Мифодрама - Мифодрама "Фауст и Маргарита".

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Понедельник, 27.03.2017, 03:37
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Мифодрама "Фауст и Маргарита".


Впечатления ведущего о мифодраме

«Фауст и Маргарита, часть 1».

Общее впечатление по окончании драмы было – бардак, но после просмотра видео убедился, что в этом бардаке была структура, да еще какая.

Идея изначально выглядела так:

Мифодраматическая постановка

Сцены:

1.     Омоложение Фауста .

1.1   Омоложение (Тофель и ведьма изготавливают настойку. Все что-то кладут в чан.

1.2   Видит Елену (что видит в зеркале?).

Участвуют: Фауст, Мефистофель

Образ идеала (Елены) и средства его достижения.

2.     Чувства зреют.

2.1   Встреча на улице (овеществление проекций – сравнить с образом из зеркала).

Участвуют: Фауст, Мефистофель.

2.2    В комнате у Маргариты. Монолог. Шкатулка

Участвуют: Фауст, Мефистофель

3.     Построение отношений.

3.1 Пожертвование (первая атака отбита).

Участвуют: Марго, мать, священник

3.2 Фауст посылает Мефистофеля к Марте

Участвуют: Фауст, Мефистофель

3.3 Мефистофель у Марты

Участвуют: Мефистофель, Марта, Маргарита

3.4 Умонастроение Фауста перед встречей

3.5 Первая встреча (идут навстречу друг другу, рассказывая о себе. Чувства Фауста, чувства Маргариты

Участвуют: Мефистофель – Марта, Фауст – Маргарита.

4.     Сомнения Фауста и Маргариты

4.1   Монолог Фауста в пещере. (Интрапсихическая драма)

4.2   Монолог одинокой Маргариты (интрапсихическая драма)

4.3   Богословская беседа.

5.     Чувства и социум

Участвуют: Марго, умершая мать, Лизхен, Марта, брат, Фауст, Мефистофель

5.1   Сплетни у колодца (зарождение страха)
5.2   Молитва к Богородице
5.3   Проклятие умирающего брата
5.4   Сцена в Храме (интериоризация страха)
5.5   Заключительная социодрама. Отношение к ситуации Фауста, Мефистофеля, Господа, церкви, Бога, матери, брата, Марты.

Но реализовать удалось ее лишь эпизодически. Уже понятно, что как последовательность сцен такая задумка в три часа не укладывается. Но дело не в том. Мифодрама, которая задумывалась как социодраматическая, стала психодраматической. Причем протагонистом стала Маргарита, в результате чего вместо истории Фауста мы получили историю Маргариты. Ну, и отлично, есть по крайней мере две схемы проведения драмы, а еще лучше – двух отдельных мифодрам.

Вот как могла бы выглядеть ролевая история Фауста. «Фауст», «Мефистофель», «Елена», «Марго» далее – не персонажи трагедии, а внутренние роли Фауста.

1.     Фауст + Мефистофель = Елена. Настойка Мефистофеля дает доступ к идеалу женственности (результат омоложения).
2.     Фауст + Елена = Фауст очарованный (Фауст 1).

Кто этот облик неземной

Волшебным зеркалом наводит?
Любовь, слетай туда со мной,
Откуда этот блеск исходит.

Фауст не хочет уходить от зеркала. Идеал недоступен.

3.     Фауст 1 + Марго = Фауст влюбленный (Фауст 2). Сцена первой встречи; сцена в спальне Марго, когда образ Елены находит земное воплощение:

Часами бы стоял я здесь один,
На ложе глядя и на балдахин,
Где созданный природой ангел божий
Сначала развивался, как дитя,
И подрастал, играя и шутя,
И вдруг, созрев душевно и телесно,

Стал воплощеньем красоты небесной.

Мефистофель склеивает образы Елены как идеала женственности и Маргариты как живой женщины. («Глотнув настойки, он Елену // В любой увидит непременно »).   

4.                 Фауст 2 + Мефистофель = Фауст добивающийся (Фауст 3). Сцена в спальне, когда Фауст соглашается подложить ларчик; сцена, когда он посылает Мефистофеля действовать через Марту.
 
5.                 Фауст 3 + Марго = Фауст добившийся счастья, полноты переживаний (Фауст 4). Сцены в саду и в беседке («любит - не любит», поцелуй).

Не бойся ничего!

Пусть этот взгляд
И рук пожатье скажут
О необъятном том,
Пред чем слова - ничто,
О радости, которая нам свяжет
Сердца.
Да, да, навеки без конца!
Конец - необъяснимое понятье,
Печать отчаянья, проклятья
И гнев творца.

Фауст относится к живой женщине так, как можно относиться к идеалу женственности. В частности, обещает вечную связь.

6.                 Фауст 4 + Мефистофель  = Фауст сомневающийся (Фауст 5). Сцена в пещере, где Мефистофель обесценивает переживание Фауста, напоминает ему о плотских желаниях. Он продолжает склеивать образы Маргариты и Елены. Этим он,  с одной стороны, лишает Фауста возможности увидеть реальные потребности Маргариты, и на их основе строить отношения. С другой стороны, Мефистофель приземляет образ Елены, тем самым лишая его творческой энергии. Фауст понимает эту двойственность:

Как ясно мне тогда, что совершенства
Мне не дано. В придачу к тяге ввысь,
Которая роднит меня с богами,
Дан низкий спутник мне. Я без него
Не обойдусь, наперекор бесстыдству,
С которым обращает он в ничто
Мой жребий и твое благословенье.
Он показал мне чудо красоты,
Зажег во мне и раздувает пламя,
И я то жажду встречи, то томлюсь

Тоскою по пропавшему желанью.

Но Мефистофель предпринимает следующий ход
 

7.                 Фауст 5 + Мефистофель = Фауст виноватый (Фауст 6). Там же, когда Мефистофель напоминает Фаусту об одиночестве Марго.

В результате Фауст поступает именно так, как хочет Мефистофель:

Еще мне надобно, подонку,
Тебе в угоду, палачу,
Расстроить светлый мир ребенка!
Скорей же к ней, в ее уют!
Пусть незаметнее пройдут
Мгновенья жалости пугливой,
И в пропасть вместе с ней с обрыва
Я, оступившись, полечу.

Чувство вины является результатом описанной склейки. Оно заставляет Фауста подменить любовь жертвенностью. «Отцовское» отношение Фауста к Маргарите было подмечено в группе.

8.                 Фауст 6 + Мефистофель = Фауст-убийца (Фауст 7). Убийство матери и брата Маргариты превращают внутреннюю вину Фауста в уголовно наказуемую виновность.  В психологическом плане – это насилие над Маргаритой, насильственное разрушение ее защит. Тоже было подмечено группой, когда говорилось о том, что ей 14 лет.

В целом, Фауст действует как неопытный подросток, что ярко проявилось в драме.

Ролевая история Маргариты могла бы выглядеть так

1.                 Маргарита – домашняя (Марго 1). Спасибо участникам группы, подсказали, что жизнь в родительском доме у нее не сахар – она скучна. Ей хочется свободы (Марго 3) и страшно (Марго 2). Дома ее удерживает мать (Марго 1 + мать = Марго 2). На волю ее зовет Марта (Марго 1 + Марта = Марго 3).  Роли Марго 2 и Марго 3 конфликтуют.
 
2.                 Марго 3 + Мефистофель = Маргарита заинтересованная (Марго 4). Сцена с ларчиком – кто прислал украшения? Марта всячески подогревает интерес.
 
3.                  Марго 4 + Фауст = Маргарита влюбленная (Марго 5). Чувство безопасности целиком зависит от присутствия или отсутствия Фауста – с «уходом» от матери только он может быть внешней поддержкой, соответствующей внутренней роли еще нет.
 
4.                 Марго 5 + мать = Маргарита заключенная, рвущаяся на волю, Марго сомневающаяся (Марго 6). Сцена в одиночестве. Более интенсивный вариант изначального состояния, противоречия обострены. Очень энергично была проиграна в драме. Роль Марго 6 приобретет свой окончательный вид, когда она окажется в тюрьме.
 
5.                 Марго 6 + Фауст = Маргарита-с- Фаустом (Марго 7). Сцена богословской беседы. Марго чувствует опасность для Фауста и для себя, исходящую от Мефистофеля, но противопоставить ей может либо «материнский» (формальный, «по Писанию») уход в лоно церкви, либо все ту же опору на Фауста, который сам двойственен и не может избавиться от Мефистофеля. В результате выбирает слияние с Фаустом, в котором отсутствует всякая критика.
 
6.                 Марго 7 + Фауст (Мефистофель) = Марго-безбашенная (Марго 8). Со смертью матери и брата Маргарита исчезают все запреты. Вместе с тем, нарастает давление социума
 
7.                 Марго 8 + социум (в т.ч., брат) = Марго стыдящаяся и виноватая. Эта роль зарождается в сцене у колодца (сплетни о беременной подруге), присутствует в сцене молитвы (Гретхен просит Богоматерь избавить ее от позора). Затем стыд дополняется виной (сцена в Храме).
 
В целом, история Маргариты как ролевая модель – это история вызревания, обретения самостоятельности. Единственное решение, которое она принимает сама, без внешнего влияния – это отказ от помощи Фауста (и Мефистофеля), решение остаться в тюрьме и принять наказание. В этот момент она обретает истинную (не матерински-формальную) связь с Богом, что позволяет ей спастись самой и спасти Фауста.

Несколько слов о матери Маргариты (такой вопрос был задан). Сейчас мне кажется, что главная функция этого персонажа – социальная (общинная, в том числе и церковная) защита Маргариты. Никакой помощи в реальном духовном развитии от нее нет, такое развитие является результатом собственного умения обращаться с противоборствующими внутренними силами. Мать как роль – это коупинговое решение пожертвовать развитием ради защищенности. Отказ от такого решения должен вызревать изнутри, а не взламываться снаружи, что и продемонстрировала «психодрама» и эмоциональный шеринг «протагониста». 

История взаимоотношений Фауста и Маргариты  здесь – это история несостоявшейся Встречи. В тот момент, когда они готовы были встретиться то есть увидеть друг друга, соотнести картинку с собственными потребностями и действовать, исходя из этого, вмешивается Мефистофель и дает ложную картинку. Только отказ обоих от услуг Трикстера (для Фауста – в конце трагедии) позволяет осуществиться встрече.

Безусловно, вся история Марго и Фауста должна ставиться от начала до конца, без разбиения на части. Технически я вижу такие решения (в зависимости от формата групрпы).

Две психодраматические мифодрамы. В первой протагонист – Маргарита, во второй – Фауст. Уик-енд полностью. Здесь возможен выход в протагонистские работы вне контекста трагедии, с последующим возвращением. Собственно, такую работу мы и проделали на группе. Плюс такого варианта в том, что позволяет проработать чувства участников, «застрявших» на разных этапах трагедии, вне зависимости от пола и возраста.

Социодрама в 2 этапа с последующими протагонистскими работами. 1 день. Сначала зачитывается событийный ряд и он проигрывается совершенно спонтанно, без какого-либо вмешательства ведущего. Затем проигрывается подробно, с интервью участников и дублированием с помощью текста.  

Запись получилась совсем плохонькая. Тем не менее, вставляю ключевые, на мой взгляд, по энергетике сцены.

Маргарита уходит из родительского дома

Сближение Фауста и Маргариты

Маргарита в одиночестве

Шеринг Фауста и Маргариты




Copyright Леонид Огороднов © 2017