Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Пятница, 29.03.2024, 15:56
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Агиодрама "Св. равноап. Елена Константинопольская" - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Мифодрама » Цикл "Жития святых" (агиодрама) » Агиодрама "Св. равноап. Елена Константинопольская"
Агиодрама "Св. равноап. Елена Константинопольская"
LogosДата: Воскресенье, 20.06.2010, 00:55 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
состоится 22 июня 2010. Житие тут.
 
LogosДата: Среда, 23.06.2010, 13:14 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Впечатления ведущего.

Структурно мизансцена, относящаяся к событиям 4-го века, получилась такая: Константинополь (Елена, Константин), Иерусалим (Елена, Крест, язычники (Венера), иудеи (Иуда Кириак), христиане). Крест скрыт, по тексту и по драме – евреями, под статуей Венеры. Задача Елены – отыскать его. Дальше я охарактеризую персонажей и действие агиодрамы так, как я их видел в качестве ведущего.
Константин. Отправляет мать за Крестом Господним. По тексту протагонистки – Крест нужен ему для того, чтобы укреплять свою императорскую власть. На самом деле драматический Константин отправляет мать за верой, которой ему самому не хватает. Нехватка веры Констанитина и Елены– сквозная тема драмы, в первый раз она проявилась уже при пересказе текста житий, когда протагонистка «крестила» Константина и Елену после ее поездки в Иерусалим. Согласно источникам, оба были глубоко верующими людьми и до поездки, и как верующие рассматривали свою мирскую власть как средство распространения христианства, а не наоборот.
Буквально два слова об историческом контексте. Поездка Елены проходит на фоне 1-го Вселенского Собора, утвердившего Символ веры христианства, фактически ставшего государственной религией Римской империи. Обретение Креста, разумеется, имело политическое и идеологическое значение, но политический смысл не был смыслом действий святых.
"Христиане". Мир христианства в данной агиодраме был представлен двумя скульптурами. В первой изможденный, но стойкий человек нес, пока мог, бремя невнятного долга и смутного страха (страха не было у протагониста, но он был озвучен вспомогательным Я). Во второй центральным персонажем был очень непосредственный ребенок, чью спонтанную веру губил некий старец, претендовавший на знание какого-то пути. Общей для обеих скульптур была претензия на неопределенный смысл при отсутствии цели и спонтанности. Непосредственной, искренней верой обладал только ребенок, способный просто говорить с Богом, без всякой цели и смысла. Текст «поставь себе какую-нибудь цель, а не то потеряешь смысл» вполне отражал положение вещей. В обеих скульптурах было много энергии, никак не проявлявшей себя во-вне.
"Иудеи", прячущие Крест. Они консервативны, их цель – сохранение религиозной традиции, которой угрожают христиане с их Крестом. Переубедить еврея может только знамение от Бога том, что Иисус и был ожидаемым ими Спасителем. Иуда Кириак, согласно «Золотой легенде», выдержал пытки, которым подвергла его Елена и указал местонахождение Креста только после своего обращения: «он, придя в одно место, возвысил голос свой и молился, чтобы ему ниспослано было знамение. Тотчас же в том месте задвигалась земля, и изошёл дым столь изумительной сладости, что, почувствовав его, Иуда ударил в ладоши от радости и воскликнул: „Воистину, Иисус Христос, Ты Спаситель мира!“». Поэтому попытки запытать или запугать Иуду, предпринятые агиодраматической Еленой (рискну предположить, что здесь проявлялась нереализованная энергия «христиан»), были обречены на провал. Поскольку для обращения Иуды необходимо было чудо, единственным способом повлиять на него было обращение за помощью к Богу. Насильственные методы преодоления внешнего сопротивления понятны, если сильна вера, но как средство обретения веры они никуда не годятся.
Язычники были представлены Венерой, о которой говорилось, что это воплощение женственности, женской спонтанности. В роли Венеры, однако, у протагонистки доступа к спонтанности не было. Исполнительница этой роли ожила только тогда, когда поблизости появился Крест.
Наконец, Крест Животворящий – источник спонтанности, податель жизненных сил. Его обретение способно преобразовать всю картину - дать смысл по инерции живущим «христианам», вернуть спонтанность ребенка мудрому старцу, обратить фарисеев и дать целомудрие (целостность мудрости взамен раздробленного, частного знания) язычникам.

Когда мизансцена выстроилась, я дал протагонистке и группе возможность действовать спонтанно. Испытаны были разные стратегии обретения Креста – подкуп, запугивание и проч. Помехой выступал «Иудей». После того, как человеческие способы воздействия были испробованы, группой был предложен очевидный для христианина способ – попросить Бога.
И тут проявился часто встречающийся у современных христиан затык – неумение обратиться к Богу, проистекающее из отсутствия смирения, тщательно культивируемое в социуме упования на собственные силы. Смирение как жизненная позиция воспринимается как унижение, что делает молитву постыдной, а чудо - невозможным. Между тем для св. Елены смирение было естественным – оно определяло ее место в мире по отношению к Богу, никак не умаляя ее царственного достоинства. Из такой позиции обращение за помощью к Богу и получение ее от Бога естественно, обретение Креста возможно только как чудо, то есть событие, происходящее при непосредственном Божественном вмешательстве. (В конце-концов, найти очень небольшую вещь, утраченную 300 лет назад – событие маловероятное).
Самым сильным местом состоявшейся драмы для меня было обращение протагонистки к девочке с покаянием в том, что не смогла найти Крест и твердым обещанием его найти. Здесь было столько искренности в позе, тексте и интонации, что у меня вспыхнула надежда, что ребенок ей сейчас покажет, где находится Крест. Увы, не состоялось. А вот упование на то, что поиск Креста теперь является «личным делом» протагонистки, у меня остается.

 
mistwalkerДата: Среда, 23.06.2010, 13:31 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 10
Статус: Offline
Здравствуйте!
Хочется написать отчет сразу, пока все свежо в памяти. J
Во-первых, хочу поблагодарить всех участников и ведущего. Для меня участие в психодраме это всегда почти магическое действие, и каким оно будет – зависит от присутствующих людей напрямую. Было очень комфортно и уютно, и магия удавалась хорошо.

Я пришла на эту встречу с двумя желаниями. Я сама молодой специалист по психодраме, поэтому наблюдать и учиться, усваивать полезные фишки и выявлять свои неловкости для меня было важно. И это было желание номер два, оно исполнилось на 200%.

А желание номер один – это попытка найти Самость, стать более цельной. Я нахожусь в таком периоде жизни, когда эти понятия перестали быть просто словами, стали необходимым переживанием, без которого я свою жизнь больше не представляю. Так что оказаться на агиодраме и поиграть в прохождение пути по направлению к целостности – в стремление святого подвижника к Богу – было чем-то совершенно естественным и закономерным. Я хотела открытий. smile

Путь святой Елены, которая по просьбе сына отправилась в Палестину на поиски утраченного креста, на котором был распят Иисус, вызвал у меня очень глубокие личные ассоциации. Для меня это была история не о поиске креста, а о поиске веры внутри себя, Бога внутри себя. И наиболее любопытной была дихотомия явного и скрытого. Константин является императором, но его явленная человеческая сила нуждается в укреплении изнутри, невидимой божественной силой. Елена по ее делам является святой подвижницей, но сама ее деятельность по поиску чудотворного креста так напоминает попытки получить явное доказательство того, во что она вроде бы УЖЕ верит! Иуда, иудей, который скрывает местоположение креста, верит в своего бога недостаточно крепко, чтобы сохранить приверженность ему, и это проявляется в его обращении и крещении. Не потому ли он стал преемником этого секрета, чтобы раскрыть его для себя самого? Статуя Венеры стоит на холме над крестом, она – явленные материальные Любовь и Радость над божественными Любовью и Радостью, скрытыми под землей. Крест – материальный предмет, неживое, неподвижное, но одухотворенное настолько, что его прикосновение воскрешает человека из мертвых… Это глубоко символично для меня, поскольку воскрешение я рассматриваю не как оживление мертвого тела, а как одухотворение уже живущего человека, который смертен (то есть как Творец – он мертв) потому, что он грешен. И если честно, мне очень хотелось сыграть этого воскрешенного, прочувствовать, каково это. Но, видимо, не это мне было нужно на самом деле…

Вывод, который я делаю для себя, таков. Что бы человек ни делал, что бы ни предпринимал – его целью всегда остается поиск и познание высшего начала (для кого-то это Бог как внешняя сила, для кого-то – внутренняя святость, цельность, Самость). Его путь к этой цели лежит в физическом мире, но должен включать те действия, которые позволяют духовной жизни себя продолжать, и это долженствование (которое иногда парадоксально выражается в самопожертвовании или самоограничении на уровне физического мира) иногда действует угнетающе, пока его необходимость не будет осознана в полной мере и не будет приобретено полное доверие к этому пути. Думаю, это та трансформация, которая могла произойти со святой Еленой. Совершая то, что являлось самоограничением, но способствовало духовной жизни (так как именно святость является жизнью, в отличие от жизни во грехе – смертной жизни), Елена совершила свой путь к Богу. Для меня стало яснее, таким образом, почему сохранение святости стоит выше физической жизни и ее удобств и удовольствий. И пусть в нашем действе Венера осталась попирать собой крест животворящий, это торжество в жизни каждого человека – временное.

Я рада, что пришла и узнала все это. Еще раз всем спасибо!


Трансцендентность - это когда вещи кажутся не какими-то, а никакими.
 
Форум » Мифодрама » Цикл "Жития святых" (агиодрама) » Агиодрама "Св. равноап. Елена Константинопольская"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright Леонид Огороднов © 2024