Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Понедельник, 21.08.2017, 09:39
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Глава 6.2


Возвращение Одином Меда Поэзии людям – это тот этап в развитии творческой спонтанности, который Морено называл способностью свободно перемещаться между миром фантазии и миром реальности.

Приведу пример все из той же книжки Корнея Чуковского: «Однажды в дачной местности под Ленинградом случилось такое событие: когда небо на закате было красным, подстрелили бешеного пса. С тех пор Майя, двух с половиною лет, всякий раз, когда видела красное вечернее небо, говорила с полным убеждением:

- Опять там бешеную собаку убили».

Для сознания «вана» причинно-следственная связь между убийством собаки и красным заревом на закате очевидна: «небо становится красным потому, что убили собаку».

«Квасир» выучил от асов, что «красный цвет неба на закате объясняется особым преломлением солнечных лучей, а собаку убили потому, что она опасна, и между этими двумя событиями нет связи», - и учит этому других.

«Цверг» чувствует, что между красным закатом и убитой собакой связь есть, но она  - не причинно-следственная, а ассоциативная, но объяснить разницу не может. Он уже способен использовать образ «кровавого заката» для изменения оптических законов и санитарных норм. При этом его не интересует судьба произведенных им изменений (оторванность продукта от создателя). Любая рациональная критика заставляет его каменеть, поскольку образы фантазии еще слишком склеены с образами реальности.

«Великана» как человека действия пугает изменение равновесия, оно опасно, пусть все остается как есть. Вывод: ««кровавый закат» существует, но действовать, исходя из его существования, опасно – попадешь в сумасшедший дом».

«Один» видит в небе и «кровавый закат» и «преломление лучей»; понимает  ассоциативную связь между ними по сходству и по смежности в пространстве и во времени; может свободно перемещаться между фантазией и реальностью (он свободен от страха безумия); умеет, благодаря свободе перемещений, преобразовывать реальность; знает, какое преобразование этого мира будет адекватным (он свободен от агрессии). 


Инсценизация мифа

Драматическая инсценизация мифа о Меде Поэзии не представляет сложности.

Необходимо обозначить пространство миров и их обитателей – асы а Асгарде, ваны – в Ванахейме, люди – в Мидгарде, карлы – в Свартальвхейме и великаны – в Ётунхейме. Затем выбираются исполнители  и начинается действие.

При заключении мира между асами и ваннами каждый подходит к чану, расположенному между мирами и что-то кладет в него, сопровождая свой дар пожеланием: «в знак мира я кладу сюда...затем, чтобы...».

Квасир принимает эти дары и отправляется в Мидгард проповедовать мудрость. Люди задают ему свои вопросы, он отвечает из роли. Затем он отправляется в Свартальвхейм, где карлы убивают его, мотивируя свои действия («Я убиваю тебя для того, чтобы... Я забираю у тебя...Я не хочу брать у тебя...»). Здесь необходимо спросить Квасира, как он относится к мотивации цвергов, чем и ради чего он жертвует (это необходимо для того, чтобы дистанцировать исполнителя от роли). Для того, чтобы не травмировать исполнителя роли, можно поставить стул так, чтобы «цверги» обращались к стулу в то время как «Квасир» слушал их, стоя за стулом.  После этого роль снимается и исполнитель отправляется играть любую другую роль – по выбору.

Цверги изготовляют Мед Поэзии, смешивая «кровь» и «мед» – можно сделать это так же, как асы и ванны создавали Квасира, можно физически смешать что-то (я обычно использую гранатовый сок). Директор спрашивает их о значении их действий, что они изготовляют, зачем им это нужно. Так же можно спросить асов и ванов об их отношении к действиям цвергов.

Дальше необходимо исследовать отношения цвергов и великанов. Сцену убийства великанов можно опустить, просто проговорив, что карлы убили двух великанов, и устроить переговоры о выкупе (при этом цверги, разумеется, должны находиться под угрозой смерти). Здесь необходимо подчеркнуть разницу в росте – например, поставить великанов на стулья. Великанов следует расспросить, зачем им нужен Мед Поэзии, как он компенсирует им смерть сородичей.

Одина перед тем, как он отправиться в путешествие, можно спросить о его целях. В самом путешествии имеют значение следующие сцены: работа батраком на Бауги, переговоры с Суттунгом, превращение в змею, любовные отношения с Гуннлед, превращение в орла и возвращение домой, и раздача Меда поэзии всем заинтересованным.

В конце действия можно провести социометрический опрос каждого из участников: «как тебе здесь? Куда хочется пойти, кем хочется быть?». Эту информацию можно потом использовать при обсуждении.

Основной трудностью при работе с группой или клиентом, не знакомыми со скандинавскими мифами, является введение участников в роль. Для решения этой задачи я рекомендую ведущему заранее приготовить краткий и внятный рассказ о каждой группе персонажей, раздать листочки с характеристиками, или устроить в каждой группе перед началом действия обсуждение на тему «Какие мы?».

Многочисленные убийства, описанные мифом, часто вызывают негативную реакцию группы. Один из способов избежать такой реакции я уже описал – убийство можно обставить как жертву – «что ты отдаешь, ради чего». Другой, очень красивый, но трудоемкий путь решения этой проблемы – проиграть убийство в формате playback-театра. Для этого требуется большое количество участников (не менее пяти в каждой группе) и очень разогретая группа. В этом случае исполнитель роли, персонажа которой «убивают» (Квасир, великаны, косцы), на время становится протагонистом и смотрит, что происходит на сцене. 

Терапевтическое применение мифа о Меде Поэзии.

Поскольку речь в мифе идет о центральных понятиях теории Морено – спонтанности и креативности, то область его применения очень широка. Фактически, любую проблему, с которой обращается клиент к терапевту, можно представить как патологию развития спонтанности, и решить с использованием этого мифа. (Другое дело, что некоторые вопросы проще решить с помощью других мифов и других персонажей).

В своей практике я применял мифодраму о Меде Поэзии при работе с патологией в сексуальной сфере (вагинизмом) и при сложностях в трудовой деятельности.

 

Если проводится цикл мифодрам на мотивы скандинавской мифологии, миф о Меде Поэзии имеет смысл инсценировать вслед за войной асов и ванов. После мифодрамы о происхождении и похищении Меда Поэзии логично провести

Тренинг спонтанности, основанный на скальдическом стихосложении

Как и в любом тренинге, в тренинге спонтанности, основанном на скандинавском стихосложении, есть теоретическая и практическая часть. Как и в любом тренинге, необходимо, чтобы они были соразмерны друг другу по времени.

Обучение скандинавскому стихосложению нужно проводить по частям, отрабатывая значимые элементы. После объяснений ведущим отдельного элемента группа разбивается на двойки или тройки и отрабатывает его. После каждого упражнения рекомендуется проводить короткое обсуждение того, с какими трудностями встретились участники при его выполнении.

Ниже приводятся необходимые теоретические сведения и даются инструкции к упражнениям. Обязательными элементами скальдического стихосложения являются: размер, аллитерация, внутренняя рифма и простой кеннинг. Составной кеннинг и особенности синтаксиса являются вспомогательными, орнаментальными деталями, которые при разработке тренинга можно опустить.

Как сочинять скальдические стихи

(при составлении правил сочинения скальдических стихов использована статья О.А. Смирницкой «О поэзии скальдов в «Круге Земном» и ее переводе на русский язык»).

В отличие от привычной нам поэзии, скальдический стих призван не донести смысл до слушателя, а затемнить его. Сочинение вис и их понимание превращалось в своеобразную игру. Сочиненное по всем правилам стихотворение напоминает ребус с точки зрения смысла, и в то же время обладает удивительным «магическим» звучанием. Затемнение смысла достигалось с помощью употребления кеннингов и благодаря особому синтаксису предложения. Уникальное звучание скандинавскому стихотворению придает размер, а также аллитерации и внутренняя рифма.

1. Размер (обязательный элемент). Скальдический стих состоит из вис. Виса – это строфа в поэзии скальдов, может быть самостоятельной или частью длинного произведения. Виса состоит из 8 строк, разбитых на четыре двустишия. Самый распространенный размер называется дротткветт («дружинный размер»), в каждой его строке по шесть слогов, из которых три несут метрическое ударение. Как правило, первый слог в строке ударный, а последний всегда безударный (жирным курсивом выделены ударные слоги):

Ужас множа, велий
Полк ты вёл по Фьону…

В отличие от исландского, например, языка, где ударение всегда падает на первый слог, в русском языке не всегда просто подобрать подходящее слово с ударением на первом слоге. Желательно, чтобы строка начиналась с ударного слога, но если это не получается, ничего страшного. А вот заканчиваться строка обязательно должна безударным слогом.

Упражнение. Инструкция. Разбейтесь на пары (или тройки), придумайте тему для общения и попробуйте пообщаться, используя размер скальдического стиха. Примечание. В зависимости от цели группы, ведущий может задать тему для общения. Если позволяет формат группы, можно предложить участникам прогуляться по улице и комментировать происходящие события. Время упражнения – 20 минут.

2. Аллитерация  и внутренняя рифма (обязательные элементы).  Аллитерации и внутренние рифмы – это воспроизводимые в каждом двустишии звуковые повторы.

Аллитерацией в скальдическом стихе называется созвучие предударных согласных. По законам скальдического стихосложения в нечетных строках должны аллитерировать два слога, а в четном один:

Трёндов было втрое
В бранном поле боле,
Но мы в буре битвы
Били их, рубили.
Смерть владыка смелый,
Молод принял Олав.
Мне от Нанны ниток
Несть из Руси вести.

нутренняя рифма скальдов – то есть созвучие гласных - не имеет ничего общего со знакомой нам конечной рифмой, она  не уподобляет строку строке, а скрепляет строку изнутри:

Трёндов было втрое
В бранном поле боле,
Но мы в буре битвы
Били их, рубили.
Смерть владыка смелый,
Молод принял Олав.
Мне от Нанны ниток
Несть из Руси вести.

Упражнение. Инструкция. В парах или тройках пообщайтесь на выбранную вами тему, стараясь использовать аллитерации и внутренние рифмы. Примечание. Желательно каждое следующее упражнение выполнять с новыми партнерами. Время – 30 минут.

3. Кеннинги (обязательный элемент) - особым образом построенные перифразы, служащие для иносказательного обозначения ключевых понятий. Кеннинг представляет собой заменитель существительного обычной речи, состоящий как минимум из двух слов. Первое слово называется «основой», а второе – «определением». Любимым примером всех авторов, пишущих о кеннингах, является кеннинг корабля «конь моря». В нем «основой» является слово «конь». Конь сам по себе не похож на корабль, но имеет с ним общие функции – оба представляют собой транспортное средство. «Определением» является «море», это слово как бы возвращает кеннинг в изначальную сферу. Для дальнейшего объяснения того, как образуется кеннинг, процитирую О.А. Смирницкую:

«Кеннинг «конь моря» (корабль) может рассматриваться как начальное звено в бесконечной цепочке преобразований. В нем могут быть заменены оба компонента. Ближайшим источником для замен служат, конечно, все синонимы коня и моря. Иначе говоря, любое из слов ряда «лошадь, скакун, жеребенок, рысак, одёр» и т. п. сочетается с любым из слов ряда «океан, пучина, глубь, зыбь, хлябь» и т. п. Но это дает хотя и очень большое, но все-таки конечное число сочетаний. <...> Вместо слова «конь» в наш исходный кеннинг можно подставить название любого (впрочем, как правило, только крупного) животного, а также название любого транспортного средства, включая и «лыжи». Хейти моря, в свою очередь, могут быть заменены любыми словами, обозначающими водную поверхность, влагу и т. п. получившийся в результате таких замен кеннинг «лыжи жижи» равноправен исходному кеннингу «конь моря», т. е. не содержит дополнительных стилистических оттенков и не претендует на то, чтобы поражать смелостью образа. Самое важное в нем — это его новизна, не нарушающая, однако, трафаретности внутренней формы.

Подобным же образом кеннинг женщины типа «береза нарядов» может быть преобразован в такие кеннинги, как «колода полотенец» или «подставка драгоценностей», лишь бы составляющие их основу существительные принадлежали женскому роду, т. е. формально не противоречили обозначению женщины (напротив, кеннинги с основой типа «шест, столб, дуб, пень» и т. п. широко употребительны в качестве обозначений мужчины)».    

Помимо описанных О.А.Смирницкой способов составления кеннингов, существуют способы менее трафаретные, а именно – апеллирующие к мифологическим или историческим событиям. Примером могут служить кеннинг поэзии «кровь Квасира» или кеннинг золота «помол Меньи». Для их понимания нужно знание соответствующих мифов. В ситуации тренинга или терапевтической группы таким образом составляемые кеннинги могут апеллировать к известным всем участникам событиям.

Конкретное лицо, по рекомендациям Снорри Стурлуссона, может быть обозначено по его «родству, имуществу, которым он владеет или по его деяниям» Под деяниями понимаются вообще обстоятельства жизни. К примеру, В.И. Ленина по родству можно обозначить как «мужа Крупской», по имуществу – как «обитателя мавзолея», а по деяниям – как «жертву Каплан». Обозначение таким образом участников группы можно выделить в отдельное упражнение.

Кеннинги бывают простые и составные. Составные кеннинги (дополнительный элемент) получаются путем «разворачивания» простых: например, «дуб битвы» - это воин, но «битва» - это «буря Одина», соответственно, «воин» - это «дуб бури Одина». Самый длинный из известных составных кеннингов состоит из семи простых: «метатель огня вьюги ведьмы луны коня корабельных сараев», где «конь корабельных сараев» — это корабль, «луна корабля» — щит, «ведьма щита» — копье, «вьюга копий» — битва, «огонь битвы» — меч, «метатель меча» — воин. Длина кеннинга, естественно, ограничена поэтическим размером висы.

Упражнение. Инструкция. В парах потренируйтесь в составлении кеннингов. Один из вас предлагает существительное, второй составляет кеннинг, обозначающий это существительное. Если возникнут затруднения, обращайтесь к ведущему. Примечание. Кеннинг – важнейшая составляющая как скальдической поэзии, так и тренинга (в принципе, это упражнение можно выполнять вне тренинга, например, для разогрева группы). Поэтому в ходе выполнения упражнения рекомендуется контролировать, насколько точно участники поняли, что такое кеннинг.

Для того чтобы упростить упражнение, можно заранее раздать двойкам (или тройкам) листочки со словами, к которым должны быть составлены кеннинги. В этом случае упражнение становится групповым. После завершения упражнения можно попросить участников озвучить наиболее яркие, с их точки зрения, кеннинги. Время – 30-40 минут.

4. Синтаксис (дополнительные элементы).

Скальдический синтаксис выполняет орнаментальную функцию, затемняя смысл стиха. «Например, дружинник конунга Харальда Сурового сообщает: «Как видно, мы причинили ущерб Свейну. Я был в конце ночи в окрестностях города. Из домов рвалось высокое пламя». Но в скальдической висе, из которой взяты эти фразы, каждая из них превращена как бы в отдельную прядь, которая сплетена с другими такими же прядями в целостный рисунок: «Как видно, мы причинили Свейну — я был в конце ночи — рвалось высокое пламя из домов — ущерб — в окрестностях города».

Для того, чтобы спрятать смысл таким образом, существуют два приема: перенос и тмесис.

Перенос состоит в том, что слова, тесно связанные друг с другом, разрываются границей строки:

Нам невзгод, покуда
Семьдесят
из пенных
Волн взлетает палиц
Смоленых
не минуть.

Тесис — это семантически не мотивированное разъединение одного предложения другим предложением или его частью. В первом случае говорят о вставных предложениях:

Восемьдесят — сеял
Смерть в Серкланде недруг
Красных перстней
— в играх
Ратных взял он градов.

Во втором случае возникает переплетение предложений в узком смысле слова:

Не солгать мне, властный

Зарится — и ярлу

Меньше слуг — на место

Вождя — угождает.
 
Упражнение. Инструкция. В парах или тройках придумайте длинное повествовательное предложение, затем «поиграйте» с ним, используя правила скальдического синтаксиса. Примечание. Для упрощения упражнения предложения можно заранее раздать участникам.   Время – 15-20 минут.

Описанные упражнения необходимы для того, чтобы участники тренинга овладели приемами скальдического стихосложения.  Дальнейшее развитие тренинга зависит от его целей, фантазии ведущего и участников. Ниже я предлагаю несколько игровых действий, каждое из которых можно дополнять, упрощать или усложнять.

 Инсценизация вис (понимание скальдической поэзии). Эту технику мы с К. В. Щуровой впервые провели для служащих шведской фирмы, абсолютно не знакомых ни со скандинавскими мифами, ни со скальдической поэзией.   

Техника. Группа делится на две малые группы. Ведущий раздает каждой из групп стихи известных скальдов, состоящие из трех вис.  Каждой группе дается  30 минут на то, чтобы понять смысл стихотворения и придумать, как они будут его инсценировать. Затем один из участников группы А медленно читает висы, остальная группа их показывает. Задача группы Б – объяснить, что они услышали и увидели. Затем показывает группа Б, пытается понять – группа А.

Следует напомнить участникам, что инсценировать кеннинг можно как по смыслу, так и по форме. Можно показать как корабль, так и, например, коня в море.

«Поединок» скальдов. Слово поединок взято в кавычки потому что техника выполняется в группах, а не один на один.

Соревнования скальдов были распространенным явлением в скандинавских странах. Как правило, судьей в таких соревнованиях являлся конунг (правитель), который оценивал висы и одаривал победителя. Иногда даром за хорошо сочиненную вису была жизнь скальда (например, «Выкуп головы» Эгиля Скалагримссона).

В примечаниях М.И. Стеблин-Каменского к висам Харальда Сурового есть описание поединка трех скальдов:

В «Гнилой коже» (одной из исландских «королевских саг») рассказывается: «Одним летом, когда король Харальд плыл со своей дружиной вдоль берега, они увидели перед собой человека на лодке, который удил рыбу. Король был в веселом настроении и сказал рыбаку, когда корабль проплывал мимо него: “He можешь ли ты сочинить что-нибудь?” “Не могу, государь”, — сказал тот. “Нет, — сказал король, — сочини-ка мне что-нибудь!” Тот сказал: “Тогда вам придется сочинить мне в ответ”. “Идет!” — сказал король». Тут рыбак (его звали Торгильс) сочинил свою 1-ю вису, в которой он говорит, что теперь он ловит рыбу, но когда-то сражался. Харальд отвечает ему своей 1-й висой, в которой вспоминает свои недавние и давнишние битвы, и велит скальду Тьодольву, который сопровождает его, тоже сочинить вису, и тот сочиняет свою 1-ю вису, в которой говорит о том же, но король находит, что в висе Тьодольва есть неправильная рифма. Тьодольв говорит, что пусть тот, кто может, сочиняет лучше. Тогда Торгильс сочиняет свою 2-ю вису, в которой говорит, что получил подарок от короля, а также о его прошлых битвах, и король сочиняет свою 2-ю вису, а Торгильс отвечает ему своей 3-й висой.

Кто победил, неизвестно. При участии в соревновании конунга надо думать, что победил сам конунг, тем более, что из всех этих вис сохранились только две висы самого Харальда:

1 Копья княжьи в сече
Крепко дали данам
Стойким в тыл, и сталась
Та вражда недавно.
Было прежде: буйно
Я бился на чужбине.
Меч, сражая мощно
Мавров, пел мой вдавне.

 

2 С суши в сини зыби
Я сам тогда подался,
В ширь втыкая шеки,
Шли суда недавно.
В пенном поле Гюмира
Плыл я карой к англам,
И ходила дыбом
Вода. То было вдавне.

Техника. Две или более групп скальдов сочиняют и декламируют висы. Независимые эксперты оценивают их по критериям: соблюдение размера; наличие и правильность употребления кеннингов; наличие и правильность аллитераций и внутренних рифм; дополнительные баллы начисляются за использование скальдического синтаксиса.  Раздача слонов, если есть такая возможность.

Варианты техники.

1.Декламацию можно сопровождать инсценизацией.

2. Ведущий может задать тему, на которую сочиняются висы. Обычно висы прославляли конунга (драпы, хвалебные висы) или унижали его врагов (ниды, хулительные висы).

Примечания. Тему следует выбирать с учетом аудитории. К примеру, в корпоративных тренингах можно воспевать компанию, ее символы и проч. В терапевтической группе тема должна быть связана с групповой динамикой. В целом, желательно, чтобы темы, используемые в этой технике, были нейтральными. Ведущему нужно помнить, в частности, что хулительные висы использовались как магическое средство для того, чтобы повредить тому, о ком они были написаны.

Магические висы. В отличие от предыдущей техники, здесь обязательно присутствует тема, на которую сочиняются стихи, и эта тема не нейтральна. Задача здесь – нанести вред сопернику. Висы такого рода являются заклинанием, способным либо усилить боевую мощь соратников, либо ослабить или уничтожить соперника.

Приведу два примера использования вис в магических целях. Первый пример – из исландской «Саги о Гисли». Гисли сражается с Скегги, обладателем меча «Пламя Битвы», дело происходит на острове Сакс:

Они входят в круг и сражаются, и каждый сам держит перед собою щит. У Скегги был меч по прозванию Пламя Битвы, он нанес им удар и попал в щит Гисли. Меч громко зазвенел. Тогда Скегги сказал:

— Пламя Битвы поет,
То-то потеха на Саксе!

Гисли нанес ответный удар секирой, и отсек край щита и ногу Скегги, и сказал:

— Рьяно огонь раны
Рубит ныне Скегги.

Скегги не стал больше биться и с той поры всегда ходил на деревянной ноге. Торкель же поехал домой со своим братом Гисли, и теперь они живут по-родственному, и все находят, что эта битва очень увеличила славу Гисли.

Второй пример – из «Пряди о Торлейве-ярловом скальде». Торлейв явился ярлу Хакону мстить за нанесенное ему оскорбление. Под видом нищего он пробрался на пир к Хакону и предлагает ему выслушать хвалебную песнь в его честь.  

Тут старик начинает свою песнь и рассказывает ее до середины, и ярлу кажется, что его восхваляют в каждой висе, а еще замечает он, что там упоминаются также подвиги Эйрика, его сына. Но по мере того, как рассказывается песнь, с ярлом начинает твориться неладное: во всем теле у него, а более всего в заду возникает такая сильная чесотка и зуд, что мочи нет терпеть. Зуд этот был так силен, что ярл велел расчесывать себя гребнями, где можно, а чтобы чесать там, где так было не достать, приказал взять мешковину, завязать на ней три узла и чтобы два человека протаскивали ее у него между ног.

Тогда ярл сделался весьма недоволен хвалебной песнью и сказал:

— Ты что же это, проклятый старик, не можешь лучше рассказывать?! Сдается мне, что стихи эти скорее можно назвать хулительными, чем хвалебными. Или исправляй их, или получай за них по заслугам!

Старик обещал исправиться и тут начал говорить висы, которые называются Туманные Висы и стоят в середине Ярлова Нида. Вот их начало:

Стала мгла к востоку,
Снег и град к закату.
От добра разграблена
Реет дым на бреги.

Как только старик произнес Туманные Висы, в палате стало темно. А когда сделалось совсем темно, он опять принялся за Ярлов Нид, и когда он сказал последнюю треть песни, все оружие, какое только было в палате, пришло вдруг в движение без чьей-либо помощи, и оттого было там перебито множество народу. Тут ярл упал без чувств, а старик исчез: двери были закрыты, да засовы не задвинуты. Когда песнь кончилась, мгла рассеялась, и в палате стало светло. Ярл пришел в себя и увидал, что не прошел для него нид бесследно — выпала у него вся борода, а еще волосы по одну сторону пробора, и так никогда больше не отросли. По приказанию ярла палату очистили и вынесли мертвых. Догадывается он теперь, что старик этот, верно, был Торлейв и никто другой, и что так решил он с ним расквитаться за потерю людей своих и добра. Ярл лежит после этого больной всю зиму и большую часть лета.

Техника. Две группы скальдов сочиняют висы, которые должны нанести вред противнику. Затем каждая из групп сочиняет висы, которые должны нейтрализовать действие магии. Победитель выявляется экспертами по тем же критериям, что и в технике «Поединок скальдов».

Примечания. Темы для вис могут касаться здоровья соперника, его удачи, материального благополучия и проч. В психотерапевтической группе темы должны соответствовать групповой динамике.

Если экспертом является ведущий, я настойчиво рекомендую ему признать «ничью».

 Завершающее, общее действие. -->


Copyright Леонид Огороднов © 2017