Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Среда, 18.10.2017, 15:57
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Глава 1


Глава 1

Мифодрама "Миры скандинавской мифологии":
освоение пространства

 

Первая глава посвящена пространству, в котором происходит действие скандинавских мифов. Это пространство представлено системой из девяти миров, большинство из которых населено различными существами. Иначе эти миры называют «Девятью мирами Иггдрасиля» (Иггдрасиль – это Мировое Древо скандинавской мифологии, подробнее о нем мы поговорим в главе 3). Каждый из девяти миров обладает ярко выраженной спецификой, позволяющей использовать систему для решения различных психотерапевтических задач.

Можно выделить как географические (проливы, мосты, реки), так и содержательные (отношения между обитателями) связи между мирами. Содержательным связям, иллюстрирующим психологическое содержание миров, в общем-то, посвящена вся книга, поэтому в этой главе психологические интерпретации сознательно упрощены. Здесь моей задачей является дать общее представление о системе миров. Происхождение большинства миров мы рассмотрим в следующей главе.

Девять миров Иггдрасиля
География девяти миров Иггдрасиля представлена на рисунке. Сразу хочу заметить, что эта схема заимствована из книги «Северная магия», написанной идеологом возрождения северной традиции Э. Торссоном. Она не является древнескандинавской, хотя ее изображения в проекции можно видеть на одном древнескандинавском украшении. В свое время среди психотерапевтов это вызвало споры о том, нужно ли располагать миры именно в таком порядке. В принципе, порядок может быть иным, но мне близка схема Торссона, поскольку она наиболее приближена к первоисточникам в том, как она ориентирует миры в вертикальной и горизонтальной плоскости.

  Мидгард

 В центре схемы находится Мидгард – «Срединная Земля» (вернее, «срединная ограда», слово «гард» родственно русскому «ограда», «город»). Это наиболее привычный нам мир, мир людей, место пересечения влияния всех остальных миров. Любая психотерапевтическая работа с использованием Иггдрасиля заканчивается в этом мире гармонизацией  приобретенных ресурсов.

Мидгард соединен с Асгардом мостом Биврест («трясущаяся дорога»):

Тогда спросил Ганглери: "Какой путь ведет с земли на небо?". Отвечал со смехом Высокий: "Неразумен твой вопрос! Разве тебе неизвестно, что боги построили мост от земли до неба, и зовется мост Биврёст? Ты его, верно, видел. Может статься, что ты зовешь его радугой. Он трех цветов и очень прочен и сделан - нельзя искуснее и хитрее. Но как ни прочен этот мост, и он подломится, когда поедут по нему на своих конях сыны Муспелля, и переплывут их кони великие реки и помчатся дальше". Тогда молвил Ганглери: "Думается мне, не по совести сделали боги тот мост, если может он подломиться; ведь они могут сделать все, что ни пожелают". Отвечал Высокий: "Нельзя хулить богов за эту работу. Добрый мост Биврёст, но ничто не устоит в этом мире, когда пойдут войною сыны Муспелля".

Биврест охраняет страж богов Хеймдалль.

Помимо Биврёста, из Мидгарда в Асгард есть путь, которым пользуются эйнхерии – через поток Тунд, но для того, чтобы пройти этим путем, нужна помощь валькирий:

Тунд шумит,
Тьодвитнира рыба
играет в стремнине;
поток нелегко
вброд перейти
тем, кто в битве убит.

 
От Ётунхейма Мидгард отделяет ограда, непроходимая для великанов. Однако через Ётунхейм в Хель ведет «дорога смерти», пользоваться которой живые могут только с помощью богов: им необходимо либо непосредственное водительство бога (так, например, для Тьяльви и Рёсквы необходимо водительство Тора (глава 7)), либо необходимо иметь при себе божественный атрибут. Тор со товарищи пересекает по дороге естественные препятствия – море и лес. Иногда («Поездка Скирнира») приходится преодолевать огонь.

По пути в Хель умершие пересекают реку Гьёлль, которую охраняет великанша Модгуд.

Связь между Мидгардом и Свартальвхеймом обнаруживается в «Саге о Вёльсунгах» и в других мифологических мотивах, однако как попасть из одного мира в другой, нигде не описано.

Альвхейм 

Выше Мидгарда находится Льёсальвхейм или просто Альвхейм – мир альвов.  Об альвах в мифах говорится очень мало, нет ни одного сюжетного мифа с их участием. Следующая цитата из «Младшей Эдды» дает некоторое представление об альвах:

 Тогда спросил Ганглери: "Много чудесного можешь ты поведать о небе. Что там еще есть замечательного, кроме источника?". Высокий отвечает: "Немало там великолепных обиталищ. Есть среди них одно - Альвхейм. Там обитают существа, называемые светлыми альвами. Темные альвы живут в земле, у них иной облик и совсем иная природа. Светлые альвы обликом своим прекраснее солнца, а темные - чернее смолы.

Поэтическое название солнца «Сияние альвов» дает возможность предположить, что альвы олицетворяют  свет солнца (но не жар). Богом – покровителем альвов, возможно, является Фрейр:

Некогда Альвхейм
был Фрейром получен
от богов на зубок.

В терапевтической работе Альвхейм используется как место, где можно получить озарение, неожиданного понимания сущности и взаимосвязи происходящих явлений. В этом мире невозможно находиться долго.

Свартальвхейм

Непосредственно под Мидгардом находится Свартальвхейм, «Дом темных альвов», иначе называемых карлами или цвергами. В новой традиции, например, у Толкиена, обитателей этого мира называли гномами. Если судить по мифу о похищении волос Сив (глава 4), карлы – самые трудолюбивые из обитателей девяти миров, искусные кузнецы, их волшебные изделия используют люди и боги. Только карликам оказалось под силу из «корней гор, шума кошачьих шагов, бород женщин, слюны птиц, голоса рыб и сухожилий медведей» сковать цепь, способную до поры до времени сдерживать мощь волка Фенрира, который когда-нибудь растерзает Одина. Однако в мифе о Меде Поэзии (глава 6) они предстают как довольно завистливые и кровожадные существа.

Будучи антиподом светлых альвов, цверги не могут появляться на поверхности земли, когда светит Солнце: от его лучей они каменеют. Именно таким способом Тор избавился от навязчивого жениха своей дочери: задержал его вопросами до тех пор, пока не взошло Солнце («Речи Альвиса», «Старшая Эдда»).

В психологическом плане Свартальвхейм – это место, где импульсу придается первичная форма, место, где можно найти ответ на вопрос «чего я хочу».  Это желание не всегда осознанно и боится света сознания.

Асгард

 

На верхушке Иггдрасиля находится Асгард – место обитания асов. Здесь находится Вальгалла – замок Одина, где воины, доблестно погибшие на поле боя, пируют и сражаются в ожидании конца света – Рагнарёка. Помимо Вальгаллы, В Асгарде находятся чертоги других богов:

Трудхейм («обитель силы») принадлежит Тору;

Идалир – Уллю;

Валаскьяльв – еще один чертог Одина, здесь находится трон Хлидскьяльв («сторожевая башня»), откуда один озирает все миры;

Секквабек («погруженная скамья») – чертог Одина и Саги;

Трюмхейм («обитель шума») – чертог богини Скади;

Брейдаблик («широкий двор») – чертог Бальдра;

Химинбьерг («небесная гора») – чертог Хеймдалля;

Фенсалир – чертог Фригг;

Фолькванг («поле боя») – чертог Фрейи. Сюда попадает половина павших в бою воинов, вторая половина отправляется к Одину;

Глитнир («блестящий») – чертог Форсети;

Ноатун («корабельный двор») – чертог Ньёрда.

В Асгарде, в саду богини Идунн растут яблоки, благодаря которым боги сохраняют вечную молодость.

С точки зрения психотерапии, Асгард, как место пребывания богов, можно использовать для работы с родительскими фигурами в самых разных их ипостасях.

Хель

 

В корнях Иггдрасиля, под Свартальвхеймом, находится Хель. Само слово, преобразовавшееся в английское hell – ад, указывает на функцию этого мира. Однако ад в скандинавском понимании сильно отличается от ада христианского. В Хель попадают те люди, кто умер не на поле боя, а от старости или болезней. В Хель правит дочь Локи, великанша, которую также зовут Хель:

А великаншу Хель Один низверг в Нифльхейм и поставил ее владеть девятью мирами, дабы она давала приют у себя всем, кто к ней послан, а это люди, умершие от болезней или от старости. Там у нее большие селенья, и на диво высоки ее ограды и крепки решетки. Мокрая Морось зовутся ее палаты, Голод - ее блюдо. Истощение - ее нож, Лежебока - слуга. Соня-служанка, Напасть - падающая на порог решетка. Одр Болезни - постель. Злая Кручина - полог ее. Она наполовину синяя, а наполовину - цвета мяса, и ее легко признать потому, что она сутулится и вид у нее свирепый.

Полнее всего функции этого мира раскрываются в мифе о Бальдре (глава 8) и мифе о Последней Битве (глава 9)

В мифодраме «Миры скандинавской мифологии» я использую мир Хель для работы с предками (например, семейные генограммы) и с травмой потери.

На одном уровне с Мидгардом находятся четыре «внешних мира».

Ванахейм

 

На западе находится Ванахейм, где обретается альтернативная раса богов – ваны. В скандинавской мифологии нет упоминаний о том, откуда в процессе рождения мира появились ваны, зато доподлинно известно, что этот мир не будет уничтожен во время Последней Битвы. Однажды асы пошли войной на ванов, но были разбиты, и ваны осадили Асгард. Война закончилась мировым соглашением и обменом заложниками. (Подробнее война асов и ванов описана в главе 5).

Ваны – боги плодородия, их мир – мир изобилия, рождения, роста. Знатокам круга сезонности при размышлениях о Ванахейме непременно придут мысли о весне, хотя для скандинавов весна была лишь очень коротким переходом из зимы в лето.

В терапевтическом процессе Ванахейм используется как место защищенности, беззаботности, умиротворенности, любви.

Ётунхейм

 

На востоке от Мидгарда находится мир великанов, Ётунхейм. С точки зрения асов, ётуны (турсы, великаны) – главная угроза их царствованию. Одним из прозвищ Тора является «истребитель великанов и великанш». Между тем, ётуны – самая древняя раса, они старше и людей, и богов, поэтому асы и даже Один иногда путешествует в Ётунхейм за советами и предсказаниями.

Разные аспекты Ётунхема раскрываются в мифах о Сотворении мира (глава 2), Меде Поэзии (глава 6) и Рагнарёке (глава 9), однако наиболее полно этот мир охарактеризован в мифе о Путешествии Тора и Локи в Утгард (глава 7).

Еще о Ётунхейме: «...есть великанша, что живет к востоку от Мидгарда в лесу, прозванном Железный Лес. В этом лесу селятся ведьмы, которых так и называют: ведьмы Железного Леса».

В Ётунхейме есть пещеры, луга, горы, море, лес. Огромные постройки.

В Ётунхейме можно получить сведения о создании мира (Один); сведения о своем месте в мифологическом мире и предках (Оттар), жену-красавицу (Фрейр), жену-феминистку (Ньёрд). Тор ходит сюда в поисках воинской славы и за понимаем ограниченности собственных сил. Но главное, здесь можно получить по шее.

Хотя я и не включил в мифодраматический цикл ни одного мифа, который прямо описывает столкновения между Асгардом и Ётунхеймом, необходимо сказать, что Асгарду Ётунхейм противостоит примерно так, как революционеры (или даже террористы) противостоят существующему режиму. В схеме Торссона Ётунхейм противопоставлен Ванахейму (очевидно, по критерию «созидание – разрушение»), хотя не существует ни одного мифа, который описывал бы взаимоотношения ванов и великанов.  

В целом, Ётунхейм можно рассматривать как место, где разрушается то, что должно быть разрушено. В Ётунхейме часто происходит работа на разрыв эмоционально значимых связей, работа, связанная с критической оценкой результатов деятельности, работа на отреагирование агрессии и проч. С психоаналитической точки зрения Ётунхейм можно рассматривать как мир разрушительных инстинктов бессознательного, так же, как Ванахейм – мир сексуальных (в том числе инцестуозных) инстинктов.

Муспелльхейм

 

На юге от Мидгарда находится Муспелльхейм, самый загадочный из всех миров. Наряду с противостоящим ему Нифльхеймом – это самый древний, изначальный мир. Из их взаимодействия родилось все мироздание.

Всего раньше была страна на юге, имя ей Муспелль. Это светлая и жаркая страна, все в ней горит и пылает. И нет туда доступа тем, кто там не живет и не ведет оттуда свой род. Суртом называют того, кто сидит на краю Муспелля и его защищает.

В руке у него пылающий меч, и, когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир.

Несмотря на то, что в Муспелльхейм нет доступа ни богам, ни людям, в психодраме все возможно, и я использую Муспелльхейм как источник энергии. Речи идет об энергии расширения, увеличения своего влияния. Здесь можно «подзарядиться», если силы на исходе. Вместе с тем, нахождение клиента в Муспелльхейме часто соответствует маниакальным состояниям.

Нифльхейм

 

На севере находится Нифльхейм:

За многие века до создания земли уже был сделан Нифльхейм...из Нифльхейма шел холод и свирепая непогода.

Как и Муспелль, Нифльхейм – это изначальный мир, мир, участвующий в творении мира. О его обитателях ничего не известно.

Нифльхейм – это мир холода, льда, сжатия, притяжения. В психической реальности он играет роль «психологического клея», силы, обеспечивающей целостность частей личности. Здесь можно остановиться и подумать, отрефлексировать сложившуюся ситуацию. В своем негативном аспекте Нифльхейм – это место тоски, одиночества, скуки, депрессии. 

Таким образом, на Мировом древе можно выделить три оси: Хель – Свартальвхейм – Мидгард – Альвхейм – Асгард  - это ось перехода от хаоса к порядку или от Ид к Супер-Эго если пользоваться психоаналитической терминологией.. Ось Муспелльхейм – Мидгард – Нифльхейм – это ось сжатия-расширения, перехода энергии из потенциальной в кинетическую. Ванахейм – Мидгард – Ётунхейм образуют ось порождения – разрушения. Такая система показала себя очень удобной как при анализе процесса психотерапии, так и при выдвижении терапевтических гипотез.

Психотерапевтическую работу с использованием модели Иггдрасиля можно проводить разными способами. Общей целью работы является интеграция энергий всех миров  (субличностей, ролей, эго-состояний и проч.) в Мидгарде.

Обычно работа начинается с пространственного расположения миров Иггдрасиля. Идеальной является трехмерная расстановка, тогда протагонист вынужден тратить физические усилия на перемещение в миры, лежащие наверху, но условия психодраматической работы редко позволяют это сделать. Двухмерная модель соответствует проекции приведенного выше рисунка на пол. Миры обозначаются листами бумаги, стульями или мелом. Расставляя стулья или раскладывая листы бумаги, директор характеризует каждый из миров, рассказывая мифологические мотивы, связанные с ними. Если группа имеет оговоренную тему работы, или директор по предыдущей работе имеет возможность предположить, что какая-то тема сегодня будет актуальной, мифологические истории лучше подобрать заранее в соответствие с этой темой.

Не нужно стремиться к тому, чтобы участники группы запомнили характеристики каждого из миров. Их описание должно быть достаточно кратким и красочным, чтобы не падала энергия в группе. Опыт показывает, что участники удивительно быстро запоминают, кто где живет и чем характеризуется. Для облегчения ориентации в мирах рекомендуется начать с Мидгарда, а затем попарно характеризовать оппозиционные миры, например так, как это сделано в настоящей статье. Уточним, Альвхейм противостоит (лучше сказать, уравновешивает соответствующую энергию) Свартальвхейму, Асгард – Хелю, Нифльхейм – Муспелльхейму, Ванахейм – Ётунхейму.

Затем желающим предлагается исследовать актуальную проблему с помощью модели миров Иггдрасиля. Можно провести обычный для психодрамы выбор протагониста или выбрать первого желающего. Заключение контракта проводится в пространстве вне какого-либо мира.

Если группа многочисленна, миры (все или некоторые) рекомендуется сразу заселить обитателями. Миры чистых стихий (Нифльхейм и Муспелльхейм) можно не заселять, но для протагонистов - любителей предметности существуют льдистые великаны и Сурт соответственно. Иногда директору имеет смысл взять на себя роль бога–проводника по Иггдрасилю, Хеймдалля. Он слышит лучше и видит дальше всех богов и людей, а спит меньше птицы.

   Путешествие по мирам Иггдрасиля, как правило, начинается в Мидгарде. Направление дальнейших странствований определяется структурой Иггдрасиля, заказом протагониста и интуицией директора. Закончиться они должны опять-таки в Мидгарде, при удачной работе – интеграцией всего наработанного материала.

Переход из мира в мир может осуществляться по-разному. В исследовательских целях можно разрешить протагонисту свободно бродить по мирам в соответствии с их структурой.

Для нахождения решения в некоторых ситуациях (например, при приближении к Альвхейму, отвечающему за интуицию и инсайт), протагониста нужно вести очень медленно, в трансе внушая ему, что с каждым шагом его тело (подсознание, интуиция) все ближе к решению, и в точке прибытия оно будет найдено. Можно для этой цели увеличить расстояние, на время выведя протагониста из пространства Иггдрасиля.

Если протагонист явно направился за ресурсом (или его отправил в соответствующий мир директор), рекомендуется создать на его пути препятствия. Общим правилом перемещения между мирами является следующее: чем выше по дереву собирается забраться протагонист, тем сложнее должно быть задание. Это может быть борьба (например, с ётунами или Суртом), разгадывание загадок (те же ётуны, норны), переговоры (Хеймдалль, охраняющий Асгард, ётуны, эльфы, карлики), жертва.      

При проведении полной драмы возможно вынесение действия вне пространства Иггдрасиля. Некоторые сцены могут переходить в личностную, не символическую работу. Для директора важно после ее окончания не забыть ввести протагониста обратно в пространство Иггдрасиля и интегрировать полученный материал в Мидгарде. Обычно послания представителей иных миров при этом изменяются.

Методическая подсказка для директора (та же, что и при работе с кругом сезонности): ресурс для разрешения ситуации следует искать в оппозиционном мире. Даже если вы не уверены, будет ли информация ресурсной, содержание оппозиционного мира лучше исследовать подробнее.  

Социодраматическая работа с мирами Иггдрасиля удобна для разогрева группы и введения ее в контекст скандинавских мифов (это необходимо при «одноразовой» мифодраме). В этом случае после рассказа о мирах директор предлагает каждому из участников группы решить для себя, какой мир в наибольшей степени соответствует его психологическому состоянию, и отправиться в этот мир. Затем, если группа немногочисленна, ведущий может проинтервьюировать каждого участника о причинах его выбора, выявить его отношение к другим мирам. Если в отношении к одному из миров обнаруживается страх, я обычно прошу участника медленно приближаться к этому миру, следя за изменением чувств. Если страх увеличивается, я делаю обмен ролями или прошу обитателя «страшного» мира сказать несколько слов участнику группы. Эта работа не занимает много времени, но иногда таким образом удается справиться со страхом.

В других случаях участник хочет попасть в какой-либо мир, но не чувствует в себе сил или говорит о  том, что существует запрет на его нахождение там. Техника работы та же, что и при работе со страхами. Обитатель желаемого мира может дать разрешение на хотя бы временное пребывание там. Можно также  поставить препятствие, не дающее участнику возможность попасть в мир, куда он стремится – например, при попытках попасть в Асгард, мост Биврёст – и поменяться с ним ролями.

Несколько отличается ситуация, когда участник оказывается между несколькими мирами, неспособный выбрать. Опыт показывает, что такая ситуация быстро не разрешается, но всегда полезно ввести участника в каждый из миров и попросить рассказать о том, чем прельстителен этот мир.     

Если в одном мире оказывается несколько участников, что бывает, если группа многочисленна, я часто даю им задание построить скульптуру, отражающую их видение своего мира, а затем пообщаться с обитателями других миров. Такое взаимодействие позволяет построить «собственный» Иггдрасиль этой группы, что оказывается весьма полезным как с точки зрения диагностики группы, так и для диагностики отдельных ее участников. Особое внимание директору необходимо обратить на тех участников, которые выбрали для себя Хель и Нифльхейм.  Упомяну в этой связи о довольно тяжелой работе, которую мне пришлось провести в такой ситуации.

Это была шестичасовая мифодраматическая группа, собравшаяся в первый и последний раз и состоявшая из 12 человек. Мы начали с построения Иггдрасиля, и я сразу обратил внимание на двух участниц, обосновавшихся в Хель. По программе нам предстояла мифодрама о валькирии Брюнхильд (см. в приложении), поэтому я не стал заострять внимание на состоянии этих участниц. После мифодрамы, в целом посвященной взаимоотношениям женщины с отцом и мужчинами, но заканчивающейся гибелью героини, упомянутые участницы рыдали на шеринге и обе рассказали о близких им людях, которые умерли. В обоих случаях у участниц не было возможности с ними попрощаться, в обоих случаях они чувствовали вину перед умершим. Такая ситуация соответствует второй фазе посттравматического стресса, описанной в главе о смерти Бальдра (глава 8), но в данном случае мы работали в рамках модели Иггдрасиля. Из девяти миров я оставил три – Хель, Мидгард и Асгард. Задача состояла в том, чтобы из Хель перебраться в Мидгард, Асгард был введен как оппозиционный Хель мир. Асгард не понадобился в первом случае, когда речь шла о смерти подруги – мы вышли из пространства миров, поставили сцену оплакивания умершей подруги, и этого оказалось достаточно, пробы протагонистка могла совершить переход из Хель в Мидгард. В случае второй женщины Асгард понадобился, чтобы боги «отпустили грехи» - умерший отец никак не соглашался простить дочь, не присутствовавшую в его последние дни и опоздавшую на похороны.   

Ведущий не должен удивляться, если построенный группой Иггдрасиль не соответствует «эталонному» - для групповой работы он тем и ценен. Примечательно, что если проделывать эту технику в качестве разогрева перед каждой мифодрамой в течение нескольких драм, то со временем «групповой» Иггдрасиль приобретает черты «эталонного».

Поскольку модель девяти миров является центральной в мифодраматическом цикле, для лучшего усвоения модели я применяю несколько недраматических техник.  Это, во-первых, рисование отдельных миров. Как правило, такое задание я даю на дом, чтобы не ограничивать время. В индивидуальном консультировании такие рисунки можно интерпретировать, как и любые проективные рисунки. В группе рисунки не интерпретируются, зато их можно использовать для разогрева: их можно обсудить в парах, участники могут выбрать самый близкий им рисунок и т.д.

Кроме рисунков, я использую пиктограматическое изображение миров на схеме Иггдрасиля. Участники получают листочки с девятью кругами, расположенными в соответствие со схемой расположения миров, и инструкцию обозначить каждый мир небольшим рисунком, а затем указать последовательность, в которой заполнялась схема. Затем терапевт вместе с клиентом обсуждают рисунки и последовательность. Эту технику я использую в основном в индивидуальном консультировании.

Третья техника, которая может быть использована как в группе, так и индивидуально, основана на известном психодиагностическом методе «репертуарных решеток», разработанном Дж. Келли. Участникам раздаются листочки, на которых они обнаруживают таблицу. В верхней части таблицы перечислены обитатели разных миров, в столбцах они видят кружочки, стоящие под именами обитателей в случайном порядке. Например, кружочки объединяют асов, людей и обитателей Хель. Задача участника – выявить свойство, которое присутствовало бы у двух персонажей, и отсутствовало бы у третьего, и записать сходство и отличие. Например, асы и люди живы, обитатели Хель – мертвы или люди и обитатели Хель – люди, асы – боги и т.д. Кружок, обозначающий отличие, нужно закрасить, сходство и отличие записать в соответствующем столбце. Пример репертуарной решетки приведен в приложении. Если рисуночные техники позволяют участникам мифодрамы создать визуальные образы миров и системы в целом, то репертуарная решетка дает возможность вербализовать представление об Иггдрасиле.  

Как читатель уже понял из текста, мифодрама «Миры скандинавской мифологии» может быть проведена в любом мифодраматическом формате: как структурированное упражнение, как психодрама ориентированная на протагониста, как социодрама или как техника индивидуального консультирования. Она применима для любой групповой или индивидуальной темы, заявленной клиентами.

 


Copyright Леонид Огороднов © 2017