Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Понедельник, 21.08.2017, 09:33
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Дэниел, С. Из зекала, ч.2


назад

Обсуждение

 

Когда я попросила чтобы «звезды» выразили себя в драме, они спонтанно стали дарить любовь и жизнь протагонисту, которая переживала глубокие внутренние изменения. Ирма приняла эти дары, что само по себе было подарком участникам группы. Она была в состоянии сделать это, потому что она поговорила со своим маленьким Я, «одинокой сиротой», и объединилась с этим аспектом себя. Она стала открытым и непосредственным актером. Открытый и щедрый шеринг членов группы показал, что драма глубоко удовлетворила как их самих, так и протагониста. Диаграмма 3 иллюстрирует положительное теле и взаимность ролей, так же как таблица 2 демонстрирует трансформацию ролей и действующих связей между ролями.

 

Компоненты роли

 

У роли есть три компонента: мышление, чувство и действие (Диаграмма 4). Когда мышление, чувство и действие находятся в гармонии, роль можно описать как конгруэнтную. Иногда в роли есть блоки. Мышление человека и его чувство могут быть синхронизированными, но при этом он может быть не в состоянии действовать; чувство и действие человека могут быть в гармонии, но сюда может быть не вовлечено мышление; или мышление и действие находятся в согласии, но чувства отсутствуют или они слабо выражены.

 

Обсуждение

 

Во второй сцене Ирма, будучи маленьким ребенком, не могла четко сформулировать свои чувства и  что-либо сделать в отношении звезды. Однако из зеркала она смогла стать более спонтанной, освободить поток чувств и слов, которые были в ней, «одинокая сирота» сняла блоки «маленькой Я», и в этой  ролевой структуре установилась гармония.

 

Психотерапевтические интервенции с использованием теории ролей

 

Роль ясно-видящего присутствовала у Ирмы на обоих семинарах. Я поняла на первом семинаре, что Ирма могла ясно и объективно видеть то, что было перед нею. Я решила, что она в состоянии находиться в зеркале, и что выход в зеркало было полезной техникой. Я также знала, что Ирме не легко будет меняться ролями до тех пор, пока она не примет себя со своими чувствами. Это очень частый случай, когда протагонисты не могут поменяться ролями, пока они не почувствуют себя принятыми со своими чувствами (Daniel, 1992). Когда дело обстоит так, оказываются полезными методы зеркала, дублирования, конкретизации и максимизации. Одна из целей психодраматической работы состоит в том, чтобы развить и закрепить достаточно широкий репертуар ролей, который позволяет личности быть спонтанной и гибкой. Обмен ролями, когда он возможен, приводит к динамической позиции, в которой активная роль учитывает многие точки зрения, служа цели динамической интеграции.

 

Спонтанность и теория ролей

 

После начального периода разогрева в первой сцене второго семинара Ирма была в состоянии относительно легко двинуться к ситуациям и воспоминаниям, о которых забыла. Чтобы произошла интеграция, сначала необходим разогрев к состояниям, которые были в жизни человека раньше. Это можно сделать с помощью разогрева в действии или с помощью разговора. Есть различные фазы и степени спонтанности, которую протагонист проявляет в течение драмы. Спонтанность может быть определена как "новый ответ на старую ситуацию или адекватный ответ на новую ситуацию" (Moreno 1953, p.336). Два существенных элемента спонтанного поведения - новизна и адекватность. Человек спонтанен тогда, когда действует, исходя из свободной внутренней силы, а не из внешних принуждений или под давлением внутренних инстинктов или потребностей. Работа здесь-и-теперь и использование ролевого подхода здесь-и-теперь  обеспечивают возможность прогресса и интеграции, и могут помочь в развитии спонтанности.

 

Распространение (The Radiation Effect) катарсиса интеграции в группе

 

Во время фазы шеринга многие были тронуты и обратились к собственным чувствам и мыслям, и они были в состоянии выразить их словами или невербально. Группа испытала свой собственный катарсис интеграции. Этот вид интеграции является центральным для развития личности. Интеграция структуры Я обеспечивает равновесие, которое формирует и, в тоже время, изменяет основу действия и восприятия в любой момент времени. Именно в опыте катарсиса интеграции реализуется Я и возникает чувство мира с самим собой. Это может также произойти с участниками группы через психодраму протагониста. Морено утверждал, что "процесс душевного катарсиса сопровождает любой тип научения, не только нахождение решения конфликта, но также и реализацию Я, не только избавление и облегчение, но также равновесие и мир. Это не катарсис отреагирования (abreaction), это катарсис интеграции (Moreno 1993, p.206).

 

Ролевой подход в исторической перспективе

 

Понятие роли – это сердце теории и практики социометрии, а следовательно, и психодрамы. Доктор Дж. Л. Морено начал работать над идеей роли приблизительно в 1910. Морено (1946) определил роль как "функциональную форму, которую человек принимает в определенный момент, когда он реагирует на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие люди или объекты " и описал ее как " наблюдаемую единицу поведения". В этом определении содержится двойное понятие социального и культурного атома. Культурный атом является паттерном ролевого взаимодействия между людьми,  а социальный атом представлен непосредственно людьми, объектами, и "теле", которое существует в любых отношениях. Теле может быть понято как прилив и отлив чувств и эмоций, которые привлекают или отталкивают нас от людей и объектов вокруг нас. Это - очень реальный процесс взаимного вчуствования, который рождается людьми и существует между людьми. Значение роли не может быть понято вне контекста, в котором существует роль, так как оно является специфичным для ситуации и для людей или объектов, в нее вовлеченных.

 

Социальный и культурный атом состоят из нашего теле и ролевых отношений к себе и миру. Теория личности и теория развития Морено  основаны на понятии роли. Он видел человека в его отношении к другим, включая объекты в окружающей среде - как социальный атом; в его взаимодействии с окружающей средой через роли и ролевые структуры  - как культурный атом. Начиная с первой формулировки, данной Морено в 1923году, и в его оригинальной работе 1934 года, понятие роли уточнялось и расширялось для того, чтобы проводить точные клинические исследования, планировать эксперименты и терапевтические вмешательства. Использование ролевой теории помогает построить более здоровую терапевтическую культуру в работе с людьми и группами (Daniel, 1992).



Copyright Леонид Огороднов © 2017