Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Вторник, 19.03.2024, 11:06
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Мифодрама "Заключение договора"


7 апреля 2009 года

Впечатления и соображения ведущего

План мифодрамы у меня был, в основном я придерживался специально написанного либретто. По моей задумке, мифодрама должна была состоять из трех частей, которые, в свою очередь, разбивались на смысловые куски:

1.     Пролог на небе;
2.     Сомнения и отчаяние Фауста;
3.     Появление Мефистофеля, заключение договора.

Пролог на небе – это сцена, задающая контекст всему циклу. Краткое ее содержание таково:

Архангелы прославляют творение Господа. Приходит Мефистофель, демонстративно противопоставляет себя архангелам,  разглагольствует о скотстве человека. Господь приводит в пример Фауста, Мефистофель берется его соблазнить. Господь дает ему на это полномочия.

Здесь я решил пойти следующим путем: сначала просто прочитать текст Гете, благо, он не велик. Можно было бы прочесть самому, или распределить все роли между участниками, распечатав текст. Но мне спонтанно захотелось взять роль Мефистофеля себе. Вот что получилось:

Видео

От идеи зачитывать оригинальный текст не откажусь и в дальнейшем. Сцена динамичная, ярко характеризующая Мефистофеля с его духом отрицания и цинизмом. Судя по ролику, нужно эту сцену лучше структурировать. Возможно, исполнителей лучше выбирать самой группе – это повысит вовлеченность.

Дальше мне хотелось обозначить Мефистофеля и Господа как два начала, две силы, с тем, чтобы потом в метаниях Фауста отразилось противоборство этих сил. Мы выбрали Господа, Мефистофеля и Фауста (это сквозные роли для всей мифодрамы). Я попросил участников образовать две группы вокруг Господа и Мефистофеля, а исполнителей этих ролей – построить из участников две скульптуры, обозначив их «Хаос» и «Творение». Однозначно, обозначать надо было более обтекаемо, чтобы было больше простора для проекций, например, «пространство Господа» и «пространство Мефистофеля». Вот какое получилось пространство Господа:

Видео

А вот пространство Мефистофеля:

Видео

Явная поляризация по критерию «общность» - «индивидуалистичность» стала подарком от группы. В пространстве Господа есть чувство локтя, здесь есть общность, но в такой скульптуре трудно находиться долго.  Мифодраматический Господь сам был весьма неустойчив. В пространстве Мефистофеля не было никакого взаимодействия между участниками.

Заключение пари между Господом и Мефистофелем я провел в форме динамической социометрии – участники слушали доводы противостоящих сил, и перемещались в пространстве в зависимости от силы аргументации. Симпатии большинства оказались на стороне Мефистофеля. Господь был железобетонно уверен, что Тофелю Фауста не соблазнить.

Содержание второй сцены:

2.1 Фауст один в комнате. Он преуспел в земных науках (перечисляются: богословье, философия, юриспруденция, медицина), но не нашел к ним ключей к «тайнам бытия». Он обратился к магии, чтобы вызвать духа, который открыл бы ему «вселенной внутреннюю связь». Он хочет убежать из «сырых склепов» и вызывает Духа земли.

2.2. Фауст испуган видом Духа. Поиздевавшись над Фаустом, Дух объясняет, что 

«Я – океан, // И Зыбь развитья, //И ткацкий стан //С волшебной нитью //Где, времени кинув сквозную канву,//Живую одежду я тку божеству», -

и что он Дух, не является прообразом Фауста: «О, нет, с тобою схож// Лишь дух, который сам ты познаешь». Фауст в отчаяньи от своего ничтожества.

2.3. Появляется Вагнер – бакалавр, ученик Фауста, говорит о пользительности и приятности книжного учения, понимания прогресса науки. Фауст высказывает свое кредо: «Пергаменты не утоляют жажды.// Ключ к мудрости не на страницах книг.// Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,// В своей душе находит их родник». Возможная тема для обсуждения: «Как далеко шагнули мы вперед». 

2.4. Фауст, ощущающий свою никчемность и бессилие, тянется к склянке с ядом. Пасхальный благовест останавливает его.

Видео этой части нужно монтировать, поэтому ограничусь описанием. Вторая сцена начиналась в форме инрапсихической мифодрамы – на сцене был продемонстрирован внутренний конфликт Фауста. «Внешним» отражением этого конфликта между теми ролями, которые я обозначил как «книжный Фауст» и «Фауст - мистик», явилось последовательное появление Духа Земли и Вагнера. Протагонист (Фауст) задал все роли, боеле энергичной получилась сцена с Вагнером.

Энергетически отчаяние Фауста в мифодраме значительно превосходило спасительную силу благовеста. В целях безопасности пришлось поставить сцену, которую я ставить не планировал – прогулка Фауста и Вагнера. В гетевском тексте она психологически не сильно отличается от сцены их разговора в комнате Фауста. Но в ней обнаружились два момента, которые требуют ее введения в мифодраму: «психологическая разгрузка» Фауста после минувшей ночи, и первое появление пока не опознанного Фаустом Мефистофеля в виде собаки. Протагонистка очень спонтанно и верно отразила заинтересованность Фауста псом (переход от скуки к интересу). Кроме того, эта сцена – отличный переход к третьей части мифодрамы – самопрезентации Мефистофеля и заключению договора.

Содержание третьей части:

3.1. Фауст в своей комнате переводит Евангелие от Иоанна. Варианты перевода слова «logos»: «Слово», «Мысль»,  «Сила», «Дело». Мефистофель все это слушает в облике собаки.

3.2. Представление Мефистофеля в одежде странствующего студента: «Ты кто?» -  «Часть силы той, что без числа//творит добро, всему желая зала» - «Нельзя ли это проще передать?» - «Я дух, всегда привыкший отрицать//. И с основаньем: ничего не надо//. Нет в мире вещи, стоящей пощады// Творенье не годится никуда.// Итак, я то, что ваша мысль связала//С понятьем разрушения, зла, вреда.//Вот прирожденное мое начало// Моя среда».

3.3 Заключение договора. «Тебе со мною будет здесь удобно,// Я буду исполнять любую блажь.// За это в жизни тамошней, загробной// Ты тем же при свиданьи мне воздашь» - «По рукам!// Едва я миг отдельный возвеличу,//Вскричав, «Мгновение, повремени!»// - Все кончено, и я твоя добыча//И мне спасенья нет из западни».

Сцена с переводом получилась весьма энергичной:

Видео

Постоянно мешавшая процессу собака вносила особый колорит. Запланированная вторая сцена (самопрезентации Мефистофеля) прошла как-то вскользь, наверное, потому, что образ Мефистофеля уже сложился благодаря предыдущему действию. Участники перешли непосредственно к переговорам:

Видео

Протагонистка в роли Мефистофеля в общих соответствовала Мефистофелю в «Народной книге» и предлагала любовь красавиц, деньги, здоровье и власть. Квинтэссенцией долгого обмена ролями стало решение обмануть Мефистофеля – использовать все предлагаемое для  того, чтобы найти Бога в себе.

В качестве завершения мифодрамы я выбрал социодраму, в которой социальные группы высказали свое отношение к заключенному договору. Может, и не фонтан, но приемлемо.

Техническая задумка на будущее. Главная сложность в постановке «Фауста» - так передать стихотворный текст своими словами, чтобы: а) не навязать строго свое видение б) не угробить красоту текста.  Кроме того, надо очень четко задавать роли. Решение: нужно иметь распечатанный текст, с короткими и емкими отрывками, характеризующий персонажа, зачитывать его в режиме дублирования, и просить участников передать его своими словами, развивая в контексте ситуации в данной группе.

Очень жаль, что не сделал социометрию по ролям. Здесь она, подозреваю, даст результат более выпуклый, чем в скандинавском цикле. Надо подумать, как это устроить. Может быть, по Интернету, после завершения истории с Гретхен, с теми участниками, кто побывает на всех драмах к тому времени.
 
Впечатления и соображения участников
 
 Что касается "Энергетически отчаяние Фауста в мифодраме значительно превосходило спасительную силу благовеста." - так это началось еще на скульптуре "Творение" и мне кажется связано именно с нашим восприятием, с нашей постсоветской исторической реальностью. Творческий ход про сцену с пуделем - здорово и живое! Мяфк! Ну, а я довольна, что получилось передать накал отчаяния.
Отдельное спасибо тебе и Гете за "сцену с переводом" :). Собственно, в ней мой личный запрос, который я озвучивала перед началом работы,разрешился. Наверное, поэтому энергии много.
 
***
Лень, я первый раз на твоей группе, да еще и в гуще событий - поэтому впечатления - Вау!, а с предложениями пока туго, хотя идея про ВРЕМЯ мне понравилась - несколько раз во время действа приходил образ Кроноса, о чем я посчитала нужным помалкивать - ведь это другой миф. Но, действительно, на этом этапе мифодрамы я отметила для себя, что:
1. внутреннее ощущение времени может не соответствовать реальности в связи с установками на ускорение - как было в роли "Фауста", когда на него воздействовали две фигуры - и обе побуждали к ускорению.
2. находясь в состоянии "между" и не совершая никаких выборов человек время как бы останавливает в своем внутреннем мире, ему кажется, что все кругом рутинно и скучно, ничего не происходит. Это заметно было в роли "Фауста" на при разговоре с Вагнером и на прогулке с Вагнером. Несмотря на это время есть и оно идет.
 
***
 
как,как - я когда предлагала эту идею, ясно ведь написала - как сквозной персонаж. Тут ведь вопрос - когда Время появилось, до Бога или после:)) (задала вопрос мужу задумчиво - а он мне "Ну что ты мне Средневековые вопросы задаешь?!") Так что, думаю, я на верном пути - Фауст по времени - Средневековье. Время же есть постоянно, и персонаж будет всё время присутствовать, в моей логике даже можно Время как греческий Хор - комментируя происходящее с персонажами. А вот качество присутствия - реплики, содержание - вопрос индивидуальный. Кроме того, нужно различать личное время (омоложение - это не совсем Время:))), хотя с ним интимно связано, - это Возможности...
Остальное насчёт второй моей идеи относит-но твоего самоопределения в отношении связи двух смыслов - драмы Гете и нашей - я пока продумываю.
 
***
 
...И механизм управления временем - это одно из многих "хочу" о существовании которых Фауст не знал, не осознавал... А после договора - получает механизм осознанного управления временем. Ух, тут чую важное. Время появляется как одно из "хочу", например.

Copyright Леонид Огороднов © 2024