есть наиболее
универсальные с точки зрения психотерапевтического эффекта сюжеты.
Большинство глав включает в
себя следующие части: «Содержание мифа», «Психологическая интерпретация мифа» и
«Инсценизация и психотерапевтическое применение мифа». В подглавке «Содержание мифа»
миф либо приведен дословно в том виде, как они изложен в «Младшей Эдде», либо,
если объем текста велик, я пересказываю его своими словами. Цитаты из «Старшей»
и «Младшей Эдды» приведены мелким шрифтом. «Психологическая интерпретация мифа»
передает мое видение смысла сюжета. В некоторых случаях (например, в главе 6 и
в приложении 1), интерпретации текста предшествует изложение
психотерапевтической теории, на которую я опираюсь. Подглавка «Инсценизация и
психотерапевтическое применение мифа» содержит рекомендации по
мифодраматической постановке мифа и примеры его применения в моей
практике.
Содержательно книга состоит
из трех частей, названных «Рождение миров», «Приключения богов» и «Последняя
битва». Такое членение на части
соответствует логике «становление – бытие - исчезновение».
В первой главе, посвященной девяти мирам скандинавской
мифологии, описано пространство, в котором разворачивается действие мифов.
Каждый из миров населен персонажами, способными как помочь, так и навредить
человеку в различных жизненных ситуациях. Приведены примеры
психотерапевтической работы, позволяющей
клиентам соприкоснуться с различными частями своего внутреннего мира.
Все существующее было когда-то создано. Об истории появления
миров, описанных в предыдущей главе, повествует глава вторая. Глава разделена
на три части, соответствующие этапам преобразования хаоса в космос – заполнение
пустоты, принесение жертвы и творение. Мифодрама рассказывает о том, как
становятся богами: верховный бог скандинавского пантеона Один создает небо и
землю, пространство и время, людей и прочие существа, которыми ему предстоит
управлять. Вместе с тем, у Одина появляются враги, конфликт с которыми в
конечном итоге приведет к гибели самого
Одина и созданный им порядок. Участник мифодрамы получает возможность осознать
противоречия и конфликты, лежащие в основе волнующей его проблемы.
Как это часто бывает, созданные Одином миры начинают жить
собственной жизнью. Для контроля над ними необходима возможность видеть, что
происходит и будет происходить в каждом из миров. Глава третья знакомит читателя с Мировым Древом,
объединяющим девять миров, а так же с жертвами, которые приносит Один ради
обретения всеведения. Вслед за Одином участники мифодрамы могут по-новому
взглянуть на вещи, кажущиеся очевидными, исследовать различные аспекты
бессознательного. С помощью рун, которыми Один одарил людей, клиенты получают
возможность исследовать прошлое, настоящее и будущее своей жизни.
В четвертой главе впервые проявляет себя Локи – побратим и «теневая
сторона» Одина, единственный посредник между богами неба асами и их главными
недругами – великанами. На этот раз его козни заканчиваются благополучно для
асов, их могущество даже увеличивается – асы получают магические предметы,
помогающие им сохранять контроль над мирами. Участники мифодрамы учатся
использовать энергию трикстера для более эффективного взаимодействия с теневыми
сторонами своей личности.
Первое столкновение с силами, противостоящими асам, описано в
пятой главе, рассказывающей о войне богов неба асов с богами земли, ванами.
Война заканчивается заключением мирного договора и обменом заложниками,
обеспечивающими крепкий мир. Учасники группы или клиенты индивидуальной терапии
получают опыт культурного обращения с необузданными сексуальными влечениями и
безудержным стремлением к власти.
В шестой главе асы, а вместе с ними и участники мифодрамы,
учатся преобразовывать и улучшать существующий миропорядок. Один добывает Мед
Поэзии и дарит его асам и людям. В теоретической части главы изложена теория
спонтанности Я.Л. Морено, миф о Меде Поэзии рассматривается с точки зрения
развития творческих способностей человека. Главу завершает описание тренинга
спонтанности, основанного на правилах скальдического стихосложения.
Главными героями седьмой главы являются уже знакомый нам Локи
и сын Одина, защитник асов, бог-громовник Тор. Они вместе путешествуют «в стан
врага», в страну великанов. Могучему Тору и его спутникам приходится проходить
испытания, кажущиеся простыми, а на деле – невыполнимые. Тор мог бы избавиться
от иллюзии всевластия и непобедимости, но не делает этого. Участники группы,
как правило, не упускают возможность пересмотреть доктрину тотального контроля
над событиями своей жизни.
События, описываемые мифом о смерти Бальдра, который изложен
в восьмой главе, кладут начало необратимым нарушениям равновесия, которые
приводят к гибели мира. Активность матери Бальдра, кажущееся спокойствие его
Одина, ярость его брата и отчаяние его жены достаточно полно описывают чувства
человека, пережившего тяжелую утрату, чтобы этот миф можно было использовать
для работы с посттравматическим стрессовым расстройством.
Мифодраматический цикл завершает миф о Последней Битве и
следующим за ней Возрождении Мира. Разрушены границы, которые отделяли асов от
их врагов, гибнет старшее поколение богов, и миры исчезают в огненном смерче.
Однако младшее поколение богов остается в живых и строит новый мир. Человек
переживает подобные катаклизмы на переломных этапах своей жизни, когда все ради
чего он жил, кажется ему бессмысленным; однако, из хаоса вновь рождается
порядок.
В приложения включены
мифодрама «Психология валькирии», не вошедшая в основный цикл мифодрам, и
вспомогательные материалы к главам.
|