Мифодрама - Социометрия ролей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Понедельник, 27.03.2017, 03:35
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Социометрия ролей


 назад

5.   Мифологический и психологический контекст цикла

Значение той или иной роли, ролевой пары или ролевого кластера определяется не только контекстом отдельного мифа, но и контекстом всего цикла в целом. Причем это утверждение остается верным даже в том случае, когда участники группы не знакомы с циклом в целом. Между некоторыми персонажами мифов (Один и Локи, Тор и Локи, Один и Тор, асы и великаны, асы и ваны и проч.) существуют устойчивые, иногда амбивалентные отношения, заданные самим мифологическим мироустройством.

Например, великаны в целом враждебно настроены  по отношению к асам. Даже если в каком-то отдельном мифе великаны в чем-то с ними сотрудничают, опасность для асов остается. «Сверхзадачей» Одина остается сохранение существующего порядка любой ценой. Вне зависимости от того, выступает ли Один как предатель, возвеличивает ли кого-то, договаривается ли, убивает ли, приносит ли в жертву самого себя  - любой его поступок в конечном счете служит укреплению мощи асов. Разумеется, эту общую направленность необходимо учитывать при анализе ролей. Один, спящий с Гуннлёд, занимается этим не столько из похоти, сколько ради того, чтобы асы и люди обрели способность к творчеству и тем повысили обороноспособность. 

6.     Общий набор ролей по циклу  

В первом пункте нашего опросника предлагается выбрать участников на роли Одина, Тора и Локи «вообще», безотносительно конкретных мифологических ситуаций. Однако мифологический Один, каким он представляется по прочтении текстов мифов, не обязательно присутствует в мифодраматическом цикле и в социометрических выборах. У нас есть возможность уточнить характеристики «сквозных» персонажей для каждого участника, учитывая особенности ситуаций, в которых действует персонаж. В результате у нас получается индивидуальный, для личного пользования Один того или иного участника.

Раз уж я взял для примера Одина, посмотрим, как он действует в мифах, вошедших в мифодраматический цикл: 

·        в «Рождении миров» он убивает великана Имира и из частей его тела создает мир;
·        в «Жертвоприношениях Одина» приносит в жертву Мимиру глаз ради того, чтобы пить из источника мудрости;
·        там же пригвождает себя копьем к Мировому Древу и висит так 9 дней ради получения рун;
·        в мифодраме «Локи и волосы Сив» сначала раскрывает глаза Тору на измену его жены, затем выступает как арбитр, оценивая добытые Локи атрибуты могущества;
·        начинает войну с ванами;
·        добывает Мёд Поэзии у великанов;
·     увековечивает память о смертности асов после происшествия с похищением Идунн;
·        снаряжает своего сына в царство мертвых после смерти Бальдра;
·        возглавляет войско эйнхериев и погибает во время Последней Битвы.
 

Если бы все эти роли присутствовали у кого-либо одного из участников, то это и был бы Один. В действительности у разных участников присутствуют лишь некоторые из этих ролей, что дает нам портрет «одиничности» данного участника. Так, Одина, отправляющего Локи за сокровищами, приносящего жертвы и добывающего Мёд, но не участвующего в Рагнарёке, можно охарактеризовать как озабоченного накоплением ресурсов; Один, начинающий войну с ванами и похищающий Мёд, выглядит авантюристом, и т.д.

Такой же анализ проводится по ролям, представленным Тором и Локи, а также по мирам Иггдрасиля.

Общая картинка, полученная в результате анализа ролей по отдельным мифам и «сквозных» ролей, индивидуальна для каждого участника. Она позволяет понять, каким тебя видит группа в различных ситуациях; насколько соотносится твое собственное видение с внешней точкой зрения; какие роли у тебя развиты, а какие требуют развития; какие ресурсы тебе необходимы для разрешения внутренних конфликтов; на какую роль напроситься в следующей мифодраме или с каким запросом обратиться к психодраматисту; каков твой мифологический сценарий, - и многое другое.

Если предлагать группе социометрию после каждой мифодрамы (что я и собираюсь сделать на следующем цикле), а не после всего цикла в целом, то станет доступна еще одна драгоценная опция – возможность следить за динамикой собственных ролей.

Copyright Леонид Огороднов © 2017