Книга "Скандинавская мифодрама"
Леонид Огороднов
СКАНДИНАВСКАЯ МИФОДРАМА: ОБРЕТЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ
Содержание
Во введении рассказывается о том, что такое мифодрама, о ее теоретической и практической основе - психодраме и социодраме, а так же раскрывается специфика скандинавской мифодрамы.
В первой главе, посвященной девяти мирам скандинавской
мифологии, описано пространство, в котором разворачивается действие мифов.
Каждый из миров населен персонажами, способными как помочь, так и навредить
человеку в различных жизненных ситуациях. Приведены примеры
психотерапевтической работы, позволяющей
клиентам соприкоснуться с различными частями своего внутреннего мира.
Все существующее было когда-то создано. Об истории появления
миров, описанных в предыдущей главе, повествует глава вторая. Глава разделена
на три части, соответствующие этапам преобразования хаоса в космос – заполнение
пустоты, принесение жертвы и творение. Мифодрама рассказывает о том, как
становятся богами: верховный бог скандинавского пантеона Один создает небо и
землю, пространство и время, людей и прочие существа, которыми ему предстоит
управлять. Вместе с тем, у Одина появляются враги, конфликт с которыми в
конечном итоге приведет к гибели самого
Одина и созданный им порядок. Участник мифодрамы получает возможность осознать
противоречия и конфликты, лежащие в основе волнующей его проблемы.
Как это часто бывает, созданные Одином миры начинают жить
собственной жизнью. Для контроля над ними необходима возможность видеть, что
происходит и будет происходить в каждом из миров. Глава третья знакомит читателя с Мировым Древом,
объединяющим девять миров, а так же с жертвами, которые приносит Один ради
обретения всеведения. Вслед за Одином участники мифодрамы могут по-новому
взглянуть на вещи, кажущиеся очевидными, исследовать различные аспекты
бессознательного. С помощью рун, которыми Один одарил людей, клиенты получают
возможность исследовать прошлое, настоящее и будущее своей жизни.
В четвертой главе впервые проявляет себя Локи – побратим и «теневая
сторона» Одина, единственный посредник между богами неба асами и их главными
недругами – великанами. На этот раз его козни заканчиваются благополучно для
асов, их могущество даже увеличивается – асы получают магические предметы,
помогающие им сохранять контроль над мирами. Участники мифодрамы учатся
использовать энергию трикстера для более эффективного взаимодействия с теневыми
сторонами своей личности.
Первое столкновение с силами, противостоящими асам, описано в
пятой главе, рассказывающей о войне богов неба асов с богами земли, ванами.
Война заканчивается заключением мирного договора и обменом заложниками,
обеспечивающими крепкий мир. Учасники группы или клиенты индивидуальной терапии
получают опыт культурного обращения с необузданными сексуальными влечениями и
безудержным стремлением к власти.
В шестой главе асы, а вместе с ними и участники мифодрамы,
учатся преобразовывать и улучшать существующий миропорядок. Один добывает Мед
Поэзии и дарит его асам и людям. В теоретической части главы изложена теория
спонтанности Я.Л. Морено, миф о Меде Поэзии рассматривается с точки зрения
развития творческих способностей человека. Главу завершает описание тренинга
спонтанности, основанного на правилах скальдического стихосложения.
Главными героями седьмой главы являются уже знакомый нам Локи
и сын Одина, защитник асов, бог-громовник Тор. Они вместе путешествуют «в стан
врага», в страну великанов. Могучему Тору и его спутникам приходится проходить
испытания, кажущиеся простыми, а на деле – невыполнимые. Тор мог бы избавиться
от иллюзии всевластия и непобедимости, но не делает этого. Участники группы,
как правило, не упускают возможность пересмотреть доктрину тотального контроля
над событиями своей жизни.
События, описываемые мифом о смерти Бальдра, который изложен
в восьмой главе, кладут начало необратимым нарушениям равновесия, которые
приводят к гибели мира. Активность матери Бальдра, кажущееся спокойствие его
Одина, ярость его брата и отчаяние его жены достаточно полно описывают чувства
человека, пережившего тяжелую утрату, чтобы этот миф можно было использовать
для работы с посттравматическим стрессовым расстройством.
Мифодраматический цикл завершает миф о Последней Битве и
следующим за ней Возрождении Мира. Разрушены границы, которые отделяли асов от
их врагов, гибнет старшее поколение богов, и миры исчезают в огненном смерче.
Однако младшее поколение богов остается в живых и строит новый мир. Человек
переживает подобные катаклизмы на переломных этапах своей жизни, когда все ради
чего он жил, кажется ему бессмысленным; однако, из хаоса вновь рождается
порядок.
|