сразу оговорюсь, что я не хочу никого обидеть неправильным употреблением каких-либо христианских понятий, поэтому старалась либо использовать их в максимально прямом значении, либо использовать свои. Еще хочу сказать, что "Благость" для меня - это и есть отчасти Бог, но чуть больше, а "Святой" - это познавший благость, знающий о ее существовании и ее ощущающий. Вообще, я разделяю библейское мировоззрение, то есть я, стараясь понять, принимаю то, что там написано. Для меня история Дарьи о постижении Благости через любовь к человеку. (Сначала к одному конкретному, но через него учишься любить всех людей)
Дарья приходит к Хрисанфу и, полюбив через мудрость мужа Бога, она начинает любить мужа как проявление Его, в том смысле, что Божья Искра есть во всем, что создал Он, во всем, что есть в мире. Но ведь нельзя любить все на свете – сил человеческих не хватит. Эти силы она черпает как бы от него – на самом деле, это ее сила, сила Святой. Ощущая рядом его присутствие и его поддержку, ощущая рядом с собой мужа, она знает, что в ней, благодаря его существованию, достанет сил на всё. Он – как живое напоминание о том, что Благость есть, что Бог есть. И если она уверена в существовании Хрисанфа и его любви к ней, ей не нужна «напоминалка», не нужно быть с ним, чтобы чувствовать его, чтобы чувствовать Силы, чтобы помнить, что есть Бог и что он мудрее. Он как бы сама (сила молитвы) и с другой стороны – есть еще что-то, большое, светлое, мудрое и вечное.
И уже гораздо позже меня осенило, для чего нужно было жить в аскезе, в том числе не «плодясь и размножаясь», кстати: потому что связь, возникшая между ними, между Хрисанфом и Дарией, она гораздо выше земного ее проявления, она гораздо глубже и гораздо больше, в ней очень много чистого, Божественного, что сексуальная связь (а после и вообще физическая связь) становится не нужна, она искушает грехом сладострастия (и прочими); своей жизнью они как бы показывают, что Любовь, любовь благостная, она дает гораздо большее духовное удовлетворение, чем половой акт (каким бы одухотворенным он ни был). Ведь у Христа невесты, а не жены. Жизнь в физической чистоте способствует чистоте духовной, а следовательно, помогает достичь Бога (в той мере, в которой это позволительно человеку, Святому). А еще, если так вдруг станет понятнее, "мне нужно избавиться, чтобы стать ближе"*, поэтому нужно было жить в разных домах. Можно было бы блюсти девство и спать в одной кровати (чтобы филейные части не мерзли)
Для меня история Дарии о том, как жить в Мире, приумножать в нем Благость и нежность. Но для меня эта Благость и нежность инициируются любовью к человеку, вполне себе конкретному, из плоти и крови, и эта любовь – и есть прикосновение Божественного, когда ты действительно любишь другого как себя, и врага своего в том числе, и еще + можешь научить других этому Божественному.
И Дария, она очень самостоятельна в своем пребывании в благости и святости, в приближенности в Прекрасному, за счет того, что помнит о Чуде, о том, что Прикоснулась она к Богу только с Хрисанфом. Она об этом всегда помнит, поэтому даже если Хрисанфа не станет (рядом с ней или вообще), она все равно останется верна Богу и будет проповедовать его, ведь она мало того, что знает как и почему правильно жить именно так, как он заповедывал, но еще и знает что там, в Боге, и вправду так, она не верит – она знает. И знает это благодаря Хрисанфу.
Своего Хрисанфа я все еще отпустить не могу.
По-моему из этого понять ничего не возможно, но я готова ответить на любые вопросы.
*(с) Смысловые Галлюцинации, "Зачем топтать мою любовь"