Мифодрама «Фауст и Маргарита, часть 2»
План мифодрамы
1. Молитва Гретхен (сцена в Соборе)
2. Спасение Гретхен (Фауст приходит в тюрьму, чтобы освободить Гретхен, ожидающую казни за убийство ребенка)
Впечатления ведущего
Самый
яркий для меня эпизод - сцена в Соборе - позволила мне прочувствовать суть
того, что известный психодраматист Грета Лейтц назвала "трансцендентными
ролями", в отличие от ролей соматических, психических и социальных.
Беременная Маргарита, оставленная Фаустом, пытается молиться. Церковный Хор
призывает ее к покаянию (спасибо группе за идею включить церковные песнопения).
Стоящий за спиной Злой дух перечисляет преступления Маргариты, усугубляя
чувство вины. У Гете эти два голоса сливаются для Маргариты в один, лишающий ее
возможности молиться. В мифодраме нам удалось их развести, в результате чего
возникла собственно трансцендентная роль кающейся Маргариты, одновременно
сознающей меру своей вины и уверенной в милости Божьей. Божья милость при этом
оказалась свободной от родительских проекций, приобрела истинный религиозный
смысл.
Во второй сцене - "в тюрьме", снова было ясно видно, как
трансцендентные роли Высшего Судьи и Кающейся Грешницы могут превращаться в
психические роли Карающего (или Прощающего) Родителя и Провинившегося Ребенка.
Вместе с тем, стал понятен и путь Маргариты. От безумия, вызванного чувством
вины и страхом смерти, она переходит к истинному раскаянию, приводящему ее к
спасению. "Холодность" Фауста и появление Мефистофеля исцеляют ее -
она становится способной отделить ответственность от вины, отдать Фаусту
фаустово, а Мефистофелю - мефистофелево. Благодаря этому у нее впервые в
трагедии появляется возможность принять самостоятельное решение (до этого за
нее решения принимали Фауст, Мефистофель, Марта, мать, брат, Злой Дух и проч).
Ее решение - остаться в тюрьме и принять казнь - по духу своему христианское.
Ее смерть перестает быть наказанием за преступление и становится мученичеством
(как у ранних христиан - они ведь тоже были преступниками с точки зрения
действующего римского законодательства). Вслед за этим она немедленно
провозглашается святой. (Вот, надо думать, удивились проснувшиеся стражники,
увидев взломанную тюрьму и оставшуюся в ней узницу). Проиграв варианты жизни
Маргариты в случае побега, мы убедились в его бессмысленности.
Возникшая в ходе действия тема абортов новостью для меня не стала - я
предполагал ее возникновение еще на пилотном проекте, но тогда не дал ей
развернуться.
Грета Лейтц о трансцендентных ролях
Трансцендентные
роли нельзя понять из внешних потребностей. В них человек совершает имманентно
присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир, являющемуся
предпосылкой всякой этики. Поэтому мы могли бы говорить также об «этических
ролях», а в религиозно-специфическом контексте — вместе со шведским психологом
Хьелмаром Сунденом — о «религиозных ролях».
***
В
более широком смысле трансцендентные роли — это те роли, в которых человек ...
возвышается над уровнем «человеческого, слишком человеческого» и, преодолевая
отчуждение, вступает в новую, осознанно-эмпатическую интеракцию с
надындивидуальным бытием, космосом.
Впечатления участников
Прошлое
занятие дало сильнейшие переживания в первой сцене – Гретхен в Храме. Не
вызвалась на роль из-за страха, точнее, из-за предполагаемых страданий героини.
Но все равно к ней – Гретхен – пришла.
Сильнейшее сопротивление Хору с его напоминанием о каре небесной, от этих слов
– только разрастающийся внутри страх. Тихое песнопение (когда вместо Хора
зазвучали записи церковных песнопений) вызывало надежду на спасение, прощение
Господа, его любовь. Через мою просьбу о прощении. Слово «прости» наполнилось
важным смыслом, пережилось как состояние.
***
1. Одна из Гретхен (сцена исповеди). В этой сцене чувства просто захлестнули,
началась истерика. Я поняла, что я себя так и не простила за сделанный аборт…А
после работы пришло успокоение, но остался гнев на мужа.
2. Фауст, уговаривающий Гретхен. Чувство вины за то, что она оказалась в
тюрьме, оно грузом висело на шее, но совершенно не было любви. Мне было ее
просто жаль, было желание, всего лишь.
***
В
конце «каяния» Маргариты мне захотелось самой быть Маргаритой, больше
импульсивно, я не знала, для чего мне это нужно. Но оказалось, я не хочу и не умею
просить прощение. Это оказалось важным открытием: можно просить, и тебе дадут.
И очень важно, что для меня Отец Небесный ассоциировался с моим реальным отцом,
они слились в какое-то единое понятие.
***
1. Будучи Хором испытывала благостное состояние, желание прощения для Греты.
Сопереживала ее тоске и раскаянию.
2. Мефистофель в тюрьме. Чувство досады, что Фауст пытается спасти Грету, эта
курица сама наворотила дел, а ты теперь ее вытаскивай. Пусть сама выпутывается
– или несет наказание, или принимает предложение о побеге, а то стоит и никак
не решится на действите. Сильное возмущение и желание, чтобы Фауст наконец-то
от нее отцепился со своим чувством вины.
***
Я
была одним из ангелов, поддерживающих Маргариту в молитве. В покаянной молитве
к Богу, когда нужно отринуть все окружающее и остаться наедине со своим
обращением к Нему. Я тогда вспомнила, как просила помощи у Бога, когда заболела
моя дочь, когда была очень маленькая. Я вернулась и узнала, что температура
резко упала, стало намного лучше. Молитва, мольба, - она всегда искренна, и
всегда приходит прощение и спасение. К Маргарите в тюрьме, когда она делает
главный выбор: не уходит с Фаустом, за спиной которого – противник Бога,
приходит спасение!
Социометрия ролей
Роли.
Марго 1.
Маргарита в Соборе. Мать и брат погибли, она беременна от Фауста, который в
бегах. Пытается молиться – не получается
Хор. Церковные гимны, призывают к покаянию.
Дух. Злой Дух, стоящий за спиной у Маргариты. Усугубляя чувство вины, не
дает покаяться.
Фауст. Фауст в сцене «Тюрьма», пытающийся спасти Маргариту.
Мефистофель. Сопровождает Фауста, активных действий не предпринимает.
Его появление утверждает Маргариту в решении принять казнь. Надеется на то, что
Маргарита «обречена на муки».
Марго 2. Маргарита, боящаяся смерти, готовая бежать с Фаустом
Марго 3. Маргарита, принимающая решение остаться в тюрьме и принять
казнь.
Голос. Голос свыше, возвещающей спасение Маргариты.
Итак, результаты (как и прежде, первая цифра – общее
число выборов, вторая – число первых выборов. Критическое значение - 4).
Егор. Злой
Дух (4;0)
Лариса. Злой Дух (5;4), Мефистофель (5;4)
Марина. Марго 1 (5;2), Хор (4;4), Голос свыше (4;2), Марго 2 (4;2),
Марго 3 (4;3)
Наташа 1. Марго 1 (4;3), Голос свыше (4;2), Марго 3 (4;2)
Света. Злой Дух (4;2), Фауст (4;3)
Наташа 2. Марго 1 (4;1)
Ольга. Злой Дух (4;0), Мефистофель (4;0)
Мифодрама «Фауст и Елена»
Впечатления ведущего
Важны также «проводники» - Гомункул, проводящий Фауста в мир греческих мифов,
Хирон, проводящий его к Аиду, и одежды Елены, позволяющие ему вернуться обратно
в мир Средневековья.
Всего планировалось 6 сцен: «Елена и Парис», «Фауст в беспамятстве», «Мир
греческих мифов», «У Аида», «Фауст, Елена и Евфорион» и «Возвращение Фауста».
На мой взгляд, самой энергичной была сцена с Аидом.
В целом, это была самая «мужская» драма в цикле. Фантомность Елены не позволила
участницам обойтись с ней так же, как с Гретхен – превратить ее в главного
персонажа драмы. Опыт вхождения в мужские переживания был небезболезненным, но
и небесполезным.
«Фауст» все больше и больше мне понятен (имею наглость в это верить). Если
раньше он изучал незнакомый ему чувственный мир, то теперь он получил
способность к творчеству, и начал творить.
Социометрия ролей
Участников мало, зато ролей - много:
Фауст 1. Фауст,
прикоснувшийся к фантому Елены, и впавший в беспамятство. Средневековье.
Гомункул. Существо, искусственно созданное учеником Фауста, Вагнером.
Служит Фаусту и Мефистофелю проводником в мир древнегреческих мифов. Его судьбе
будет посвящена отдельная мифодрама.
Хирон. Титан, кентавр, воспитатель многих героев, пожертвовавший своим
бессмертием ради свободы Прометея. В нашем случае - проводник Фауста ко входу в
царство Аида.
Фауст 2. Фауст, вызволяющий Елену у Аида.
Аид. Аид и есть. Волен отпустить или не отпустить Елену.
Фауст 3. Фауст, живущий с Еленой в любви и согласии в замке, созданном
чарами Мефистофеля. У них рождается сын - Эвфорион, с гибелью которого их союз
распадается, чары рушатся.
Елена. Елена Прекрасная, приз Парису за его выбор в пользу Афродиты. В
трагедии возникает в тот момент, когда Менелай возвращает ее обратно, и она не
знает, казнит он ее, или помилует. Искушаемая Форкиадой (Мефистофелем),
соглашается бежать в замок Фауста. Живет с ним, у них рождается Эвфорион. Когда
он гибнет, возвращается за нм в Аид.
Евфрион. Сын Елены и Фауста, гибель которого служит причиной их разрыва
и возвращения Фауста в мир Средневековья.
Фауст 4. Фауст, переживший все это, и вернувшийся в Средневековье.
Ролевые кластеры.
Те, которые я вижу на вскидку:
Фауст 1, 2, 3, 4.
Цельный Фауст данного мифа.
Фауст 1 - Гомункул. Тема введения Фауста в мир чувств, приведение его в
чувства.
Гомункул - Хирон. Группа "проводников".
Фауст 2 - Аид. Умение взаимодействовать с царством мертвых.
Фауст 3 - Елена. Любовь (но не влюбленность) и согласие.
Фауст 3 - Елена - Евфорион. Полная схема схождения - расхождения.
Фауст 4. В зависимости от того, с какими ролями сочетается - результат:
приобрел ли что-нибудь (и что), или нет.
Итак, результаты по персоналиям: (критическое значение - 3. В скобках - число первых выборов)
Аня. Фауст 2: 3(1); Елена: 4(3); Фауст 4(3). В дефиците - взаимоотношения Фауста и Елены. Есть способы добывания оной, есть способы выхода из отношений.
Оля. Гомункул: 3(0);
Хирон: 3(3); Фауст 2: 4(3); Фауст 3: 3(1); Евфорион 3(2).
Оба проводника есть.
В системах Фауст 2 - Аид - нет Аида. В системе "Фауст 3 - Елена -
Евфорион" нет Елены. Хорошо бы еще развить Фауста 4.
Света. Фауст 1: 4(3); Аид: 3(1); Елена: 3(1). Интерпретация - лично.
Лариса. Хирон: 3(2);
Аид: 4(4); Евфорион: 3(0). Интерпретация - лично.
Марина (барабаны): Фауст 1: 4(1); Фауст 2: 3(0); Фауст 3: 4(3);
Елена: 4(1); Фауст 4: 4(3).
Вот это - фантастика! Группа констатирует почти абсолютное попадание Марины в
миф (или миф - в Марину). Не хватает проводников "туда" и Эвфориона.
Проводник обратно, Елена, есть.
Мифодрама «Спасение Фауста»
План мифодрамы
1. Фауст обустраивает отвоеванное у моря пространство.
2. Губит стариков - Бавкиду и Филимона.
3. Встречается с Виной, Нуждой, Пороком и Заботой, последняя его ослепляет.
4. Лемуры под руководством Мефистофеля копают Фаусту могилу. Последний монолог и смерть Фауста.
5. Небесное воинство отвоевывает у Мефистофеля и чертей "бессмертную сущность" Фауста.
6. Спасение Фауста и Гретхен. Восхождение к "Высший круг".
Впечатления ведущего
По числу участников получалось провести мифодраму в три приема: сцены 1-3, затем 4-5, затем 6. Но не получилось.
У меня была еще до начала действия кандидатура на роль Фауста,
соответствующая групповой социометрии на прошлом занятии. Но после
утреннего круга изменил свое решение.
Группе отчаянно не хватало
мужчины на роль Фауста. Исполнительница роли сначала начисто не
понимала мотивов Фауста, спасать было некого. Не помогло даже то, что
мы вышли из пространства мифа и сделали психодраматическую виньетку.
Группа была в растерянности и не могла помочь дублированием. Я принял
решение для мифодрамы очень нетипичное - сам сыграл Фауста в сцене
ослепления Заботой и в сцене последнего монолога. Прием запрещенный, но
в данном случае это было полезно и для группы, и для меня лично. После
сцены смерти участница вернулась на роль Фауста, а я, соответственно,
на роль ведущего.
Сцену спора небесных и адовых сил я планировал
поставить как "стенка на стенку" - опять-таки не получилось, аргументы
мефистофелевской стороны явно были сильнее, у "божественной" стороны не
было слов, чтобы оправдать Фауста, сгубившего Маргариту. Дело пошло на
лад, когда я всю группу ввел сначала в роль чертей, а потом - в роль
небесного воинства.
Заключительную сцену я провел так же, как и
открывающий цикл "Пролог на небе" - читали текст Гете, без
импровизаций. Дамы рыдали, и сам был близок к тому, чтобы прослезиться.
По материалам всех драм как пилотного, так и настоящего цикла готовлю статью.
Впечатления участников
Я поняла, насколько мне самой легко обвинять и трудно оправдывать, особенно
себя. И когда меня выбрали на роль Гретхен, с ее важной миссией защиты, я была
в замешательстве. А после произнесения ее слов появилось щемящее чувство: меня
услышали, я могу его спасти. Потрясение и восторг, я не ожидала.
***
Впечатление от
драмы очень хорошее. Настроение в течение всего дня было ровное, спокойное,
даже умиротворенное.
Во время проигрывания роли «Заботы» в первый раз было некоторое смятение из-за
непонимания роли. Во второй раз было гораздо комфортнее.
Единственный дискомфорт, который все-таки присутствовал у меня на сегодняшней
драме – это борьба светлых и темных сил за душу Фауста. Пришло осознание того,
что трудно быть Богом… того, как я живу… и что будет с моей душой после смерти.
Во время мольбы за Фауста появилась вера – вера в то, что я буду спасена.
После драмы – чувство удовлетворенности.
***
Сначала процесс
шел очень трудно, инструкции ведущего вызывали чувство возмущения и злость.
Когда я поменялась ролями с морем, которое никак не могло разрушить преграду,
возникло чувство удивленя, почему я, море, такое большое и сильное, не могу ее
разрушить, хотя знаю, что могу. Будучи Фаустом, испытала сильное чувство
растерянности и непонимание, чего от меня хотят. Все ждала руководства ведущего
и злилась, когда он предоставил мне свободу действий.
Не поняла, как спор Бога с Мефистофелем напомнил спор мамы с соседкой (когда
написала эти строки, поняла: мама – Бог, соседка – Мефистофель, и Бог (мама) в
этом споре была неубедительна, и мне было ее жалко).
Лежа как умерший Фауст и слушая спор двух сторон, испытывала чувство твердой
уверенности, что меня Бог отстоит и не отдаст Мефистофелю. Но самое сильное
чувство – это чувство любви и благодарности, которое испытала в конце драмы ко
всем присутствующим.
***
Для меня
сегодняшняя мифодрама была о:
1. Утренний круг: откликались отзывы каждой участницы: отношения с мужчинами,
деньги, ремонт, дети (и для чего ребенок болеет). Сожалела, что не прошла этот
цикл вместе с группой.
2. Роли: Вина, Ангел.
_____________________
Центральная тема дня – выбор. Тоска от тщетности жизненных исканий Фауста: он
потерял радость и смысл жизни, после заключения договора всеми путями стал
добиваться желаемого, и когда все свершилось, он неожиданно столкнулся с тем,
что во внешнем и не нуждается уже (потеря зрения, любимых, плодов своих деяний
- все не существенно стало). Явная параллель с моими текущими жизненными
событиями - казалось бы, должно быть удовлетворение, воодушевление, счастье и
радость, а возникает чувство вины за то, что это не так и что не хочется делать
того, что ожидалось хотеть.
Весь день
любуюсь М. Раннее впечатление: девочка в обличье тетеньки – несуразность,
несоответствие, а теперь – потрясающе гармоничная, красивая, чувственная,
мудрая, любящая женщина.
Вина связывает
человека, вынуждает поступать вопреки своим желаниям, человек перестает быть
живым. Обвинение: Фауст загубил доверившуюся ему Гретхен, их новорожденного
ребенка; загубил пару стариков – в его жизни не было опыта таких глубоких,
близких отношений.
Вера Бога в
человека столь сильна, что он позволяет случиться разному (договор с
Мефистофелем), т.к. не сомневается, что живой человек (с Божьей искрой) будет
неустанно выбираться из тупиков по собственной воле, и таким образом осуществит
божественное, а не иное предназначение. То есть все, что происходит в жизни
человека, если честно признавать – все к лучшему, как бы больно это не
переживалось.
Порок, вина,
забота и нужда – важно и ценно следовать своим выборам, а не поддаваться
проискам этой четверки. Главным навигатором во всех выборах является Бог во
мне.
***
Сегодняшняя
драма – действо о любви. Сказка со счастливым финалом, притча, философское
исследование – все соединилось в этой драме. Шоковое убедительнейшее открытие
известных истин не только головой, но всем моим существом. Свет, тепло, тихая
радость.
***
Сначала
состояние было гнетущее. Нежелание Л. работать приводило в сонное состояние.
Энергии не было вообще. Потихоньку поднималось возмущение по поводу бездействия
и капризов Л.
Вторая часть была просто потрясающая.
1. предложение разделиться на 2 группы. Я сразу почувствовала – хочу на сторону
Бога. Если на первом занятии (заключение договора) мне туда не хотелось, то тут
это решение было однозначно.
2. Сцена спора о Фаусте. Слушала аргументы стороны Фауста и было ощущение
какой-то безысходности от услышанного. Долго искала возможность оправдаться!!!
Но потом я поняла, что не хочу оправдывать Фауста перед группой Мефистофеля.
Появилось твердое убеждение, что нам ничего не надо говорить. Появилась
внутренняя убежденность, что он будет наш. И тогда уже появились слова.
Результаты
социометрии
Роли
Фауст 1 – озеленяет и
застраивает отвоеванную у моря территорию
Забота – ослепляет Фауста
Фауст 2 – ослепленный, но не сдавшийся
Мефистофель – одураченный небесным воинством Мефистофель
Гретхен – просит за Фауста у Богоматери
Пресвятая Дева Мария – дарует спасение Гретхен и Фаусту
Фауст 3 – спасенный
Результаты
Эля: Фауст 1 (4;1)
Света: значимых выборов нет
Оля: Фауст 1 (4;2), Фауст 2 (5,1)
Лариса: Забота (4:1), Мефистофель (5;2)
Наташа: Забота (4;2)
Аня: Фауст 3 (4;3)
Марина: Фауст 1 (4:2), Фауст 2 (6;5), Гретхен (6;5), Богоматерь (6,6)