Юродство Христа ради — один
из самых трудных и малопонятных подвигов. Слово "юродство” значит безумие. Некоторые праведники, будучи по
природе вполне нормальными и даже очень умными, ради большего подвига притворялись безумными. На протяжении
истории юродство вызывало двоякое отношение у людей. В одних оно вызывало злобу
и отвращение, так что они гнали юродивых, били и смеялись над ними. Другие чувствовали
к ним симпатию и невольное тяготение.
Как объяснял преподобный
Серафим Саровский, подвиг юродства требует особого мужества и силы духа, и
никто без нарочитого Божьего призвания не должен брать его на себя — иначе
можно "сорваться” и стать лже-юродивым. Современное западное христианство не
может ни понять, ни оценить подвиг добровольного юродства.
Выражение "юродивый Христа
ради” впервые применил к себе апостол Павел, говоря: "Мы безумны Христа ради.”
В послании к Коринфянам он объясняет, что сама проповедь о распятом
Бого-человеке является безумием для людей мира сего: "Слово о кресте для
погибающих есть юродство, а для нас спасаемых — сила Божия … Когда мир своей
мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу
юродством проповеди спасти верующих” (1 Кор. 1:21 и 4:10). Христиане, в силу
своей веры в распятого Бого-человека, в глазах неверующих являются "юродивыми”
(Люди, ослепленные плотской мудростью, как, например, древние книжники, даже об
Иисусе Христе дерзали утверждать, что "Он безумствует” (Иоанн 10:20)! На
допросе у проконсула Феста тот прямо заявил великому апостолу: "Безумствуешь
ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия” (Деян. 26:24).
Юродство Христа ради, как
особый вид подвижничества, возникло в середине 4-го века в Египте, одновременно
с монашеством. Юродство можно рассматривать с двух сторон. С объективной
стороны — это Божие призвание. Юродивые несут особую миссию среди грешного
мира. С субъективной стороны — это очень трудный подвиг: "узкий путь,” на
который человек становится для достижения большого духовного совершенства.
Почему Бог призывает некоторых
праведников к такому "унизительному” образу жизни? Чтобы понять это, надо
учесть, что жизнь человеческого общества насквозь отравлена злом — в ней так
много фальши, лжи, лицемерия, жадности, гордости, коварства и других пороков.
Нередко под личиной праведности, учености и благородства люди скрывают самые
греховные чувства и намерения. Они охотно восхваляют ничтожные и мнимые
добродетели, но ненавидят подлинное добро. Яркий пример такого типа людей мы
видим в иудейских книжниках времен Христа. Видя их неспособность принять Его
учение, Господь Иисус Христос однажды воскликнул: "Славлю Тебя, Отче неба и
земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам” — т.е.
простым и скромным людям (Мт. 11:25).
Как мы знаем из Священной
истории, иногда Господь казалось бы странными поступками и словами Своих
избранников обличал лукавство сильных мира сего. Служа Богу, по временам
"юродствовали” даже такие великие пророки как Исаия, Иеремия
и Иезекииль. За их как будто
бессмысленными фразами и странными действиями скрывались высшая мудрость и
события будущего. (Смотри, например: Исаия 8:3; Иеремия 13:1-9, 18:1-4, 19:1-4,
20:2-10, 27:2, 38:6; Иезекииль 4:1-15, 5:1-4, 12:2-7, 24:3-5).
Но, призывая юродствовать,
Господь при этом не порабощает воли человека. Юродивые брали на себя этот
необычный подвиг не только из послушания, но по причине и своей жажды
праведности. Самой трудной страстью, с которой приходится бороться человеку,
является гордость. Многие святые, которые сравнительно легко преодолевали обычные
физические страсти, боролись с гордостью и тщеславием до последнего своего издыхания.
"Тщеславие радуется всем добродетелям,” — говорит преподобный Иоанн Лествичник.
Отвергая здравый смысл и
ежедневно терпя поношения, юродивые Христа ради этим подсекали гордость в самом
ее корне. Среди них особенно известны святые: Андрей, Прокопий Устюжский,
Василий Блаженный, Параскева Дивеевская. (Дни памяти:15 октября, 21 июля и 15
августа по новому календарю). Они, не довольствуясь обычными лишениями
имущества и семейной жизни, отрекались от самого главного отличия человека —
обычного употребления разума, и добровольно принимали на себя вид человека, не
знающего ни меры, ни приличия, ни чувства стыда.
Юродство — это маска, которую
накладывают на себя особо призванные к тому люди. Известно, что в нужное время
юродивые снимали с себя эту маску перед некоторыми людьми, и тогда поражали их
своим умом и одаренностью. Дивеевская юродивая Пелагея, которую преподобный
Серафим благословил на этот подвиг, во время исповеди возвращалась к своему
нормальному состоянию, и вновь назначенный священник был глубоко потрясен ее
умственной и духовной силой. Снимал маску юродства и святой Андрей Христа ради
юродивый, когда беседовал со своим учеником Епифанием, ставшим впоследствии
видным епископом.
В повседневной же обстановке,
притворяясь умалишенными, юродивые Христа ради подвергались непрестанным
оскорблениям и были всеми отвергаемы. Живя в обществе, они пребывали не менее
одинокими, чем живущие в непроходимых пустынях. Отказавшись от всякой
собственности, от всех удобств и жизненных благ, свободные от всяких
привязанностей к земному, не имея определенного пристанища и подвергаясь всем
случайностям бесприютной жизни, эти избранники Божии были как бы пришельцами из
другого мира.
При всем том, юродивые
сохраняли всегда возвышенный дух, непрестанно возводили очи ума и сердца своего
к Богу, постоянно горя духом перед Ним. Приобретая великое смирение и духовную
чистоту, юродивые Христа ради становились особенно любезными Богу и получали от
Него дар чудес и прозорливости. Они
совершали иногда такие гражданские подвиги любви к ближним, какие недоступны
другим людям. Не стесняясь говорить правду в глаза никому, они своими словами
или необыкновенными поступками то грозно обличали и поражали несправедливых
людей, часто властных и сильных, то радовали и утешали людей благочестивых и
богобоязненных. Юродивые большей частью вращались в самых порочных кругах
общества с целью исправить этих людей и спасти их и многих из таких отверженных
обращали на путь добра. Будучи близкими Богу, они своими молитвами нередко
избавляли сограждан от грозивших им бедствий и отвращали от них гнев Божий.
При всей трудности подвиг
юродства требовал от святых подвижников и высокой мудрости, чтобы бесславие
свое обращать во славу Божию и в назидание ближним, не допуская в смешном
ничего греховного, в кажущемся неблаговидным ничего соблазнительного или
обидного для других.