Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Вторник, 19.03.2024, 12:30
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Мифодрама "Вальпургиева ночь"


Вальпургиева ночь.

Впечатления и размышления ведущего.

Поскольку сюжета этой части трагедии как такового нету, то, как задумывалась, там и получилась социодрама. По задумке, она  должна была состоять из трех частей:

  1. Жизнь средневекового городка. Как юнгианцы бы выразились, выявление «Персоны» участников в символической форме.
  2. Переход на гору (аналог традиционного полета на метле или на животных).
  3. Собственно шабаш – «Теневая» сторона участников.

Часть первая соответствовала социодраматическому разогреву из мифодрамы «Молот ведьм». Участники должны были войти в роли жителей небольшого средневекового города, спонтанно познакомиться, пообщаться, узнать друг о друге как можно больше. Затем была проведена социометрия по критериям «с кем хочется общаться» и «кто вызывает настороженность».

Группа  в этот раз собралась необычная – из 7  участников (не считая ведущего, который иногда также участвовал в социометрии) большинство (4 человека) были мужчины. Именно они впервые присутствовали на группе. Появились следующие роли: Большой Генрих (горшечник, общительный жизнелюб), Джон (клирик из Оксфорда, приехавший изучать рукописи в местном монастыре),  Элен (травница, единственный женский персонаж), Букинист (пожилой бородатый мужчина, старыми греческими книгами интересуется больше, чем людьми), Джордано Бруно (изначально – астроном, затем - астролог), Кладбищенский Сторож (тоже Генрих, он же «Могильщик»). Периодически в социометрии участвовали так же Летописец и Звонарь.

Первичная социометрия выявила, что наиболее притягательными для общения персонажами оказались Большой Генрих и Джон (клирик):


В целом, городок оказался довольно сплоченным (замкнутая цепочка Большой Генрих -> Джон -> Букинист -> Могильщик), несколько выпали Элен и Джордано Бруно. Явных подгрупп на социограмме не видно. Большой Генрих выступает не только как один из лидеров притяжения, но и связывает группу. Без него система  превратилась бы в незамкнутую цепочку. 

Настороженность вызвали Могильщик и опять-таки заморский гость Джон (Клирик):


Лидирование Могильщика можно объяснить распространенным страхом перед кладбищем. Амбивалентность роли Клирика (одновременно является лидером притяжения и отталкивания) – это, возможно, интерес и настороженность по отношению к иностранцу.

Переход («перелет») на Брокенскую гору был произведен с помощью техники «Социометрический лабиринт».

Поскольку после окончания занятия  были вопросы, публикую еще пошаговую технику проведения:

Техника проведения (по опыту пилотного проведения 5 апреля 2009).

 

1. Находим одного участника (в многочисленной группе – нескольких участников), желающего быть водящим (протагонистом) и просим его удалиться из помещения.

 

2. Даем или вырабатываем в группе критерий социометрического выбора. В психотерапевтической группе второе – предпочтительнее.  Примеры критериев: «кто в группе мог бы стать ресурсом для решения твоей проблемы?», «кого готов был бы пустить в свою квартиру пожить на месяц?» и проч.

 

3. Ведущий предлагает сделать выбор (если в группе более 12 человека – 2 выбора, второй – по принципу «если не этот человек, то кто?»). В небольшой группе проще всего спрашивать каждого участника отдельно.

 

Ведущий рисует результат на бумаге в виде социограммы, но – ВНИМАНИЕ -, в отличие от обычной социограммы, стрелки идут в направлении от выбираемого к выбирающему. Это и есть простейшая схема лабиринта. Направление стрелок указывает, какими путями может двигаться водящий.

Задача каждого участника группы – запомнить (или записать) тех, кто его выбрал.

 

4. Ведущий совместно с группой выбирает самый интересный маршрут. Желательно, чтобы он охватывал максимальное количество участников и включал в себя наибольше число выборов.

 

5. Ведущий инструктирует участников группы. Инструкция касается двух моментов: а) перед тем, как показать, куда может двигаться водящий из этого узла, участник, стоящий в этой точке может и должен задать водящему любой вопрос (подобно тому, как это происходит в технике «горячий стул»); б) водящий так же будет задавать вопросы, касающиеся того, почему был сделан данный выбор (например, почему Вася выбрал Машу). Отвечать надо честно, но таким образом, чтобы прямо не раскрыть водящему, по какому критерию был сделан выбор. Например, если критерий в  – «кого бы пустил к себе в квартиру пожить на месяц», то ответ «потому что Н. – женщина тихая, аккуратная, не будет мешать, и вместе с тем, с ней интересно поговорить» критерия не раскрывает, но дает водящему пищу для размышлений. 

 

6. Ведущий приглашает водящего в комнату и инструктирует. Инструкция должна включать в себя два момента: а) отвечать на вопросы участников необходимо честно, не врать. Если на вопрос категорически не хочется отвечать, можно отказаться, но нужно объяснить причины отказа; б) спрашивать на каждом следующем шаге, почему был выбран именно этот человек. Задача в конце – отгадать критерий, по которому участники делали свои выборы.

 

7. Водящий проходит лабиринт. В случае попадания в «тупик» (им является участник, которого никто не выбрал, в приведенном примере - Леня) водящий подвергается испытанию (например, выполняет желание), чтобы вернуться на предыдущий шаг и сделать новый выбор.

 

8.  Процедура повторяется с новым водящим и новым критерием.

 

9.  Шеринг

 

В контексте данного занятия выборы делались из ролей. В качестве критериев социометрического выбора были предложены обвинения в адрес ведьм и колдунов, заимствованные мной из «Молота ведьм». Видео социометрии по критерию «оборотничество». 

Первым лабиринт проходил Букинист. Социометрическим был ответ на вопрос «кто может использовать демонов для поисков кладов». Ответ группы был практически однозначный:


Вторым лабиринт проходил Горшечник Большой Генрих. Критерий – оборотничество (превращение в животных):

 

Лидируют Джон (Клирик) и Звонарь. Видео прорыва Горшечника на шабаш.

Третья социометрия – сексуальная связь с демонами. Лабиринт проходил Джон (Клирик).

 

Лидирует Горшечник.

Четвертая социометрия – порча животных (в лабиринте - Травница (Элен)


Copyright Леонид Огороднов © 2024