Мифодрама "Фауст и Маргарита".
Впечатления ведущего о мифодраме
«Фауст и Маргарита, часть 1».
Общее впечатление по окончании драмы было – бардак, но после просмотра видео убедился, что в этом бардаке была структура, да еще какая.
Идея изначально выглядела так:
Мифодраматическая постановка
Сцены:
1. Омоложение Фауста .
1.1 Омоложение (Тофель и ведьма изготавливают настойку. Все что-то кладут в чан.
1.2 Видит Елену (что видит в зеркале?).
Участвуют: Фауст, Мефистофель
Образ идеала (Елены) и средства его достижения.
2. Чувства зреют.
2.1 Встреча на улице (овеществление проекций – сравнить с образом из зеркала).
Участвуют: Фауст, Мефистофель.
2.2 В комнате у Маргариты. Монолог. Шкатулка
Участвуют: Фауст, Мефистофель
3. Построение отношений.
3.1 Пожертвование (первая атака отбита).
Участвуют: Марго, мать, священник
3.2 Фауст посылает Мефистофеля к Марте
Участвуют: Фауст, Мефистофель
3.3 Мефистофель у Марты
Участвуют: Мефистофель, Марта, Маргарита
3.4 Умонастроение Фауста перед встречей
3.5 Первая встреча (идут навстречу друг другу, рассказывая о себе. Чувства Фауста, чувства Маргариты
Участвуют: Мефистофель – Марта, Фауст – Маргарита.
4. Сомнения Фауста и Маргариты
4.1 Монолог Фауста в пещере. (Интрапсихическая драма)
4.2 Монолог одинокой Маргариты (интрапсихическая драма)
4.3 Богословская беседа.
5. Чувства и социум
Участвуют: Марго, умершая мать, Лизхен, Марта, брат, Фауст, Мефистофель
5.1 Сплетни у колодца (зарождение страха)
5.2 Молитва к Богородице
5.3 Проклятие умирающего брата
5.4 Сцена в Храме (интериоризация страха)
5.5 Заключительная социодрама. Отношение к ситуации Фауста, Мефистофеля, Господа, церкви, Бога, матери, брата, Марты.
Но реализовать удалось ее лишь эпизодически. Уже понятно, что как последовательность сцен такая задумка в три часа не укладывается. Но дело не в том. Мифодрама, которая задумывалась как социодраматическая, стала психодраматической. Причем протагонистом стала Маргарита, в результате чего вместо истории Фауста мы получили историю Маргариты. Ну, и отлично, есть по крайней мере две схемы проведения драмы, а еще лучше – двух отдельных мифодрам.
Вот как могла бы выглядеть ролевая история Фауста. «Фауст», «Мефистофель», «Елена», «Марго» далее – не персонажи трагедии, а внутренние роли Фауста.
1. Фауст + Мефистофель = Елена. Настойка Мефистофеля дает доступ к идеалу женственности (результат омоложения).
2. Фауст + Елена = Фауст очарованный (Фауст 1).
Кто этот облик неземной
Волшебным зеркалом наводит? Любовь, слетай туда со мной, Откуда этот блеск исходит.
Фауст не хочет уходить от зеркала. Идеал недоступен.
3. Фауст 1 + Марго = Фауст влюбленный (Фауст 2). Сцена первой встречи; сцена в спальне Марго, когда образ Елены находит земное воплощение:
Часами бы стоял я здесь один, На ложе глядя и на балдахин, Где созданный природой ангел божий Сначала развивался, как дитя, И подрастал, играя и шутя, И вдруг, созрев душевно и телесно,
Стал воплощеньем красоты небесной.
Мефистофель склеивает образы Елены как идеала женственности и Маргариты как живой женщины. («Глотнув настойки, он Елену // В любой увидит непременно »).
4. Фауст 2 + Мефистофель = Фауст добивающийся (Фауст 3). Сцена в спальне, когда Фауст соглашается подложить ларчик; сцена, когда он посылает Мефистофеля действовать через Марту.
5. Фауст 3 + Марго = Фауст добившийся счастья, полноты переживаний (Фауст 4). Сцены в саду и в беседке («любит - не любит», поцелуй).
Не бойся ничего!
Пусть этот взгляд И рук пожатье скажут О необъятном том, Пред чем слова - ничто, О радости, которая нам свяжет Сердца. Да, да, навеки без конца! Конец - необъяснимое понятье, Печать отчаянья, проклятья И гнев творца.
Фауст относится к живой женщине так, как можно относиться к идеалу женственности. В частности, обещает вечную связь.
6. Фауст 4 + Мефистофель = Фауст сомневающийся (Фауст 5). Сцена в пещере, где Мефистофель обесценивает переживание Фауста, напоминает ему о плотских желаниях. Он продолжает склеивать образы Маргариты и Елены. Этим он, с одной стороны, лишает Фауста возможности увидеть реальные потребности Маргариты, и на их основе строить отношения. С другой стороны, Мефистофель приземляет образ Елены, тем самым лишая его творческой энергии. Фауст понимает эту двойственность:
Как ясно мне тогда, что совершенства Мне не дано. В придачу к тяге ввысь, Которая роднит меня с богами, Дан низкий спутник мне. Я без него Не обойдусь, наперекор бесстыдству, С которым обращает он в ничто Мой жребий и твое благословенье. Он показал мне чудо красоты, Зажег во мне и раздувает пламя, И я то жажду встречи, то томлюсь
Тоскою по пропавшему желанью.
Но Мефистофель предпринимает следующий ход
7. Фауст 5 + Мефистофель = Фауст виноватый (Фауст 6). Там же, когда Мефистофель напоминает Фаусту об одиночестве Марго.
В результате Фауст поступает именно так, как хочет Мефистофель:
Еще мне надобно, подонку, Тебе в угоду, палачу, Расстроить светлый мир ребенка! Скорей же к ней, в ее уют! Пусть незаметнее пройдут Мгновенья жалости пугливой, И в пропасть вместе с ней с обрыва Я, оступившись, полечу.
Чувство вины является результатом описанной склейки. Оно заставляет Фауста подменить любовь жертвенностью. «Отцовское» отношение Фауста к Маргарите было подмечено в группе.
8. Фауст 6 + Мефистофель = Фауст-убийца (Фауст 7). Убийство матери и брата Маргариты превращают внутреннюю вину Фауста в уголовно наказуемую виновность. В психологическом плане – это насилие над Маргаритой, насильственное разрушение ее защит. Тоже было подмечено группой, когда говорилось о том, что ей 14 лет.
В целом, Фауст действует как неопытный подросток, что ярко проявилось в драме.
Ролевая история Маргариты могла бы выглядеть так
1. Маргарита – домашняя (Марго 1). Спасибо участникам группы, подсказали, что жизнь в родительском доме у нее не сахар – она скучна. Ей хочется свободы (Марго 3) и страшно (Марго 2). Дома ее удерживает мать (Марго 1 + мать = Марго 2). На волю ее зовет Марта (Марго 1 + Марта = Марго 3). Роли Марго 2 и Марго 3 конфликтуют.
2. Марго 3 + Мефистофель = Маргарита заинтересованная (Марго 4). Сцена с ларчиком – кто прислал украшения? Марта всячески подогревает интерес.
3. Марго 4 + Фауст = Маргарита влюбленная (Марго 5). Чувство безопасности целиком зависит от присутствия или отсутствия Фауста – с «уходом» от матери только он может быть внешней поддержкой, соответствующей внутренней роли еще нет.
4. Марго 5 + мать = Маргарита заключенная, рвущаяся на волю, Марго сомневающаяся (Марго 6). Сцена в одиночестве. Более интенсивный вариант изначального состояния, противоречия обострены. Очень энергично была проиграна в драме. Роль Марго 6 приобретет свой окончательный вид, когда она окажется в тюрьме.
5. Марго 6 + Фауст = Маргарита-с- Фаустом (Марго 7). Сцена богословской беседы. Марго чувствует опасность для Фауста и для себя, исходящую от Мефистофеля, но противопоставить ей может либо «материнский» (формальный, «по Писанию») уход в лоно церкви, либо все ту же опору на Фауста, который сам двойственен и не может избавиться от Мефистофеля. В результате выбирает слияние с Фаустом, в котором отсутствует всякая критика.
6. Марго 7 + Фауст (Мефистофель) = Марго-безбашенная (Марго 8). Со смертью матери и брата Маргарита исчезают все запреты. Вместе с тем, нарастает давление социума
7. Марго 8 + социум (в т.ч., брат) = Марго стыдящаяся и виноватая. Эта роль зарождается в сцене у колодца (сплетни о беременной подруге), присутствует в сцене молитвы (Гретхен просит Богоматерь избавить ее от позора). Затем стыд дополняется виной (сцена в Храме).
В целом, история Маргариты как ролевая модель – это история вызревания, обретения самостоятельности. Единственное решение, которое она принимает сама, без внешнего влияния – это отказ от помощи Фауста (и Мефистофеля), решение остаться в тюрьме и принять наказание. В этот момент она обретает истинную (не матерински-формальную) связь с Богом, что позволяет ей спастись самой и спасти Фауста.
Несколько слов о матери Маргариты (такой вопрос был задан). Сейчас мне кажется, что главная функция этого персонажа – социальная (общинная, в том числе и церковная) защита Маргариты. Никакой помощи в реальном духовном развитии от нее нет, такое развитие является результатом собственного умения обращаться с противоборствующими внутренними силами. Мать как роль – это коупинговое решение пожертвовать развитием ради защищенности. Отказ от такого решения должен вызревать изнутри, а не взламываться снаружи, что и продемонстрировала «психодрама» и эмоциональный шеринг «протагониста».
История взаимоотношений Фауста и Маргариты здесь – это история несостоявшейся Встречи. В тот момент, когда они готовы были встретиться то есть увидеть друг друга, соотнести картинку с собственными потребностями и действовать, исходя из этого, вмешивается Мефистофель и дает ложную картинку. Только отказ обоих от услуг Трикстера (для Фауста – в конце трагедии) позволяет осуществиться встрече.
Безусловно, вся история Марго и Фауста должна ставиться от начала до конца, без разбиения на части. Технически я вижу такие решения (в зависимости от формата групрпы).
Две психодраматические мифодрамы. В первой протагонист – Маргарита, во второй – Фауст. Уик-енд полностью. Здесь возможен выход в протагонистские работы вне контекста трагедии, с последующим возвращением. Собственно, такую работу мы и проделали на группе. Плюс такого варианта в том, что позволяет проработать чувства участников, «застрявших» на разных этапах трагедии, вне зависимости от пола и возраста.
Социодрама в 2 этапа с последующими протагонистскими работами. 1 день. Сначала зачитывается событийный ряд и он проигрывается совершенно спонтанно, без какого-либо вмешательства ведущего. Затем проигрывается подробно, с интервью участников и дублированием с помощью текста.
Запись получилась совсем плохонькая. Тем не менее, вставляю ключевые, на мой взгляд, по энергетике сцены.
Маргарита уходит из родительского дома
Сближение Фауста и Маргариты
Маргарита в одиночестве
Шеринг Фауста и Маргариты
|