преп. Фотиния
Житие св. Фотинии смотри на второй странице текста
и память святых жен Зои и
Фотинии
В Палестине, близ города Кесарии1,
находится гора, называемая "Ковчежное место". Много
пустынников подвизалось на ней, и между ними блаженный и достохвальный инок,
исполненный Божественной благодати - святой Мартиниан. С юного возраста он
возлюбил Бога и стал проводить иноческое житие. Прекрасный собою Мартиниан,
восемнадцати лет от роду, оставил город, своих сродников, отрекся от мирской
суеты и пришел на сию гору для безмолвного и пустынного жития. Проводя жизнь,
подобно бестелесным Ангелам, он пробыл здесь 25 лет. За свою добродетельную
жизнь он удостоился получить от Бога дар исцелять недуги и болезни. Многие, по
его святым молитвам, исцелялись от различных недугов; многие, одержимые злым
духом, приходя к нему на гору, освобождались от козней лукавого. Много других
чудес Бог творил по молитвам Своего угодника. День ото дня всё более и более
преуспевал Мартиниан в своих подвигах; слава о его добродетельный жизни распространилась
далеко за пределы той страны; все, слышавшие о нем, приходили к нему ради
пользы душевной. Но враг рода человеческого диавол не мог стерпеть такой
добродетельный жизни юного подвижника, столь украсившего себя духовными
подвигами. Сначала он стал всячески искушать блаженного Мартиниана и старался
различно устрашить его. Потом древний завистник рода человеческого употребил
то оружие, коим некогда изгнал Адама из рая, желая и сего подвижника изгнать из
его безмолвный пустыни и лишить вечного блаженства.
Однажды,
когда блаженный Мартиниан воспевал псалмы Давидовы, диавол принял на себя образ
великого змея и, приблизившись к стене келлии святого, начал сильно копать
землю. Он хотел подкопать землю и обрушить келлию на блаженного. Но Мартиниан
без страха и смущения, окончив пение, выглянул в оконце келлии и сказал тому
змею:
-
Воистину, тебе подобает ползать по земле; зачем напрасно ты трудишься? не
устрашат меня твои козни. Ибо Господь мой Иисус Христос помогает мне: Он
победит твои козни и посрамить твою силу.
Услышав
сие, диавол, изменившись в мрачный вихрь, побежал со стыдом, говоря:
-
Погоди, погоди; знаю, как тебя победить. Сделаю я тебя своим рабом, развею я
все твои надежды. Я наведу на тебя такое искушение, какого ты не можешь
вынести; исторгну я тебя из твоей келлии, брошу тебя, как лист, гонимый ветром.
Тогда посмотрю, кто поможет тебе.
Сказав
сие, диавол исчез. Мартиниан же был столь крепок в вере, что пребывал без
всякой боязни и страха, как будто он не видал никакого привидения. Он только
восхвалял Господа, упражняясь в Богомыслии и в чтении и разумении Божественного
Писания.
После
сего случилось следующее. Некоторые жители Кесарии однажды беседовали между
собою о добродетельном житии Мартиниана. Они много дивились его мужеству и
терпению. Некая жена блудница случайно услышала сию беседу. По диавольскому
наущению, она приступила к сим мужам с такими словами:
- Почему
вы так дивитесь житию этого подвижника? разве уже он столь твёрд в добродетели?
Если только захочу, я могу поколебать его, как ветер колеблет лист на дереве. И
что достойное хвалы нашли вы в нем? Уж не то ли, что он, подобно дикому зверю,
удалился в пустыню, не будучи в состоянии бороться в городе с похотью плоти и
мирскими соблазнами? И что удивительного, если он бесстрастным остается, не
видя никогда ни одной женщины. Вы сами хорошо знаете, что без огня сено не
горит; но то было бы весьма удивительно, если бы не загорелось сено, положенное
близ огня. Так следует рассуждать и о сем человеке. Если я пойду к нему, и он
останется столь же бесстрастным, и не соблазнится красотой моей, тогда он будет
велик не только пред людьми, но и пред Богом и Ангелами Его.
После
сих слов она поспорила на деньги с теми мужами и отправилась к себе в дом.
Здесь она сняла свои богатые одеяния, облеклась в худые и разодранные одежды,
покрыла себе голову рубищем и опоясалась верёвкой. А всю свою богатую одежду,
кольца и серьги, золотые перстни, мониста и всё, что прельщает ум и глаза
юношей, - она вложила в мешок и взяла его с собою. Вечером она вышла из Кесарии
и ночью пришла на ту гору в пустыне, где жил преподобный. Ночь была дождливая
и бурная. Приблизившись к келлии Мартиниана, та жена притворно со стоном стала
просить святого :
-
Помилуй меня, раб Божий! не оставь меня, окаянную, на съедение зверям. Я
заблудилась в пустыне и не знаю, куда идти. Умилосердись, сжалься надо мною в
такой беде, и не возгнушайся меня грешницы, ибо и я - создание Божие. Молю
тебя, святой отче, не оставь меня без помощи.
Сие и
многое подобное она говорила с плачем и воплем. Блаженный Мартиниан открыл свое
оконце, поглядел, и, увидев ее в таком плохом одеянии, стоящую под сильным
дождём, помыслил в себе:
- О,
горе мне, окаянному грешнику. Се ныне предстоит мне искушение: или я должен
исполнить заповедь Божию, повелевающую быть милосердным, или должен нарушить
свой иноческий обет. Если я не приму в келлию сию жену, находящуюся в таком
бедственном состоянии, ее пожрут звери, или она умрет от великой стужи. Тогда я
оскверню свою душу, и буду подобен убийце. Если же я введу ее в свою келлию, то
боюсь, какъ бы не постигло меня искушение. Тогда я оскверню и свое тело и свою
душу, и буду нечистым блудником пред моим Господом. Не знаю, как поступить мне.
И воздев
руки к небу, блаженный Мартиниан воззвал:
- "К
Тебе, Господи, возношу душу мою" (Пс.24:1), не попусти мне впасть в
искушение и сделаться рабом льстивого диавола. Но сохрани меня в час сей и
покрой от навета врага, ибо Ты благо славен во веки.
Помолившись,
он открыл двери, ввел в келлию ту женщину и, разведя огонь, предложил ей
обогреться, затем принес финиковых плодов, которые сорвал с дерева, стоящего
недалеко от его келлии, дал ей их и сказал:
-
Женщина! ешь, и грейся здесь у огня, утром же с миром оставь мою келлию.
После
сего он оставил ее во внешней половине келлии, а сам ушел во внутреннюю и запер
за собою двери. В третьем часу ночи он, по заведенному им обычаю, стал
воспевать псалмы и молитвы. После сего он лёг на землю и уснул. Но сатана
смутил его в ту ночь похотью плотскою. В полночь жена, встав, вынула из мешка
все свои украшения и надела их на прельщение святого. Убрав в мешок свое бедное
одеяние, она ждала, пока Мартиниан не выйдет к ней. Утром святой вышел из своей
половины, желая отпустить женщину из своей келлии. Увидав ее в богатой одежде и
украшенную, он не узнал ее. В ужасе он остановился и долгое время молчал.
Наконец сказал ей:
- Кто ты
и откуда пришла, и откуда на тебе такие бесовские одеяния?
Она
отвечала ему, что она та самая женщина, которую он сам впустил в свою келлию.
- Зачем
же ты переменила свои одежды? - спросил ее Мартиниан. - Вечером ты была в
бедном рубище, теперь же в богатой одежде.
Тогда
она сказала:
- Я из Кесарии Палестинской;
я много слышала о тебе, о твоей красоте, и сердце мое воспылало любовью к тебе.
Я совершила такой далекий путь ради тебя. К чему твое воздержание, к
чему удручать тебе свое тело столь строгим постом. В каких книгах нашли вы,
чтобы ни пить, ни есть, ни жениться. Разве не сказал Апостол Павел: "Брак
у всех да будет честен и ложе непорочно" (Евр.13:4).
Кто из
пророков лишился царствия небесного лишь за то, что имел жену? Разве великий и
дивный Енох не был женат? А он взят на небо и не вкусил смерти даже до сего дня
(Быт.5:24; Евр.11:5). Праотец Авраам имел трех жен, и был наречен даже другом
Божиим; мало того, он даже сподобился принять в своей сени Самого Бога в трех
Лицах (Быт.18). Был женат и Исаак, сей прообраз Христа (Быт.24:67). У Иакова
были две жены и две наложницы, а он мог бороться с Ангелом и удостоился зреть
Божию славу (Быт.22). Велики Моисей, верховный пророк и служитель Божий, разве
не был женат (Исх.2)? А ведь он беседовал с Богом, освободил народ Еврейский от
тяжкого рабства иноплеменников и сподобился небесного царства. Также Давид,
прочие пророки и святые мужи имели законных жен, чад - и все они водворяются в
Небесном Царствии".
Говоря
так, грешница старалась смутить святого и поколебать его; она хватала его за
руки и начала увлекать святого к погибели.
- Но
если я сделаю тебя своей женой, - сказал Мартишан, - как мне быть с тобою? Чем
мне содержать тебя, когда у меня ничего нет? Ты видишь мою жизнь, с юности я
ничего из тленных благ не старался приобрести.
На сие
та жена отвечала:
-
Господин, ты только пребудь со мною и позволь мне насладиться твоей красотой, а
о прочем не заботься. У меня есть дом, много имения: и золота и серебра и рабов
и рабынь. Всему этому ты будешь господином.
Слыша
слова, какие говорила сия жена или, лучше сказать, сам диавол, древний
человекоубийца ее устами, Мартиниан начал колебаться, помышляя о совершении
греха. Наконец, он сказал жене:
-
Пережди немного: некоторые обыкновенно приходят ко мне ради благословения. Я
пойду и погляжу, нет ли кого, чтобы нас не увидели. От Бога не можем мы утаить
греха нашего; утаим его, по крайней мере, от людей, чтобы нас не хулили и не
поносили.
Сказав
сие, он вышел из келлии, и став на находившемся там камне, начал внимательно
осматривать дорогу. Но Человеколюбец Бог никому не хочет погибели. Он не
пренебрег и трудами святого Мартиниана, подъятыми им с юности, вспомнил о
молитвах его, оказал ему Свою помощь и злой помысл его пременил на добрый.
Сходя с камня, Мартиниан нашел иссохший хворост, взял его и внес в свою келлию.
Положив его посредине келлии, он зажёг его. Когда огонь сильно разгорелся,
святой, сняв свои сандалии и вступив в огонь, стоял там до тех пор, пока огонь
не начал опалять всё его тело. После сего он вышел из пламени и сказал, как бы
укоряя самого себя:
- Что,
Мартиниан, хорош ли сей временный огонь? приятно ли сие мучение? если можешь ты
его вытерпеть, то тогда и приступи к сей жене. Она, или диавол чрез нее,
приуготовит для тебя вечный огонь. Нет, виновна не она, а диавол, внушивший ей
сию мысль, - сие делает он потому, что хочет вовлечь тебя в погибельную
пропасть. Помысли, недостойный Мартиниан, о предстоящей тебе муке, вспомни о
вечном огне; сей временный огонь можно угасить водой. В нем есть и свет. Адский
же огонь не имеет никакой светлости, не могут угасить его все моря и реки, сколько их
ни существует под небом. Если ты можешь терпеть сей неугасимой огонь, то
приступай к жене и соверши свое желание.
Так он
говорил сам с собою. Когда же боль его начала немного утихать, он снова стал в
огонь и стоял там долго, до тех пор, пока возможно было сие. Выйдя из костра,
он пал на землю и с сердечным сокрушением, вздыхая и плача, он воззвал к
Господу:
-
Господи, Боже мой, милостив буди ко мне грешному, прости омрачение ума моего и
мое поползновение ко греху. Ты, испытующий сердца и внутренние помышления,
знаешь и мое сердце, Ты ведаешь, что я возлюбил Тебя с ранней юности и ради
Тебя опалил огнём мое тело. Прости меня, Владыка мой Господи, ибо Един Ты благ
и милостив, яко благословен еси во веки.
Так
молился святой, лежа лицом к земле: от сильных ожогов он не мог стоять. После
сего он начал воспевать: "Как благ Бог к Израилю, к чистым
сердцем! А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои"2 (Пс.72:1-2).
Видя cиe, жена удивилась, как святой,
ради спасения своего, сам подверг себя огненному пламени. И сама она вспомнила
о своих согрешениях и воспрянула духом, как бы пробудившись от сна. Она сорвала
свои одежды и все украшения, бросила их в огонь и, облекшись снова в бедное
рубище, упала к ногам святого Мартиниана и со слезами начала говорить ему:
- Прости
меня окаянную и грешную, раб Божий; тебе, господин, известно, как сильны и
многообразны козни и прелести диавола. Он и мне внушил мысль искусить тебя.
Помолись за меня, святой отче, чтобы по твоим молитвам могла получить спасение
и я - великая грешница. Знай же, отче, что я уже не возвращусь более в город,
не войду в дом мой, не увижу моих родных и знакомых. Нет, я твердо решила оставить
мои скверные дела, я буду лишь заботиться о спасении моей окаянной души. Знай и
то, господин мой: во имя Господа нашего Иисуса Христа я буду вести с диаволом
борьбу тем же самым
способом, каким он внушил мне восстать на тебя. И надеюсь посрамить его: сей
древний льстец, восставляя меня на тебя, восставил меня на себя самого. Он
хотел через меня одолеть тебя, но с помощью Владыки нашего, Которой призывает к
покаянию и блудниц, он сам побежден будет мною.
Сие
сказала она, проливая слёзы. Блаженный же отвечал ей:
-
Господь мой и Бог да простить тебе, жена, грех твой. Иди с миром и позаботься,
как ты говорила, о спасении души своей. Веди борьбу с страстями, налагая на
себя покаяние, и так сможешь ты посрамить лукавого.
В ответ
на сие, она сказала блаженному:
- Прошу
и умоляю тебя, отче, наставь меня на путь спасения; скажи, как мне получить
спасение?
Он же
отвечал:
- Иди в
Вифлеем, отыщи там святую деву, по имени Павлу3,
которая построила там святую церковь. Пришедши к ней, расскажи ей всё
случившееся и спасайся у нее.
Жена,
вставь, поклонилась ему и сказала:
-
Молись, отче, за меня грешницу!
Святой, удручаемой сильный болью, с большим трудом мог
подняться с земли. Он дал на дорогу женщине немного фиников, вывел ее из келлии
и, указав ей дорогу к Иерусалиму, сказал:
- Иди с
миром и спаси свою душу и подвизайся в покаянии. Смотри, не возвращайся назад:
"никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен
для Царствия Божия" (Лук.9:62). Наблюдай за собою, чтобы тебе опять не
быть поруганный врагом, неослабно пребывай в покаянии, ибо Бог приемлет кающихся.
Слыша
сие, жена еще сильнее заплакала и сказала:
- И я
уповаю на Того, на Кого уповали народы и не посрамились. Я твёрдо верю и
надеюсь, что отныне диавол не найдет слуги во мне.
Блаженный
Мартиниан, ознаменовав ее крестным знамением, сказал:
-
Господь Бог мой да сохранит душу твою и соблюдет тебя до конца.
Сия
женщина, поклонившись святому, ушла, а святой возвратился в келлию, где со
слезами стал молиться Господу. Между тем та женщина шла, со слезами молясь
Богу, чтобы Он наставил ее на путь спасения. Уже наступила ночь, а она всё еще
шла в пустыне. Здесь же она остановилась на ночлег. Встав утром, она снова
продолжала свой путь, молясь и проливая слёзы. Лишь только поздно вечером на
другой день она пришла в Вифлеем. Войдя в монастырь, построенный блаженной
Павлой, она поклонилась ей и рассказала обо всем бывшем. Услышав ее рассказ,
блаженная Павла прославила человеколюбца Бога, с радостью приняла ее в свой
монастырь и каждый день поучала ее и наставляла на путь спасения. Сия жена
стала столь подвизаться и поститься, что много раз блаженная Павла говорила
ей:
- Щади,
чадо, плоть свою, чтобы она не изнемогла, старайся, чтобы тебе возможно было до
конца подвизаться в постничестве.
Но она
не ослабляла своих подвигов. Незадолго до кончины, блаженная Зоя - такое имя
носила та женщина - просила у Господа, чтобы Он открыл ей, принято ли ее
покаяние. Во извещение Своей милости, человеколюбивый Бог дал ей дар исцеления.
Одна женщина, сильно страдавшая глазами, пришла в тот монастырь, надеясь
получить исцеление. Блаженная Павла, желая узнать покаяние Зои, сказала ей:
-
Помолись, чадо, за сию жену: быть может по твоей молитве Господь подаст ей
исцеление.
Спустя
немного времени, когда Зоя молилась о болящей, та получила исцеление. В
благодарность за свое исцеление, та женщина постриглась в том монастыре и
стала с большим рвением подвизаться в иноческих подвигах.
Двенадцать
лет блаженная Зоя подвизалась в постничестве и с миром предала Господу свою
душу. Во всё время своего покаяния она не вкушала вина, ни масла, ни овощей, но
только немного хлеба и воды. Она принимала пищу только раз в день к вечеру, а
иногда и через два дня, ложем ей была голая земля. Такова была подвижническая
жизнь святой, такова была ее кончина.
|