Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Вторник, 19.03.2024, 05:04
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Леонид Огороднов. Что такое агиодрама


Что такое агиодрама

 

Агиодрама (от. греч. «ἅγιος» - святой и «δρᾶμα» - действие) – это психотерапевтическая техника, использующая в качестве основного инструмента психодраматическую постановку жизненного пути и духовного подвига христианских святых.


О психодраматической составляющей агиодрамы

Поскольку агиодрама является формой психодраматической работы, в ней используются техники психодрамы (самопрезентация, обмен ролями, «зеркало», дублирование) и действуют психодраматические правила («здесь и теперь», конфиденциальность, безопасность, правило 48 часов, правила шеринга). Так же, как и психодрама, агиодрама состоит из разогрева, основного действия и шеринга. Так же, как и в психодраме, в агиодраме есть протагонист, то есть человек, играющий главную роль и задающий содержание ролей остальным участникам группы.


 Специфика агиодрамы

(о понимании святости в агиодраме)

 Особенностью агиодрамы является то, что протагонист играет роль святого, канонизированного Православной Церковью. Несколько слов о том, что такое святость и кто такие святые.

В.М. Живов. «Святость. Краткий словарь агиографических терминов»:

Его (христианского понятия о святости - ЛО) основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности, в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его не поврежденная грехом природа, его соединение с Богом как "чада Божиего”<…>.

<…> Подвиг, совершаемый святыми, рассматривается, не столько как достижение самого святого, сколько как действие благодати Божией, как явление Божественного промысла <…>.

<…> Итак, святые – это наглядное обнаружение промысла Божиего о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии промысла: каждый святой со своим особым житием демонстрирует свой путь к святости и выступает как образец этого пути<…>.

Достижение святости как обоженности является целью любого христианина. Канонизация, то есть причтение усопшего подвижника к лику святых – это свидетельство Церкви о святости человека. Среди критериев канонизации обязательной является безукоризненная православная вера.  

В связи с этим существует специфически агиодраматическое правило: участник группы, заявляющий о своем желании быть протагонистом, должен определить для себя, может ли он взять роль человека, исповедующего православную веру.  

Люди, пришедшие на агиодраму, могут придерживаться самых разных взглядов на религию, могут принадлежать к различным вероисповеданиям, конфессиям или деноминациям. Заявление о своем желании быть протагонистом агиодрамы предполагает, что вера или неверие человека, его система ценности не препятствуют ему принять роль святого.  

С разнообразием мнений о святости и святых связано еще одно правило агиодрамы. Жизнь и духовный подвиг святого вызывают разные, иногда весьма сильные чувства у участников группы. Представления о смысле того или иного эпизода или жития в целом может отличаться у участников группы, и это ценно. Однако необходимо помнить о том, что агиодраматическая группа является психотерапевтической, мы работаем с представлениями протагониста. Поэтому участники группы не должны вмешиваться в происходящее на психодраматической сцене и в любой форме мешать действиям протагониста и ведущего. Согласие участвовать в работе группы есть согласие на психодраматическое действие под руководством ведущего в рамках картины мира протагониста. Участники агиодрамы иногда испытывают искушение нарушить это очевидное, и поэтому редко озвучиваемое в психодраме правило. Поэтому ведущий должен заранее получить согласие каждого участника на то, что он не будет давать советы, комментировать или прерывать действие, изменять текст, заданный протагонистом или в любой другой форме мешать действию, даже если благодать выглядит не благодатной, энергии – недостаточно тонкими, а психодрама – не спонтанной или слишком спонтанной. Для оглашения подобных мнений и проведения соответствующих дискуссий отведено виртуальное пространство на сайте «Мифодрама».      

 

Структура и содержание агиодраматического действия

Два проекта, осуществленных в апреле-мае  и летом 2010 года, показали, что форма  агиодраматических занятий, состоящая в еженедельных групповых встречах,  является оптимальной.  Актуальным является вопрос о том, должна ли эта группа быть закрытой или открытой. Мне видится наиболее перспективным следующее устройство агиодраматической группы: после нескольких (двух-трех) занятий группа закрывается. Число занятий в закрытой группе равно числу ее участников (около 10). Члены закрытой группы обязуются участвовать в каждой сессии. После того, как каждый участник побывает протагонистом, группа открывается, то есть поработавшие участники могут ее покинуть, а новые люди – принять участие в работе группы. Через два-три занятия группа снова закрывается. Цикл «закрытости» группы составит, таким образом, 10 недель или 2,5 месяца. Такая форма работы наиболее продуктивна с точки зрения групповой динамики.   

Вне зависимости от открытости/закрытости группы, выбор протагониста агиодрамы происходит на группе, предшествующей действию, поскольку и протагонист, и ведущий должны успеть ознакомиться с текстом жития.  Знакомство с текстом для остальных участников группы не обязательно (поскольку он все равно будет озвучен), но желательно (поскольку люди, осмыслившие житие, глубже проникаются действием). Для того, чтобы участникам группы было удобнее ознакомиться с тестом, я публикую его на сайте «Мифодрама» и высылаю членам группы ссылку на текст. Своими впечатлениями от текста участники могут поделиться на форуме сайта, не дожидаясь самой агиодрамы.

Выбор протагониста осуществляется следующим образом. В конце занятия ведущий предлагает участникам обозначить свое желание быть протагонистом в следующий раз. Участник группы может заявить в качестве материала для работы: 1. житие своего святого покровителя (выявляется по святцам); 2. житие любого святого, который ему интересен; 3. личную тему для психотерапевтической работы. В последнем случае житие святого для постановки выбирает ведущий.     

Как и любое психодраматическое действие, агиодрама начинается с разогрева. Разогрев может быть как тематическим, связанным с темой будущей агиодрамы, так и общим, призванным повысить уровень энергии в группе. Примером разогрева, вводящего участников в контекст работы со святостью, является социометрический разогрев «Лики святости». Ведущий обозначает в пространстве основные типы (лики) святости (мученик, преподобный, страстотерпец и пр.) и предлагает участникам группы выбрать путь, который кажется наиболее более близким.

Лики святости, используемые в разогреве:

Бессребренники

Христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Зачастую к ним относят святых, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд.

Благоверные

Монархи и удельные князья — за свою благочестивую жизнь, дела по укреплению церкви и веры.

Исповедники

Лица, открыто исповедовавшие свою веру во время гонений на христиан. В отличие от мучеников, исповедники после перенесенных мучений оставались в живых.

Мученики

Люди, принявшие смерть за свою веру.

Преподобные

Монашествующие, почитаемые за подвижническую жизнь.

Праведные

Миряне и священнослужители из белого духовенства, почитаемые за праведную жизнь.

Страстотерпцы

Лица, принявшие мученическую кончину не за веру, возможно даже от единоверцев (в силу злобы, коварства, заговора). Почитается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам.

Блаженные и юродивые

Подвижники, добровольно принявшие на себя образ безумных. Для таких лиц характерен аскетический образ жизни, обличение (в том числе публичное) людских пороков.

После интервью о причинах выбора участникам предлагается выбрать человека, наиболее подходящего на роль мученика, преподобного, страстотерпца и т.д. Каждый участник подходит к выбранному человеку и кладет руку ему на плечо. В результате получается наглядный «рисунок» состояния группы по выбранному критерию.

Текст жития святого озвучивает протагонист.  Для протагониста этот рассказ служит разогревом. У ведущего есть возможность оценить, какие эпизоды жития выделяет для себя протагонист. Не знакомые с текстом участники группы знакомятся с ним. Тексты житий святых сильно различаются по объему, у нас не всегда есть возможность поставить житие целиком. В случае, когда это невозможно, мы ставим ключевые сцены жития, которые выбирает протагонист. Ведущий при этом следит за тем, чтобы выбранные протагонистом эпизоды составляли единое целое, логически непротиворечивый рассказ.

Психодраматическая постановка жития зависит от контракта, заключенного между протагонистом и ведущим. Иногда такой контракт заключается в процессе подготовки к агиодраме, но чаще ведущий и протагонист договариваются о целях работы непосредственно в ходе агиодраматической сессии. В процессе заключения контракта ведущий и протагонист должны решить, в какой степени драма будет посвящена исследованию жития святого, а в какой – разрешению жизненной ситуации протагониста. Здесь есть свобода выбора – агиодрама может быть целиком посвящена проживанию жития, а может быть ориентирована на проблему клиента таким образом, что фигура святого в ней только обозначена.

Технически психодраматическая постановка жития святого или эпизода из его жития не отличается от классической психодрамы, однако существуют два специфически агиодраматических правила для ведущего.

1. Мы не выводим на сцену Бога–Отца, Христа, Духа Святого и Богоматерь. Если в житии описано божественное вмешательство в людские дела, мы психодраматически ставим последствия этого события и реакции на него святого, но не вводим Бога как действующий персонаж агиодрамы. К примеру, в житии Леонида Устьнедумского святому является во сне Дева Мария, и велит ему основать монастырь. Почитая себя недостойным этого труда, Леонид на протяжении нескольких лет уклоняется от выполнения повеления, так что Богоматери приходится три раза напоминать ему о промысле Божьем. В данном случае предметом нашей работы являются сомнения Леонида, поэтому мы можем ввести в действие фигуру «сон Леонида», напоминающую святому о его предназначении, но нет никакого смысла вводить фигуру Богоматери.   

Исключение из этого правила - те немногочисленные случаи, когда предметом психодраматической работы являются проекции протагониста на Бога.

2. Мы не имитируем на психодраматической сцене нисхождение Благодати. Искушение ввести Благодать в той или иной форме в качестве психодраматического ресурса для ведущего здесь велико, ему надо противостоять.

Смысл этих ограничений станет более понятен по прочтении подглавки «О терапевтических механизмах агиодрамы».  

Как и классическая психодрама, агиодрама может быть сосредоточена на внутренних переживаниях протагониста (святого), а может описывать событийную сторону жития. Мой опыт показывает, что интрапсихическая драма более эффективна с людьми верующими, но я не стану возводить это наблюдение в ранг правила.

Самой общей задачей агиодрамы является психодраматическая Встреча святого и протагониста. В любом случае, вне зависимости от формы агиодрамы, в любой сцене должны присутствовать или хотя бы подразумеваться два пространства: пространство святого и пространство протагониста.

Агиодрама завершается шерингом, который строится по правилам психодраматического шеринга. Ведущему следует уделять особое внимание тому, чтобы выражение чувств участников не переходило в проповедь их картины мира.  

Психотерапевтический процесс не обязательно завершается на агиодраме. Вернее, он может завершиться по видимости, но всегда продолжается по сути. Поэтому, поучаствовав в одной драме, в том числе и в своей, не стоит думать, что тема закрыта. Возможность отрефлексировать свои переживания нам предоставляет интернет, где можно опубликовать свои впечатления от прошедшей агиодрамы.

 

О терапевтических механизмах агиодрамы

Теоретическим обоснованием агиодрамы является теория ролей Я.Л. Морено, развитая и уточненная его ученицей, Гретой Лейтц. Напомню, что Морено выделял три категории ролей: соматические, психические и социальные. Г. Лейтц дополнила мореновскую классификацию категорией трансцендентных ролей.   

 

Грета Лейтц о трансцендентных ролях

Трансцендентные роли нельзя понять из внешних потребностей. В них человек совершает имманентно присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир, являющемуся предпосылкой всякой этики. Поэтому мы могли бы говорить также об «этических ролях», а в религиозно-специфическом контексте — вместе со шведским психологом Хьелмаром Сунденом — о «религиозных ролях».

***

В более широком смысле трансцендентные роли — это те роли, в которых человек ... возвышается над уровнем «человеческого, слишком человеческого» и, преодолевая отчуждение, вступает в новую, осознанно-эмпатическую интеракцию с надындивидуальным бытием, космосом.

Качественное отличие трансцендентной роли состоит в том, что она обращена за пределы познаваемого. Соматические роли (например, «едок» «печатающий на клавиатуре компьютера») соотнесены с телесностью человека и обращены к предметному миру. Психические роли («радующийся», «фантазирующий», «желающий», «думающий») переживаются как психические процессы и состояния и обращены к образам или знакам разного уровня сложности. Социальные роли («начальник», «жена», «священник») обращены к другим людям и социальным институтам. То, что объединяет эти три категории ролей – их обращенность к познаваемым объектам.  Трансцендентные роли обращены к непознаваемому, в случае с христианскими святыми – к Творцу, к Богу. В качестве примера христианских трансцендентных ролей можно  привести роли «кающегося», «причащающегося», «смиряющегося» и проч. Подчеркну принципиальную разницу – они обращены не к тому, чего я еще не изучил, не к непознанному человечеством на данном историческом отрезке его существования, а к Тому, Кто мной и человечеством не может быть познан в принципе, кто Сам открывается мне и человечеству.  

Роли, относящиеся к различным категориям, могут быть представлены как часть сложной роли или деятельности. К примеру, сложная роль «молящийся» может быть описана, во-первых, с точки зрения соматической роли, определяющей молитвенную позу; содержание молитвы, во-вторых,  определяет ее психическую составляющую (например, «проситель»); в третьих, принадлежность молящегося к той или иной общине задает социальную роль (например, прихожанин конкретного храма); в четвертых, обращенность молитвы к Богу определяет трансцендентную роль человека.

Способность действовать одновременно на соматическом, психическом, социальном и трансцендентном ролевых уровнях является одним из критериев здоровья личности. В Библии такое состояние обозначается выражением «ходить пред Богом». Так, о Нимроде сказано: «он был сильный зверолов пред Господом, потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом» (Быт. 10; 8-9). В данном случае это выражение указывает на высшую степень профессиональной компетентности Нимрода, доступную оценке только Господа, и на социальную значимость его охотничьего умения, вошедшего в древнюю поговорку. 

Смысл психотерапевтического обращения к житиям святых – в приобщении к опыту такого «хождения пред Господом», т.е. в обусловленности ролей соматического, психического и социального уровня трансцендентными ролями. Подобный опыт во всей его полноте и несомненности мы находим в житиях святых. Разумеется, «смоделировать» святость мы не можем, поскольку святость - это дар Господа. Однако обращенность человека к Богу, земной путь, который прошел человек, прежде чем ему дарована была обоженность,  опыт нахождения в трансцендентной роли - это поддается психодраматическому моделированию.

Более узкой, более конкретной задачей агиодрамы является работа над взаимосвязью трансцендентных и психологических ролей. Первое, что здесь необходимо – это не путать их.

Особенностью психических ролей является их обращенность к знаку или образу. Приведу пример. Предположим, протагонист-мужчина заявил тему супружеского конфликта. Он выбирает среди участников группы кого-то, кто будет играть роль его жены, идет в эту роль, и из роли жены озвучивает чувства жены. Затем возвращается в роль мужа, как-то соотносится с позицией жены, затем снова меняется ролями – и так до тех пор, пока компромисс не будет найден, или не будут определены причины конфликта. Здесь важно понимать, что все действие разворачивается внутри души протагониста, протагонист из одной своей внутренней роли («мужа») обращается к другой своей внутренней роли («жены»), в этой драме не задействован реальный человек – жена, мы работаем с образом жены. Образ жены может более или менее точно соответствовать чувствам реального человека, но это не реальный человек. Проверить точность образа мы можем только в том случае, если жена присутствует на психодраме и принимает участие в действии. Смысл такой внутрипсихической драмы – в снятии внутреннего ролевого конфликта, выражающегося, например, в иррациональном чувстве вины или агрессии, и в создании более реалистического образа живого человека. Чем точнее образ, тем проще затем будет договориться с реальным человеком.

Создать более или менее точный образ другого человека возможно постольку, поскольку этот другой человек в принципе познаваем, по крайней мере, настолько, насколько он обращен к нам. Иначе обстоит дело с трансцендентной ролью, особенностью которой является ее обращенность к внешнему по отношению к нам Субъекту, сущностные характеристики Которого в принципе недоступны пониманию и восприятию обращающегося к Нему. В этой ситуации становится бессмысленным один из основных инструментов психодрамы - обмен ролями: ответ на обращение к Господу, который мы получим, поменявшись с Ним ролями, будет ответом от нашей собственной проекции на Него.   


Формы агиодрамы

В настоящее время мною опробованы четыре психодраматические формы агиодрамы. 

Психодрама. Есть протагонист, с которым заключен терапевтический контракт. Действие строится в зависимости от контракта. Как правило, ставится не житие целиком, а выбранные протагонистом и ведущим сцены.

Социодрама. Житие святого ставится целиком, участвует вся группа. Хотя здесь есть главное действующее лицо (или несколько действующих лиц, если святых несколько, например, Петр и Феврония), контракта с ним не заключается.

Виньетки. Короткие сцены из житий или патериков. Могут быть использованы для разогрева группы и фокусировки проблем участников. 

Психодрама из «зеркала». По содержанию эту форму работы нужно отделить от обозначенной выше психодрамы, хотя название ее условно. Прообразом ее является плейбек-театр. Суть ее состоит в том, что несколько участников группы спонтанно разыгрывают житие святого или эпизод из этого жития, а протагонист со стороны смотрит на разворачивающееся действие. При необходимости он может корректировать действие или войти в сцену.

Не сомневаюсь, что с течением времени родятся и другие формы агиодраматической работы. 


Copyright Леонид Огороднов © 2024