Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами, свой
спасительный подвиг она несла в Петербурге. Мужем Ксении был певчий придворного
хора Андрей Феодорович Петров, служивший в звании полковника. О детстве и
юности блаженной ничего не известно, память народная сохранила лишь то, что
связано с началом подвига юродства Ксении - внезапная смерть мужа, умершего без
христианского приготовления.
Потрясенная этим страшным событием, 26-летняя вдова решила
начать труднейший христианский подвиг - казаться безумною, дабы, принеся в
жертву Богу самое ценное, что есть у человека - разум, умолить Создателя о
помиловании внезапно скончавшегося супруга Андрея.. Посему, дабы спасти своего
мужа, Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства и
более того, от себя самой, она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла
под его именем весь свой жизненный путь, принеся на алтарь Божий дары
всеспасительного подвига любви к ближнему.
Своего желания казаться безумной Ксения достигла в день
похорон мужа; когда Андрея Федоровича повезли на кладбище, блаженная надела на
себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком костюме пошла
провожать гроб супруга. Родственники мужа и знакомые Ксении весьма сожалели о
ней, они думали, что смерть Андрея Феодоровича внезапным горем помрачила
сознание молодой овдовевшей жены. Ксения же, как потерявшая рассудок, утешала
их, говоря: «Андрей Феодорович не умер, - но воплотился в меня, Ксению, которая
давно умерла». «Не зовите меня больше Ксенией, но зовите меня Андреем
Феодоровичем». С такими словами Ксения стала скитаться по улицам Петербурга,
сообщая всем, знавшим ее, что «Ксеньюшка моя скончалась, и мирно почивает на
кладбище, аз же грешный весь тут».
После смерти мужа овдовевшей Ксении отошло имущество Андрея
Феодоровича- дом, который он имел в приходе церкви апостола Матфия на
Петербургской стороне. Часть этого дома снимала одна благочестивая христианка
Параскева Антонова, хорошо знавшая Ксению и давно бывшая с ней в дружбе. Утешая
после похорон «помрачившуюся умом» вдову, Параскева в причитаниях спросила:
«Как же ты будешь жить теперь, матушка?» На это начавшая свой подвиг юродства
Ксения ответила: «Да что, ведь я похоронила свою Ксеньюшку, и мне теперь уже
ничего не нужно. Дом я подарю тебе, только ты бедных даром жить пускай; вещи
сегодня же раздам все, а деньги в церковь снесу, пусть молятся об упокоении
души рабы Божией Ксении». Тогда Параскева Антонова стала упрашивать Ксению не
делать этого, ибо ей самой нужно будет на что-то жить и кормиться, но Ксения
твердо отвечала: «Господь питает птиц небесных, а я не хуже птицы. Пусть воля
Его будет».
Услышав о таком решении, Параскева из жалости о
«повредившейся умом» вдове, обратилась к родственникам ее мужа Андрея Петрова с
просьбой поспособствовать ей предотвратить Ксению от такого неразумного
поступка. Родные мужа подали прошение начальству умершего Андрея Феодоровича,
прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. По причине
этого Ксения была вызвана насоответствующее обследование, которое заключило,
что она совершенно здорова; и утвердило за ней право распоряжаться своим
имуществом как ей угодно. После этого блаженная Ксения, вольная во всех своих
действиях, раздала принадлежавшее ей имение и в одном только мужнином костюме
вышла на улицу на свое подвижническое странствие. Теперь какого-либо
определенного места жительства Ксения не имела. Она в своем странном одеянии
целыми днями бродила по Петербургской стороне по преимуществу в районе прихода
церкви святого Апостола Матфия. Встречающимся знакомым или обращающимся к ней
по имени она с досадой говорила; «Ну какое вам дело до покойницы Ксении, она
вам ничего худого не сделала».
Через некоторое время все могли убедиться в безумстве
молодой вдовы: ее странный костюм и невразумительный разговор, ее кротость и
незлобие давали повод злым людям и в особенности шалунам мальчишкам глумиться
над блаженной. Так блаженная Ксения начала свой подвиг. Целыми днями она
скиталась по улицам Петербурга, зимой и летом, в зной и стужу подвергаясь
всяким нападкам и насмешкам, она, непрестанно молясь, безропотно несла свой
спасительный подвиг. В это время началось строительство новой каменной церкви
на Смоленском кладбище. Воздвигнутое строение было уже весьма высоким, так что
каменщикам приходилось сначала поднимать кирпич на леса, а потом класть его в
кладку. Тогда блаженная Ксения решила тайно по ночам помогать строителям, она
целыми ночами поднимала кирпич и складывала его на лесах. Наутро приходили
рабочие и очень удивлялись случившемуся. Наконец, они решили узнать, кто все же
этот незримый помощник строительства. Оказалось, что этот тяжелый труд взяла на
себя известная всей петербургской стороне «безумная» Ксения.
Мало-по-малу, к таким странностям блаженной привыкли, многие
стали считать, что от помрачившейся умом можно ожидать чего угодно, однако
некоторые наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения какая-то не
простая-глупая побирушка, но в ней есть что-то особенное. Милостыню, которую ей
предлагали, она брала не у каждого, но только у людей доброго сердечного
расположения. Всегда беря только копейку, она тут же отдавала ее таким же
бедным и нищим, как и она сама.
После того, как мужнин камзол и кафтан Ксении истлели, она
стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших от
мороза, носила рваные башмаки. Многие христиане предлагали Ксении теплую
одежду, милостыню. Блаженная же ничего не соглашалась взять, но неизменно
одевалась либо в красную кофточку и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и
красную юбку.
Днем Ксения как безумная бродила по городу, а ночью она
укрывалась от глаз людских, выходя за город, в поле, и там пребывала в молитве.
Так ее однажды и застали заинтересовавшиеся ночными исчезновениями Ксении
горожане. Ксения всю ночь стояла на молитве, попеременно кладя поклоны на все
четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более
явственно».
Только в редких случаях оставалась Ксения на ночлег у
знавших ее благочестие людей - Параскевы Антоновой, Евдокии Гайдуковой и
Пелагеи Черпаковой.
Блаженная все обиды и печали сносила безропотно, лишь
однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители
Петербургской стороны видели ее в страшном гневе. Уличные мальчишки, завидя
юродивую, стали над ней смеяться, дразнить ее. Блаженная, по обычаю, безропотно
сносила это. Но злые дети не ограничивались одними издевательствами. Видя
безропотность и беззащитность блаженной, они стали бросать в нее грязью и
камнями. Тогда, по-видимому, и у блаженной не хватило терпенья. Как вихрь бросилась
она за злыми мальчишками, грозя им своею палкою, которую всегда носила с собой.
Жители Петербургской стороны, видя блаженную в страшном гневе, пришли в ужас от
поступка детей и тотчас же приняли все меры к тому, чтобы никто не обижал
Ксению.
Окружающие блаженную Ксению стали обращать внимание, что в
ее словах и поступках часто кроется какой-то глубокий смысл. Замечали, что если
Ксения просила у кого что-либо, то это было знаком грядущей невзгоды и беды для
того, у кого спрошено, если же Ксения подавала кому-либо что-то, то получателя
в скором времени посещала внезапная радость. Позднее, когда блаженную стали
почитать за прозорливицу, стоило ей только появиться на рынках и улицах города,
как всякий, знавший ее, предлагал ей свои услуги. Купцы открывали свои лотки и
прилавки со всевозможными съестными и прочими товарами. Все наперебой
упрашивали «Андрея Феодоровича» взять что-либо или отведать от предлагаемого
товара, ибо они замечали, что если Ксения брала что-нибудь у хозяина, то
торговля у угостившего ее купца бывает очень удачной.
Извозчики, завидя блаженную издали, гнали лошадей, прося
Ксению проехать с ними хотя бы несколько шагов, ибо это приносило им удачу в
работе.
Особый дар блаженной Ксении состоял в устройстве семейного
быта христиан. Матери детей были убеждены, что если блаженная приласкает или
покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Посему они,
завидя Ксению, спешили к ней со своими детьми, прося ее благословить или просто
погладить их по голове. Своим великим смирением, подвигом духовной и телесной
нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала Ксения благодатный дар
прозорливости. Этим своим даром многим она помогала в деле жизненного
устройства и душевного спасения. Так, однажды блаженная, зайдя в гости к
купчихе Крапивиной, беседовала с хозяйкой и принимала от нее угощения. Жалея
молодую купчиху, столь радушно ее принимавшую, и предвидя близкую смерть
последней, Ксения пожелала сказать ей о необходимости должного христианского
приготовления к смерти. Посему, уходя, она во всеуслышание сказала между
прочим; «Вот, зелена крапива, а скоро, скоро завянет». Все слышавшие это гости
Крапивиной не придали словам Ксении должного внимания, однако позднее, после
внезапной скоропостижной смерти молодой купчихи, вспомнили эти слова и весьма
были поражены и потрясены.
Известен случай, когда блаженная Ксения заботилась о благе и
спасении еще не родившегося младенца. Приходит она как-то к своей давнишней
знакомой Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: «Вот, ты
тут сидишь, да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди
скорее на Смоленское кладбище!» Параскева весьма смущенно восприняла эту
нелепицу, однако послушалась блаженной и пошла. На одной из улиц Васильевского
острова у самого кладбища она увидела толпу народа, и, подойдя, узнала, что
какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину. Здесь же на земле женщина
родила мальчика, а сама скончалась. Все пытались узнать, кто эта женщина и где
ее родственники, но не преуспели в этом. Увидев во всем случившемся перст
Божий, Параскева взяла мальчика себе и, несмотря на усиленные старания найти
отца, должна была в конечном счете усыновить младенца. Она взяла его в свой
дом, бывший дом блаженной, и воспитала по всей строгости христианской жизни.
Этот приемный сын - до глубокой старости содержал и весьма почитал ее.
Параскева же благодарила Бога и рабу Божию Ксению за ее повеление принять на
воспитание сына.
Ксения всегда принимала участие в устроении жизни благочестивых
христиан. Она часто бывала в семье Голубевых, состоявшей из матери-вдовы и ее
семнадцатилетней дочери. Блаженная Ксения очень любила эту девушку за ее
кроткий тихий нрав и доброе сердце. Однажды она неожиданно появилась в дверях
их дома как раз в тот момент, когда мать и дочь в столовой готовили кофе.
Обратясь к дочери Ксения сказала: «Эх, красавица, ты тут
кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорей туда!»
Девушка была весьма смущена услышанным. «Как так?! -
возразила она.- У меня не только мужа, но и жениха-то нет. А тут какой-то муж,
да еще жену хоронит?» Услышав все эти возражения, Ксения стала сердито
настаивать: «Иди!»
На кладбище мать с дочерью увидели похоронную процессию.
Хоронили молодую жену одного доктора, скончавшуюся при родах. Молодой вдовец
все время безутешно рыдал, а увидев могильный холм над прахом супруги, лишился
чувств и свалился на руки едва успевшим подбежать Голубевым. Когда он пришел в
себя, мать и дочь как могли старались утешить несчастного. Так состоялось их
знакомство. Через некоторое время оно возобновилось, а год спустя молодой
человек сделал дочери Голубевой предложение.
Брак их оказался счастливым. Быть может, не без молитвенного
заступления блаженной прозорливицы прожили они долгую, тихую и благочестивую
жизнь, умирая, заповедали чтить память ее и следить за ее могилкой.
Еще при жизни своей блаженная Ксения была многим христианам
скорой в бедах помощницей. Как-то раз встретила она одну благочестивую женщину,
свою знакомую, и, остановив ее, вручила ей медный пятак с изображением всадника
и сказала: «Возьми пятак, тут царь на коне; потухнет». Ничего более не добавив,
она пошла дальше. Обескураженная женщина отправилась домой, недоумевая, чтобы
могли значить слова Ксении. Едва выйдя на свою улицу, она с ужасом увидела, что
в ее доме начался пожар. Но не успела она еще даже добежать до поглощаемого
пламенем строения, случилось чудо - по милости Божией огонь удалось остановить,
людская помощь подоспела вовремя. Тут только поняла женщина, что означали слова
блаженной: «Возьми пятак, потухнет!»
Юродивая Ксения в подвиге юродства подвизалась 45 лет; можно
утверждать, что блаженная отошла ко Господу в самом начале XIX века; Есть
мнение, что Ксения преставилась около 1803 года. Погребена была святая угодница
Божия на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить
церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой Смоленская. Отпевание
добровольной страдалицы совершалось в церкви апостола Матфия.
Чудеса, творимые блаженной не прекратились и после ее
смерти. Так, в одной семье перед намечавшейся свадьбой невеста и ее мать
отслужили панихиду на могиле блаженной Ксении; свадьба сейчас же расстроилась,
так как публично обнаружилось, что жених является преступником и убийцей,
бежавшим с каторги. Некто А.А.Романов был смертельно болен; и вот, супруге его,
сидевшей ночью у постели больного, явилась в видении старая женщина,
назвавшаяся Ксенией, которая сказала, что муж ее выздоровеет, и что будущий их
ребенок будет девочкой, а назвать ее следует Ксенией. Все так впоследствии и
произошло. Случалось, что в моменты панихид и молебствий на могиле блаженной
Ксении она являлась молящейся в виде старой женщины с посохом в руке. Если
видение случалось виновнику бедствий, то вид этой женщины был грозен и повеления
непререкаемы. Например, одному человеку, страдавшему сильной приверженностью к
страсти винопития, но за которого молились усердно мать и жена, Ксения явилась
в видении и сурово сказала: «Брось пить! Слезы матери и жены твоей затопили
могилу мою! Встань!»
Со дня кончины блаженной Ксении прошло около двух веков,
однако творимые по молитве сей угодницы чудеса не иссякают, и народная память о
ней не исчезает.
В первые же годы после ее кончины на могилу блаженной стало
стекаться множество людей, которые часто брали после панихиды у ней землю с ее
могилки в память о святой. Постепенно весь могильный холм оказался разобран,
пришлось насыпать новый, но и этот был разобран. Тогда положили на могилу
мраморную плиту; почитателей блаженной и это не остановило - плита разбивалась
и частицы ее разносились во все концы России. Разбирая землю и ломая плиты,
почитатели блаженной оставляли на могиле денежные пожертвования, которыми
пользовались нищие.
Не прекращались и чудеса от блаженной, которая по-прежнему
оставалась помощницей христиан в бедах и болезнях. Благочестивое предание
доносит до нас, например, и рассказ о таком случае. В жаркие летние месяцы одна
семья, в которой было двое детей, оказались вдали от родного дома, и в весьма
тяжелых обстоятельствах. Глава семейства, муж женщины, поведавшей об этом
чудесном заступлении блаженной Ксении, опасно заболел. Ему становилось все хуже
и хуже, лекарства не помогали, болезнь усугублялась. Через три месяца, когда
палящее южное солнце, царившая кругом невыносимая жара и духота совсем
подорвали здоровье больного, то он уже был не в состоянии даже разжимать губы и
принимать пищу. Дни его, казалось, были сочтены. Что произошло дальше,
рассказывает его жена. «Доктор, уходя, как-то странно посмотрел мне в глаза и
сказал: я приду завтра утром, я поняла, что это конец.
Я отвела детей к соседям, жившим через два дома от нас. Мне
хотелось тишины и молитвы. Жара стояла нестерпимая, удушающая. Я открыла все
двери для движения воздуха. Мысли самые отчаянные и горестные одолевали меня.
Помимо скорби от потери верного друга, пугала перспектива остаться одной с
малыми детьми. Если бы я была сейчас дома, я бы поехала на Смоленское кладбище
к блаженной Ксении, Там, припав к ее могиле, выплакала бы свое горе. Шум
захлопнувшейся калитки прервал мои думы. Кто-то вошел в сад к нам, подумала я.
В это время в проёме открытой двери бесшумно появилась странная гостья. Лета ее
нельзя был определить, но самым странным был ее наряд. Теплые, мягкие валенки,
длинная шуба особого покроя, вся в сборках, а на голове большой белый пуховый
платок; концы его были закручены на шее. Так, верно, носили глухой зимой
женщины-простолюдинки. Вся она была необыкновенно привлекательна. «Голубка,
скажи мне, где живут Пироговы, я ищу их, - сказала она. - Через два дома, -
ответила я. А что твой-то плох?» - спросила она, указывая на дверь, где лежал
больной. Она без шумно прошла мимо меня к больному. С минуту посмотрела она на
него. «Слушай, голубка! - сказала она, подходя ко мне. - Не печалься! Вчера тут
приезжал один важный доктор, такой ученый, что страсть. Он говорил, что
больного надо кормить всё же каждые полчаса всего лишь по-немногу, по две
ложечки. Ну, там, молока, чаю, каши, а там уж сама что придумай». «Да он уже
третий день губ не разжимает, - ответила я. - Ничего, ничего, ты попробуй! Ну,
прощай, мне пора». Она исчезла. На этот раз даже калитка не хлопнула. Я вышла
на балкон. Вправо и влево далеко была видна улица, залитая палящим солнцем, но
моей зимней гостьи не было видно. Тут только я поняла всю несообразность ее
зимнего наряда при этой нестерпимой жаре.
Я подошла к больному. Муж открыл глаза и чуть слышно
попросил пить. Дрожащими руками я поднесла ему чашку чая, еще не решаясь
верить, что этот слабый проблеск жизни есть намек на выздоровление.
»Кто подходил ко мне?» - спросил больной. Я не знала, что
ответить. "Одна незнакомая женщина" - говорю ему. Муж глубоко
вздохнул, точно выдохнул какую-то тяжесть. «Мне легче. Кто подходил ко мне?» -
сказал он, засыпая. Вернулись дети. Я спросила их, не приходила ли женщина в
шубе и валенках, закутанная в платке, к Пироговым. Дети сказали, что никакой
женщины не видели и вообще не видели, чтобы кто-нибудь заходил.
Я подошла к мужу с чашкой молока. Он встретил меня со слабой
улыбкой на изможденном, исхудалом до неузнаваемости лице. Он отпил полчашки
молока и опять спросил меня: «Кто приходил ко мне?» Я ему, как могла, объясняла
появление таинственной гостьи и прибавила, что сейчас пойду к Пироговым и
узнаю, кто она, так как она их искала. Я пошла к Пироговым и стала спрашивать о
женщине в валенках и шубе, которая искала их.
К ним, оказалось, никакая зимняя гостья не приходила, и они
начали подшучивать и острить надо мной. В этакой жаре и появиться в шубе и в
валенках! Верно какая-нибудь «блаженная», или вам привиделось.
Не добившись ничего, я вернулась домой. Муж уже сидел на
кровати, опираясь на подушку. «Ну, что, узнала?» - был его первый вопрос. -
«Нет, ничего не узнала, ее там не было.» Так слушай меня, - говорит муж, - ведь
я умирал, и я сознавал, что умираю. У меня не было сил ни открыть глаза, ни позвать
тебя, и силы оставляли меня. Вдруг я почувствовал, что кто-то подошел ко мне, и
на меня вдруг повеяла какая-то живительная прохлада. Это был миг: я силился
схватить струю этой прохлады. Теперь я знаю, что поправляюсь. Ты молилась; кого
же ты звала на помощь?" - «Блаженную Ксению», - сказал я и разрыдалась.
Когда мой муж окончательно поправился, он стал наводить справки, какой доктор
был проездом в то время. Оказалось, никакой доктор не проезжал и зимней гостьи
никто не видел.
Я же в душе храню, что блаженная Ксения являлась ко мне на
мой зов".
В 1902 году над могилой блаженной Ксении была построена
новая часовня с мраморным иконостасом и надгробием.
Могила блаженной Ксении находится посреди часовни; часовня,
была украшена прекрасной иконой распятия Спасителя на кресте, а по стенам
установлены иконы, пожертвованные разными лицами по тому или иному случаю,
некоторые из них с венчальными свечами.
Часовня была всегда открыта для совершения панихид; по
свидетельству священников, нигде не служилось столько панихид, сколько на
могиле блаженной Ксении.
Над входом в часовню с наружной стороны была сделана
надпись: «Раба Божия Ксения». На первоначальной же могильной плите было
начертано: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. На сем месте погребено тело
рабы Божией, Ксении Григорьевны, жены придворного певчего Андрея Феодоровича в
ранге полковника, осталась после мужа 26-ти лет, странствовала 45 лет; всего
жития ее было 71 год; называлась «Андрей Феодорович». Кто меня знал, да помянет
душу мою для спасения своей души. Аминь».
В начале XX века, по благословению митрополита Антония
(Вадковского), в память блаженной Ксении, на Малом проспекте Васильевского
острова был устроен Дом трудолюбия для бедных одиноких вдовиц и сирот-детей, не
имеющих крова и возможности заработать себе на хлеб насущный. День памяти
блаженной Ксении 24 января по старому стилю.
В настоящее время часовня отреставрирована и вновь открыта
для доступа и молитвы.
Блаженная Ксения канонизована за святость жизни,
проявившуюся в глубокой любви к ближним, в смирении, терпении, кротости и
прозорливости, на основании большого количества чудес, совершающихся по
молитвам блаженной, а также непрекращающегося народного почитания. (Канонизация
святых. Поместный собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6 -
9 июня стр.109-117)