Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Пятница, 19.04.2024, 05:10
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Мифодрама "Фауст и Маргарита", ч. 2 - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Мифодрама » Цикл "Фауст" » Мифодрама "Фауст и Маргарита", ч. 2
Мифодрама "Фауст и Маргарита", ч. 2
LogosДата: Понедельник, 30.11.2009, 06:48 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Состоялась 29 ноября 2009 года
 
LogosДата: Среда, 02.12.2009, 23:20 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Результаты социометрии ролей

Роли.

Марго 1. Маргарита в Соборе. Мать и брат погибли, она беременна от Фауста, который в бегах. Пытается молиться – не получается
Хор. Церковные гимны, призывают к покаянию.
Дух. Злой Дух, стоящий за спиной у Маргариты. Усугубляя чувство вины, не дает покаяться.
Фауст. Фауст в сцене «Тюрьма», пытающийся спасти Маргариту.
Мефистофель. Сопровождает Фауста, активных действий не предпринимает. Его появление утверждает Маргариту в решении принять казнь. Надеется на то, что Маргарита «обречена на муки».
Марго 2. Маргарита, боящаяся смерти, готовая бежать с Фаустом
Марго 3. Маргарита, принимающая решение остаться в тюрьме и принять казнь.
Голос. Голос свыше, возвещающей спасение Маргариты.

Итак, результаты (как и прежде, первая цифра – общее число выборов, вторая – число первых выборов. Критическое значение - 4).

Егор. Злой Дух (4;0)
Лариса. Злой Дух (5;4), Мефистофель (5;4)
Марина. Марго 1 (5;2), Хор (4;4), Голос свыше (4;2), Марго 2 (4;2), Марго 3 (4;3)
Наташа 1. Марго 1 (4;3), Голос свыше (4;2), Марго 3 (4;2)
Света. Злой Дух (4;2), Фауст (4;3)
Наташа 2. Марго 1 (4;1)
Ольга. Злой Дух (4;0), Мефистофель (4;0)

 
LogosДата: Пятница, 11.12.2009, 05:46 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Впечатления ведущего

Самый яркий для меня эпизод - сцена в Соборе - позволила мне прочувствовать суть того, что известный психодраматист Грета Лейтц назвала "трансцендентными ролями", в отличие от ролей соматических, психических и социальных.
Беременная Маргарита, оставленная Фаустом, пытается молиться. Церковный Хор призывает ее к покаянию (спасибо группе за идею включить церковные песнопения). Стоящий за спиной Злой дух перечисляет преступления Маргариты, усугубляя чувство вины. У Гете эти два голоса сливаются для Маргариты в один, лишающий ее возможности молиться. В мифодраме нам удалось их развести, в результате чего возникла собственно трансцендентная роль кающейся Маргариты, одновременно сознающей меру своей вины и уверенной в милости Божьей. Божья милость при этом оказалась свободной от родительских проекций, приобрела истинный религиозный смысл.
Во второй сцене - "в тюрьме", снова было ясно видно, как трансцендентные роли Высшего Судьи и Кающейся Грешницы могут превращаться в психические роли Карающего (или Прощающего) Родителя и Провинившегося Ребенка. Вместе с тем, стал понятен и путь Маргариты. От безумия, вызванного чувством вины и страхом смерти, она переходит к истинному раскаянию, приводящему ее к спасению. "Холодность" Фауста и появление Мефистофеля исцеляют ее - она становится способной отделить ответственность от вины, отдать Фаусту фаустово, а Мефистофелю - мефистофелево. Благодаря этому у нее впервые в трагедии появляется возможность принять самостоятельное решение (до этого за нее решения принимали Фауст, Мефистофель, Марта, мать, брат, Злой Дух и проч). Ее решение - остаться в тюрьме и принять казнь - по духу своему христианское. Ее смерть перестает быть наказанием за преступление и становится мученичеством (как у ранних христиан - они ведь тоже были преступниками с точки зрения действующего римского законодательства). Вслед за этим она немедленно провозглашается святой. (Вот, надо думать, удивились проснувшиеся стражники, увидев взломанную тюрьму и оставшуюся в ней узницу). Проиграв варианты жизни Маргариты в случае побега, мы убедились в его бессмысленности.
Возникшая в ходе действия тема абортов новостью для меня не стала - я предполагал ее возникновение еще на пилотном проекте, но тогда не дал ей развернуться.

 
LogosДата: Пятница, 11.12.2009, 05:54 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Грета Лейтц о трансцендентных ролях

Трансцендентные роли нельзя понять из внешних потребностей. В них человек совершает имманентно присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир, являющемуся предпосылкой всякой этики. Поэтому мы могли бы говорить также об «этических ролях», а в религиозно-специфическом контексте — вместе со шведским психологом Хьелмаром Сунденом — о «религиозных ролях».

***

В более широком смысле трансцендентные роли — это те роли, в которых человек ... возвышается над уровнем «человеческого, слишком человеческого» и, преодолевая отчуждение, вступает в новую, осознанно-эмпатическую интеракцию с надындивидуальным бытием, космосом.

 
LogosДата: Среда, 23.12.2009, 11:32 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Впечатления участников.

Прошлое занятие дало сильнейшие переживания в первой сцене – Гретхен в Храме. Не вызвалась на роль из-за страха, точнее, из-за предполагаемых страданий героини. Но все равно к ней – Гретхен – пришла.
Сильнейшее сопротивление Хору с его напоминанием о каре небесной, от этих слов – только разрастающийся внутри страх. Тихое песнопение (когда вместо Хора зазвучали записи церковных песнопений) вызывало надежду на спасение, прощение Господа, его любовь. Через мою просьбу о прощении. Слово «прости» наполнилось важным смыслом, пережилось как состояние.

***

1. Одна из Гретхен (сцена исповеди). В этой сцене чувства просто захлестнули, началась истерика. Я поняла, что я себя так и не простила за сделанный аборт…А после работы пришло успокоение, но остался гнев на мужа.
2. Фауст, уговаривающий Гретхен. Чувство вины за то, что она оказалась в тюрьме, оно грузом висело на шее, но совершенно не было любви. Мне было ее просто жаль, было желание, всего лишь.

***

В конце «каяния» Маргариты мне захотелось самой быть Маргаритой, больше импульсивно, я не знала, для чего мне это нужно. Но оказалось, я не хочу и не умею просить прощение. Это оказалось важным открытием: можно просить, и тебе дадут. И очень важно, что для меня Отец Небесный ассоциировался с моим реальным отцом, они слились в какое-то единое понятие.

***

1. Будучи Хором испытывала благостное состояние, желание прощения для Греты. Сопереживала ее тоске и раскаянию.
2. Мефистофель в тюрьме. Чувство досады, что Фауст пытается спасти Грету, эта курица сама наворотила дел, а ты теперь ее вытаскивай. Пусть сама выпутывается – или несет наказание, или принимает предложение о побеге, а то стоит и никак не решится на действите. Сильное возмущение и желание, чтобы Фауст наконец-то от нее отцепился со своим чувством вины.

***

Я была одним из ангелов, поддерживающих Маргариту в молитве. В покаянной молитве к Богу, когда нужно отринуть все окружающее и остаться наедине со своим обращением к Нему. Я тогда вспомнила, как просила помощи у Бога, когда заболела моя дочь, когда была очень маленькая. Я вернулась и узнала, что температура резко упала, стало намного лучше. Молитва, мольба, - она всегда искренна, и всегда приходит прощение и спасение. К Маргарите в тюрьме, когда она делает главный выбор: не уходит с Фаустом, за спиной которого – противник Бога, приходит спасение!

 
Форум » Мифодрама » Цикл "Фауст" » Мифодрама "Фауст и Маргарита", ч. 2
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright Леонид Огороднов © 2024