Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Вторник, 19.03.2024, 06:29
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Глава 9


Глава 9

Мифодрама "Рагнарёк. Обновление мира":
переоценка ценностей

Мы переходим к мифу, завершающему скандинавский цикл, к мифу о Последней Битве, Рагнарёке, и возрождении мира. Этот миф излагается в «Младшей Эдде» и в «Прорицании вёльвы».

Краткое содержание мифа таково. Рагнареку  предшествуют три зимы, не сменяющиеся летом, а перед ними  были три зимы, в течение которых были попраны самые священные устои – брат будет убивать брата, отец – сына, войны и кровосмешение царили на земле. Против Асгарда выступают великаны (ётуны), обитатели Хель и хтонические чудовища – Волк Фенрир, Пес Гарм и Мировой Змей Ёрмунганд. Их предводитель – Локи. Отдельным войском выступают обитатели Муспелльхейма. После того как Хеймдалль трубит в рог, начинается битва. Один сражается против Волка и погибает, но его сын Видар разрывает пасть Волку. Тор и Ёрмунганд, Хеймдалль и Локи, а так же Тюр и Гарм сражают друг друга в бою. Фрейр погибает в поединке с Суртом, после чего Сурт сжигает весь мир.

После этого оставшиеся в живых (младшее поколение богов) строят свой собственный мир, а оставшиеся в живых люди – Лив и Ливтрасир – дают начало новому поколению людей.

Рагнареку предшествуют два события, нарушающих баланс между асами, олицетворяющими космос, порядок и силами хаоса. Речь идет о смерти Бальдра, нарушающей равновесие в пользу хаоса, и заточении Локи. Смерти Бальдра посвящена предыдущая глава. История о заточении Локи изложена в стихотворной «Перебранке Локи» («Старшая Эдда»), я перескажу ее здесь.

Для удобства анализа мифа я выделил три группы существ, противостоящих в Рагнарек асам: обитатели Хель, сражающиеся с эйнхериями; великаны и хтонические чудовища, сражающиеся с богами; Сурт и сыны Муспелля, уничтожающие мир. С моей точки зрения, мотивы развязать Последнюю Битву сильно разнятся для каждой из этих групп. Соответственно, и психологическая интерпретация противостояния будет различной.

Поскольку миф о Рагнарёке является развязкой всего скандинавского цикла, для его понимания я привлеку материал, заимствованный из мифов и саг, до сих пор не использованных в книге. 

Психологическая интерпретация

Перебранка Локи

С моей точки зрения, ключом к пониманию Рагнарёка и всего мифологического цикла является «Перебранка Локи". Хотя большинство исследователей считают его поздней христианской вставкой в «Старшую Эдду», призванной высмеять языческих богов, я не могу не использовать «Перебранку», поскольку здесь собираются воедино нити смысла большей части скандинавских мифов. 

 

На пир к Эгиру собрались асы (перечисляются: Один, Браги, Тюр, Ньёрд, Фрейр, Видар, а так же слуга Фрейра Брюггвир) и асиньи (Фригг, Сив, Идун, Скади, Фрейр и Фрейя, а так же служанка Фрейра Бейла).  Локи не смог стерпеть похвал в адрес слуги Эгира и убил его. За это он был изгнан в лес, но возвратился с намерением внести раздор. Его появление вызвало возмущение асов.

Войдя, Локи ставит асов перед выбором, принять его или прогнать. Ему отвечает Браги, говоря, что его не пустят. Локи обращается к Одину и напоминает ему, что они побратимы. Один усаживает Локи на место своего сына Видара.

Видар уступает Локи свое место и подносит ему кубок. Локи поднимает здравницу за всех асов и асинь, но отказывается пить за Браги.

Браги предлагает Локи откупиться конем, мечом и драгоценностями, лишь бы тот не начинал с ним ссоры, и грозит гневом богов. Локи не верит в то, что Браги готов откупиться, и называет его самым трусливым из присутствующих. Браги говорит, что если бы дело происходило не на пиру богов, он снял бы Локи голову. Локи отвечает, что такой трус может только грозиться.

Идунн, жена Браги обращается к Браги и просит не затевать ссоры, указывая на то, что ссора между родными и приемными братьями неуместна.. Локи прерывает заступничество Идунн (слова «ты, (имярек), молчи» повторяются рефреном по отношению к каждому, вступающему в разгоаор), обвиняет ее в том, что она более всех жадна до мужчин и обнимала убийцу брата. Идунн говорит, что она не оскорбляла Локи и только пыталась успокоить хмельного Браги.

Гевьон пеняет обоим в том, что они ссорятся, и говорит, что асы любят и ценят Локи как шутника.. Локи обвиняет Гевьон в связи с каким-то юнцом.

Один советует Локи не гневить Гевьон, поскольку ей ведомы судьбы людей и богов, так же, как и самому Одину. Локи обвиняет Одина в том, что тот нечестно делил удачу в бою и присуждал победу трусам. Один соглашается (!) с обвинением Локи, но обвиняет того в женовидности, вспоминая случай, когда Локи доил коров. Локи также обвиняет Одина в женовидности и вспоминает, что тот колдовал, как женщина.

Фригг высказывается в дом духе, что нечего ворошить прошлое. Локи обвиняет ее в том, что она изменила Одину с его братьями Вили и Вё. Фригг отвечает, что, если бы Бальдр был жив, Локи не ушел бы с пира живым. Локи, сам отмечая свою дерзость, говорит, что именно благодаря ему и погиб Бальдр.   

Фрейя удивлена дерзостью Локи, рассказывающего Фригг о своем злодействе, ведь ей известны все судьбы людей и богов. Локи отмечает тот факт, что Фрейя переспала со всеми богами. Фрейя обвиняет его лжи и угрожает гневом богов и богинь. Локи напоминает ей, что ее однажды застали в постели с ее братом.

Ньёрд оправдывает свою дочь Фрейю в том духе, что не беда, если женщина спит с мужчиной, а беда если на пир достойных людей является «муж женовидный». Локи напоминает, что Ньёрд был отдал асам в заложники (не понятно, что тут обидного, возможно, то, что он не ас родом) и объявляет, что некие дочери Хюмира мочились ему в рот. Ньёрд признает, что он, действительно, заложник, но зато он родил сына, который «первый из асов». Локи велит ему не хвалиться и говорит, что Ньёрд прижил сына с родной сестрой.

Тюр выступает в поддержку Ньёрда и говорит, что Фрейр, действительно, самый лучший всадник, никогда не обижал женщин и отпускал пленных. Локи обвиняет Тюра в том, что тот не умел мирить врагов и потерял руку, обманывая Волка Фенрира. Тюр отвечает, что они оба потеряли в этом деле: у Тюра нет руки, но и сын Локи, Фенрир, скован. Локи говорит, что прижил сына с женой Тюра и тот стерпел оскорбление.

Вступает сын Ньёрда Фрейр и говорит, что Волк должен быть скован, а если Локи не заткнется, то закуют и его. Локи напоминает, что Фрейр отдал свой меч, чтобы получить жену, и ему нечем будет биться с сынами Муспелля.

Брюггвир сетует, что он не равен Фрейру и не может поэтому растерзать Локи в клочья. Локи обзывает его мелочью, которая виляет хвостом при разговоре сильных и  просит подачек у Фрейра. Брюггвир называет себя и говорит, что он прослыл «быстрым» (хорошим слугой?) и ему почетно быть в одной компании с детьми Одина. Локи говорит, что он плохой слуга и трусливый воин.

Хеймдалль констатирует, что Локи пьян и поэтому несет всякую ахинею. Локи парирует, что Хеймдалль аж вспотел, защищая богов.

Скади пророчествует, что Локи прикуют к скале кишками сына. Локи ставит себе в заслугу гибель ее отца, великана Тьяцци. Скади обещает ему отомстить. Локи призывает ее вспомнить, что когда-то они были любовниками.

Сив  подносит  хрустальный кубок меда и просто просит его выпить. Локи выпивает и говорит, что не стал бы порочить Сив, если бы доподлинно не знал, что однажды она изменила мужу с ним самим.

Бейла (служанка Фрейра) отмечает, что прибыл Тор.

Входит Тор и требует, чтобы Локи не порочил его и богов, обещая пустить в дело Мьёлльнир.

Локи обращается к Бейле (!), говорит, что она – грязная скотница, и своим присутствием позорит почтенное собрание, и обещает снести ей голову с плеч.

Потом «замечает» присутствие Тора и говорит, что тот не будет так смел в битве с Ёрмунгандом. Тор обещает забросить Локи в страну великанов. Локи вспоминает, как Тор прятался там в рукавице великана. Тор неизобретательно грозит Мьёлльниром. Локи вспоминает, как Тор голодал, но не мог развязать котомку великана. Тор опять грозит. Локи говорит, что высказал все, что хотел, и теперь может уйти. Финальный аккорд:

Пива ты, Эгир,
немало припас,
но напрасно старался;
пусть все, чем владеешь,
в пламени сгинет,
пусть опалит
огонь тебе спину!

После этого Локи, в образе лосося, спрятался в водопаде фьорда Франангр. Там асы поймали его. Он был связан кишками сына своего Нарви, а сын его Вали превратился в волка. Скади взяла ядовитую змею и повесила ее над лицом Локи. Из змеи капал яд. Сигюн, жена Локи, сидела там и подставляла чашу под капающий яд. А когда чаша наполнялась, она ее выносила, и в это время яд из змеи капал на Локи. Тогда он корчился так сильно, что вся земля дрожала. Теперь это называется землетрясением.

Локи приходит на пир с целью устроить дебош, возможно, внести разлад в спаянные ряды асов. Зачем это нужно? Локи является посредником, между богами и обитателями Хель, с одной стороны, и между асами и ётунами – с другой, и с моей точки зрения, он – единственный, кто способен предотвратить Рагнарёк. Асы предстают как единый коллектив, который объединяют в первую очередь родственные связи, при этом каждый участник пира олицетворяет ту или иную силу, на которой основывается власть асов. Своими обвинениями, большинство из которых асы не пытаются опровергнуть, трикстер Локи демонстрирует зыбкость существующего миропорядка.

Кажется, что оскорбления Локи не балуют нас разнообразием, мужчин он обвиняет в основном в трусости, женщин – в распутстве, однако присмотревшись повнимательнее, можно обнаружить, что это не так.

Каждое обвинение Локи индивидуально, он апеллирует к конкретным событиям, некоторые из которых нам известны из мифов. Кроме того, тут важно не столько само обвинение, сколько факт дискредитации того или иного бога. К примеру, давайте разберем, как Локи разделывается с Браги.

Перебранка начинается с того, что Браги берет на себя труд от имени асов объявить Локи персоной non grata. Локи игнорирует его, обращается к Одину и напоминает ему, что они побратимы. Один признает этот факт, принимает сторону Локи и отводит ему место, которое раньше занимал его сын Видар. Браги, таким образом, лишен права говорить от имени асов – локальная победа Локи, если его целью действительно является внести разлад в ряды асов. Тут же следует атака на Браги, заканчивающаяся победой Локи – Браги сначала пытается откупиться от Локи, затем капитулирует, поскольку ему нечего возразить на обвинение в трусости, вступить в поединок с Локи он опасается.

На защиту Браги выступает его жена, Идунн. Она, с одной стороны, пытается поднять самооценку Браги, с другой – апеллирует к единству асов. Локи разрушает этот союз, обвиняя Идунн в связи с убийцей брата. Идунн отступает. Таким образом, посрамлены бог поэзии и хранительница молодости асов.

Из мифа о Меде Поэзии мы знаем, что Мед, которым теперь распоряжается покровитель поэзии Браги, был добыт Одином у великанов незаконно – Один попросту выкрал его. Унижение Браги может служить указанием на то, что баланс сил здесь нарушен, что Мед Поэзии находится в руках недостойного и может быть утрачен. То же относится и к Идунн, хранящей яблоки, дарующие асам молодость – унижая ее, Локи предрекает асам скорую утрату молодости (в мифе о похищении Идунн Локи уже продемонстрировал асам зыбкость их благополучия, поучаствовав как в похищении, так и в возвращении сокровища). Нужно так же отметить, что Локи обвиняет Идунн не просто в измене мужу (хотя и это важно, таким образом Локи вбивает клин между Идунн и Браги), а в связи с убийцей брата, что является непростительным посягательством на родовые ценности.

Следующей жертвой Локи оказывается Гевьон, о которой известно, что она «юная дева, и ей прислуживают те, кто умирают девушками». Смысл обвинений Локи о ее связях с неким «юнцом» не ясен, возможно, он обвиняет Гевьон в том, что она  не девственница.

Выступившего на защиту Гевьон Одина Локи обвиняет в том, что тот

... удачи в боях
не делил справедливо:
не воинам храбрым,
но трусам победу
нередко дарил ты

Обвинение принципиальное, поскольку тем самым Локи обвиняет верховного бога в нарушении им же самим установленных правил. Как мы увидим в дальнейшем, это служит причиной выступления обитателей Хель против асов.  После этого следуют взаимные обвинения в «женовидности», подкрепленные примерами из прошлого.

Фригг пытается успокоить спорщиков и получает обвинение в измене Одину с двумя его братьями. В «Саге об Инглингах» действительно есть такой эпизод: «У Одина было два брата. Одного из них звали Be, а другого Вили. Они правили державой, когда Один был в отлучке. Однажды, когда Один отправился далеко и долго был в отлучке, асы потеряли надежду, что он вернется. Тогда братья стали делить его наследство, и оба поженились на его жене, Фригг. Но вскоре после этого Один возвратился домой, и он тогда вернул себе свою жену». Такое обвинение в адрес богини семейного очага, подтверждающееся фактами, подрывает веру в институт брака.

А далее Локи признается Фригг в том, что это он погубил Бальдра. Если вспомнить о том, что Бальдр – самый значимый для Фригг персонаж и о том, сколько сил она положила на то, чтобы вернуть его из Хель, то признание Локи надо расценивать как прямое указание: «вы, асы, не всесильны, есть вещи, которые вы не можете изменить. Процесс распада созданной вами системы уже начался. Если погиб Бальдр, то может погибнуть и каждый из вас».   

Подобным образом Локи дискредитирует Фрейю (богиню любви), Фрейра (бога богатства), Тюра (бога справедливой войны), Ньёрда (покровителя рыбаков и мореходов). Таким образом, Локи указывает, что патронаж над всеми значимыми для человека сферами жизни находится в руках богов недостойных.

Психологическое значение заточения Локи состоит в искусственной изоляции фактора, угрожающего душевному спокойствию.

После заточения Локи Рагнарёк неизбежен. Когда Локи освобождается, против Асгарда единым фронтом выступают обитатели Хель и великаны. Обитатели Хель выступают непосредственно под руководством Локи, им противостоят эйнхерии Одина. Великанов с Локи связывает тот факт, что их «ударная сила» - хтонические чудовища являются детьми Локи.

Эйнхерии и обитатели Хель

В скандинавской мифологии описано три посмертия: воинов, погибших в битве с оружием в руках делят между собой Один и Фрейя, остальные отправляются в Хель. Поскольку из текста не ясно, будут ли сражаться воины, принадлежащие Фрейе, я ограничусь анализом противостояния эйнхериев и обитателей Хель.  

И те, и другие были когда-то людьми, жили в Мидгарде, однако их посмертное существование сделало их врагами. Эйнхерии:

Эйнхерии все
рубятся вечно
в чертоге у Одина;
в схватки вступают,
а кончив сраженье,
мирно пируют.

Необходимые ресурсы - пища, алкогольные напитки и женщины (валькирии) – всегда под рукой, им не нужно думать о хлебе насущном. Их единственное дело – оттачивать свое мастерство в ожидании Рагнарёка. Из текста «Старшей Эдды» даже можно вывести точное число эйнхерикев, которые примут участие в последней Битве:

Пять сотен дверей
и сорок еще
в Вальгалле верно;
восемьсот воинов
выйдут из каждой
для схватки с Волком

То есть в Последней Битве примут участие 540х800 – 432000 эйнхериев.

Обитатели Хель («это люди, умершие от болезней или от старости») живут безрадостно. Вот как описаны в «Младшей Эдде» владения Хель: «Там у нее большие селенья, и на диво высоки ее ограды и крепки решетки. Мокрая Морось зовутся ее палаты, Голод - ее блюдо. Истощение - ее нож, Лежебока - слуга. Соня-служанка, Напасть - падающая на порог решетка. Одр Болезни - постель. Злая Кручина - полог ее».

Попробуем разобраться в том, какими критериями руководствуется Один при отборе эйнхериев и в том, зависит ли существование после смерти от того, как прожита жизнь. Для ответа на этот вопрос обратимся к «Речам Высокого» из и сагам.

Для современных людей, так или иначе испытывающих на себе влияние мировых религий, вопрос о посмертном существовании решается в зависимости от того, насколько человек придерживался  ценностей при жизни. В «Речах Высокого»  («Старшая Эдда») Один в форме житейских советов излагает  «этический кодекс» скандинавов.

Советы Одина весьма разнообразны и касаются самых разных областей жизни. Один советует соблюдать осторожность, когда приходишь в гости; быть скромным и не похваляться умом; опасаться проявить глупость; воздерживаться от пьянства и обжорства; не смеяться над другими; опасаться предательства; принимать подарки от друзей и отдаривать их; не доверять речам девы; мстить за дурные поступки немедленно и т.п. В целом, за советами Одина можно увидеть две группы базовых ценностей, которые я обозначу как «Личное достоинство» и «Добрые отношения с людьми». Для реализации каждой из этих базовых ценностей существуют «инструментальные» ценности.

К группе ценностей, призванных не уронить личное достоинство, относятся: 

 

·        Ум (мудрость):

Ум надобен тем,
кто далёко забрел,-
дома все тебе ведомо;
насмешливо будут
глядеть на невежду,
средь мудрых сидящего.

Излишняя болтовня, пьянство или обжорство могут нанести урон достоинству. Однако излишний ум так же вреден:

Следует мужу
 в меру быть умным,
 не мудрствуя много;
 лучше живется
 тем людям, чьи знанья
 не слишком обширны.

Следует мужу
в меру быть умным,
не мудрствуя много;
ибо редка
радость в сердцах,
если разум велик.

·        Смелость (отвага):

Глупый надеется
смерти не встретить,
коль битв избегает;
но старость настанет -
никто от нее
не сыщет защиты.

Однако и в демонстрации своей силы нужно быть умеренным:

Силу свою
должен мудрец
осторожно показывать;
в том убедится
бившийся часто,
что есть и сильнейшие.

·        Независимость:

Пусть невелик
твой дом, но твой он,
и в нем ты владыка;
пусть крыша из прутьев
и две лишь козы,-
это лучше подачек.

Пусть невелик
твой дом, но твой он,
и в нем ты владыка;
кровью исходит
сердце у тех,
кто просит подачек.

·        Слава:

Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не ведает
громкая слава
деяний достойных.

Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но знаю одно,
что вечно бессмертно:
умершего слава.

Добрые отношения с людьми ценнее жизни:

Сосна, у дома
возросшая, сохнет,
корой не укрыта;

и человек,
что людям не люб,-
зачем ему жить!

 
Они обеспечиваются:
 
·        Гостеприимством:

Гостю вода
нужна и ручник,
приглашенье учтивое,
надо приветливо
речь повести
и выслушать гостя.

·        Снисходительностью:

Доволен глумливый,
коль, гостя обидев,
удрать ухитрился;
насмешник такой
не знает, что нажил
гневных врагов.

·        Тактом:

Гость не должен
назойливым быть
и сидеть бесконечно;
даже приятель
станет противен,
коль долго гостит он.
 
·        Щедростью
 
 Не знаю радушных
 и щедрых, что стали б
 дары отвергать;
 ни таких, что, в ответ
 на подарок врученный,
 подарка б не приняли.
 Оружье друзьям
и одежду дари -
то тешит их взоры;
друзей одаряя,
ты дружбу крепишь,
коль судьба благосклонна.
 
 ·        Доверием:

Если дружбу ведешь
и в друге уверен
и добра ждешь от друга,-
открывай ему душу,
дары приноси,
навещай его часто.

Однако доверять нужно осторожно:

Но если другому
поверил оплошно,
добра ожидая,
сладкою речью
скрой злые мысли
и лги, если лжет он.

Так же и с теми,
в ком усомнишься,
в ком видишь коварство,-
улыбайся в ответ,
скрывай свои мысли,-
тем же отплачивай.

Обе группы базовых ценностей связаны между собой, поскольку уронить свое достоинство можно в том случае, если окружающие тебе не расположены.  Особой ценностью в мире Одина является осторожность, доходящая до паранойи:

Не доверяй
ни девы речам,
ни жены разговорам -
на колесе
их слеплено сердце,
коварство в груди их.

Непрочному луку,
жаркому пламени,
голодному волку,
горластой вороне,
визжащей свинье,
стволу без корней,
встающему валу,
котлу, что кипит,

летящей стреле,
отходящему валу,
тонкому льду,
змее, что свилась,
жены объясненьям,
с изъяном мечу,
медведя проделкам,
и конунга сыну,

скотине больной,
рабу своевольному,
лести колдуньи,
врагу, что сражен,

всходам ранним
не должно нам верить,
ни сыну до срока:
погоде для сева
и сына уму
доверять не дерзай.

Брата убийце,
коль встречен он будет,
горящему дому,
коню слишком резвому,-
конь захромает -
куда он годится,-
всему, что назвал я,
верить не надо!

 



Copyright Леонид Огороднов © 2024