5. Мифологический и психологический контекст цикла
Значение той или иной роли, ролевой пары или ролевого кластера определяется не только контекстом отдельного мифа, но и контекстом всего цикла в целом. Причем это утверждение остается верным даже в том случае, когда участники группы не знакомы с циклом в целом. Между некоторыми персонажами мифов (Один и Локи, Тор и Локи, Один и Тор, асы и великаны, асы и ваны и проч.) существуют устойчивые, иногда амбивалентные отношения, заданные самим мифологическим мироустройством.
Например, великаны в целом враждебно настроены по отношению к асам. Даже если в каком-то отдельном мифе великаны в чем-то с ними сотрудничают, опасность для асов остается. «Сверхзадачей» Одина остается сохранение существующего порядка любой ценой. Вне зависимости от того, выступает ли Один как предатель, возвеличивает ли кого-то, договаривается ли, убивает ли, приносит ли в жертву самого себя - любой его поступок в конечном счете служит укреплению мощи асов. Разумеется, эту общую направленность необходимо учитывать при анализе ролей. Один, спящий с Гуннлёд, занимается этим не столько из похоти, сколько ради того, чтобы асы и люди обрели способность к творчеству и тем повысили обороноспособность.
6. Общий набор ролей по циклу
В первом пункте нашего опросника предлагается выбрать участников на роли Одина, Тора и Локи «вообще», безотносительно конкретных мифологических ситуаций. Однако мифологический Один, каким он представляется по прочтении текстов мифов, не обязательно присутствует в мифодраматическом цикле и в социометрических выборах. У нас есть возможность уточнить характеристики «сквозных» персонажей для каждого участника, учитывая особенности ситуаций, в которых действует персонаж. В результате у нас получается индивидуальный, для личного пользования Один того или иного участника.
Раз уж я взял для примера Одина, посмотрим, как он действует в мифах, вошедших в мифодраматический цикл:
Если бы все эти роли присутствовали у кого-либо одного из участников, то это и был бы Один. В действительности у разных участников присутствуют лишь некоторые из этих ролей, что дает нам портрет «одиничности» данного участника. Так, Одина, отправляющего Локи за сокровищами, приносящего жертвы и добывающего Мёд, но не участвующего в Рагнарёке, можно охарактеризовать как озабоченного накоплением ресурсов; Один, начинающий войну с ванами и похищающий Мёд, выглядит авантюристом, и т.д.
Такой же анализ проводится по ролям, представленным Тором и Локи, а также по мирам Иггдрасиля.
Общая картинка, полученная в результате анализа ролей по отдельным мифам и «сквозных» ролей, индивидуальна для каждого участника. Она позволяет понять, каким тебя видит группа в различных ситуациях; насколько соотносится твое собственное видение с внешней точкой зрения; какие роли у тебя развиты, а какие требуют развития; какие ресурсы тебе необходимы для разрешения внутренних конфликтов; на какую роль напроситься в следующей мифодраме или с каким запросом обратиться к психодраматисту; каков твой мифологический сценарий, - и многое другое.