Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Четверг, 25.04.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Огороднов Л.М. Якоб Леви Морено (статья в "Википедию" - ч.2)


назад

Философия и теория психотерапии Морено

Психодрама как психотерапевтический метод неразрывно связана с философскими воззрениями Морено. Сам Морено видел конечной задачей психодрамы Встречу с Богом и называл ее «экспериментальной теологией».

Морено считал, что божественный акт Творения не закончен, что сила (Бог), которая когда-то создала вселенную, космос, продолжает действовать и сейчас. Человек – носитель Искры Божьей, энергии, которая не может быть накоплена и она проявляется только «здесь и сейчас», в действии. Эту энергию Морено называл спонтанностью.

В процессе со-творения, и только в нем, может осуществиться Встреча человека с Богом. В сборнике «приглашение к Встрече» есть текст «Речь о Встрече», отрывок из которого приведен в книге Г. Лейтц. Он представляет собой диалог человека и Бога. Человек спрашивает, почему Господь все еще не пришел к нему. Бог отвечает, что он знает всех людей на земле и спешит к ним, Он – в пути. Но на этом пути от одного человека к другому существуют разломы, трещины, из-за которых Он вынужден останавливаться и вникать в положение вещей. И какова бы ни была причина задержки (перечисляются «темы»: «Возникновение святости», «Как исцелить любимого», «Беспорядок в деревне», «Возникновение нищеты»), человек не готов идти навстречу Ему. Чтобы Встреча с Богом состоялась, сначала человек должен встретиться с собой, затем – с теми, кто живет с ним под одной крышей, затем – с теми, кто живет с ним в одной общине, в одной стране. Только тогда возможна Встреча с Богом:

Чтобы со мною встретиться, ты должен пройти свой путь с самого начала, начать его там, откуда ты вышел, с себя; и если ты соответствовал себе - с тех, с кем ты живешь; и если ты соответствовал им - с соседей по дому; а если ты соответствовал им, то можешь продолжить свое странствие, от места к месту, не слишком быстро, не слишком медленно, так, как получится. Под впечатлением этой встречи человек приходит к выводу: «Если я довольствуюсь тем, чтобы соответствовать людям, с которыми живу в одной квартире, и если возникает конфликт, я вступаю в борьбу, не отступаю в борьбе, выстаиваю в борьбе до конца, значит, я себе соответствовал. У меня была встреча с собою, а после того, как стал полностью себе соответствовать, покинул себя и встретился с соседями по дому. А после того, как стал полностью им соответствоватъ, я покинул их и встретился с жителями моей деревни, А после того, как стал полностью им соответствовать, я покинул их, и странствовал с места на место, и соответствовал всем, кто встречался на пути ко всем… Если же я соответствовал всем положениям и тем, кого встречал я, и тем, кого встречали они, и так до бесконечности, тогда во встрече с тобою нет больше трещины, нет разлома, нет зла, нет досады, нет неловкости, нет несовершенства. Тогда встреча является завершенного тогда встреча не задерживает меня, как задерживают течение то рифы, то изгибы, то песчаные отмели на реке. Тогда я быстро следую вперед. Тогда я без остановок, быстрее всех следую до места, где вы живете, и к себе; который только во встрече с вами ощущает свое совершенство…Нет ничего, что помешало бы мне встретиться, мое чувство исцелено, узел развязан, встреча завершена

Вот как Грета Лейтц поясняет поэтический текст Морено:

Практический психотерапевтический подход в психодраме основывается на заключенной в методе возможности многоуровнего общения:

1.     На возможности встречи с самим собой.

2.     На возможности встречи с «Ты» в рамках реального жизненного сообщества, то есть in situ или, как мы еще увидим, в «полуреальности» психодрамы.

3.     На возможности встречи членами малой группы или иных, возможно, более крупных групп, например этнических, в их социометрическом переплетении с естественными жизненными группами in situ или изображенных на сцене; а также на возможности встречи с членами психодраматической группы в ситуации «здесь и теперь».

4.     На возможности встречи с миром как в социальном, так и в космическом значении.

Отсюда становится понятным и естественным шокирующее, если оно взято в отрыве от контекста, утверждение Морено о том, что «подлинно терапевтический метод не может иметь своим объектом меньшее, чем человечество». Психодрама в этом случае становится средством придти к самому себе, а групповая психотерапия и социометрия – способом встретиться с Другими:

…модель Божественной вселенной стала планом, онтологическим руководством, по которому я разрабатывал социометрию — представление об обществе, в котором реализуется наша глубинная Самость…


Философские концепции спонтанности как со-творчества и Встречи реализуются у Морено в социометрии, а так же в теории спонтанности и теории ролей.

Теория спонтанности

Согласно Морено, развитие человека невозможно описать ни биологической, ни социальной его обусловленностью. Для того чтобы описать развитее человека необходимо учитывать спонтанность (s-фактор). Операциональное определение спонтанности, данное Морено, звучит так:

спонтанность — это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия

Проявления спонтанности могут быть как конструктивными, так и деструктивными. Спонтанность – это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное проявление – к психозу. «Формирующую субстанцию» для конструктивного проявления спонтанности Морено назвал креативностью.

Если спонтанность дает толчок к действию, а креативность придает ему конструктивную форму, то результатом этого процесса являются культурные консервы. Культурным консервом является, например, опубликованная книга, записанное нотами музыкальное произведение и проч. В случае психотерапии культурным консервом является полученный в результате психотерапевтического процесса новый способ поведения, мышления и чувствования. Морено относился к культурным консервам отрицательно, видя в них препятствие к творчеству, однако признавал их необходимость:

В состоящей из одной только спонтанности и креативности вселенной Создатель так бы и остался навсегда только Создателем, не наполнив вселенную, как мы знаем, телами и существами. Если бы Бог — Создатель, Тао, Брахман, высшая ценность, как бы мы ни называли принцип первопричины, — решил не создавать «консервов», то универсальный процесс протекал бы иначе: как креативность без мира

Спонтанность – креативность – культурные консервы представляют собой цикл творчества. Консервы можно «расконсервировать», приложив к ним новый творческий импульс, и тогда цикл повторяется, приводя к появлению новых консервов.

Морено описал три типа проявления спонтанности в человеческом общении: перенос, вчувствование (эмпатия) и теле.

Под переносом Морено, вслед за Фрейдом, понимал перенесение собственных чувств и представлений на партнера по общению. В результате партнер предстает как объект бессознательных представлений, а само общение не соответствует реальности.

Вчувствование – это способ общения, предполагающий способность на время отказаться от своего видения партнера, объективно воспринимать исходящую от него информацию и проникнуться его эмоциональным состояние. Эмпатия представляет собой более здоровый, чем перенос способ взаимодействия с людьми, однако и тут партнер по общению остается пассивным объектом восприятия. Эмпатия

не способна дать удовлетворительного объяснения процессам внутри социальной конфигурации или двусторонним переживаниям в психодраматической ситуации

Истинная Встреча между двумя и более людьми, встреча, объединяющая «Я» и «Ты» в «Мы», возможна только в том случае, если все партнеры являются активными субъектами общения. Такой способ общения Морено назвал теле. Теле – это соотнесенное с реальностью восприятие и вытекающее из него отношение двух (или нескольких) человек. Общение, основанное на теле, характеризуется креативностью. В его основе лежит взаимное принятие роли:

Прогулка вдвоем: глаза в глаза,
уста в уста,
и если ты рядом, хочется мне
вырвать глаза твои из впадин
и вставить их вместо моих,
а ты вырвешь мои
и вставишь их вместо своих,
тогда буду я глядеть на тебя твоими,
а ты взглянешь на меня моими
глазами

Теле-отношения – это не обязательно «отношения в любви», как часто их понимают. Учитывающая реальность конкуренция с сопутствующими ей враждебными чувствами между партнерами так же может быть основана на теле.

Именно теле-отношения являются истинным предметом изучения социометрии и предметом взаимодействия в групповой психотерапии

Групповая психотерапия

Идея групповой психотерапии естественно вытекает из философии Встречи. Если встретиться с Богом (обрести свою спонтанность) человек может, только встретившись с другими людьми, то очевидно, что психотерапия (как способ Встречи) в группе более эффективна, чем психотерапия один на один. Эта форма работы, широко распространенная сегодня, в начале прошлого века была революционной. Задачей групповой психотерапии является создание психотерапевтического сообщества, или преобразование существующего сообщества с его формальной иерархией, в психотерапевтическое, основанное на теле-отношениях. Эту задачу можно решить, используя психодраму, основанную на социометрии.

Социометрия

Психодрама, с которой традиционно связывают имя Морено, не существует сама по себе, как набор техник. Любая техника является психодраматической тогда и только тогда, если ее исполнитель мыслит в рамках философии и психотерапевтической триады Морено. В психотерапевтическую триаду, помимо психодрамы, входят социометрия и групповая психотерапия. Вне этих рамок даже обмен ролями перестает быть психодраматической техникой, а непсиходраматические техники, внесенные в этот контекст, напротив, становятся драматическими. Основу «психодраматического мышления» составляет социометрия.

Социометрия – это способ измерения межличностных отношений, призванный обнаружить глубинную, основанную на теле-отношениях структуру группы, в отличие от формальной ее структуры.

Если в комнату входят, скажем, десять незнакомых между собой человек, то каждый из них, осознанно или неосознанно, формирует свое впечатление об окружающих, делает свои выборы. Эти выборы основываются на силах притяжения – отталкивания: Маша с Васей в разведку бы не пошла, но с удовольствием провела бы вечер, а вот с Петей будет скучно в ресторане, но для разведки он вполне годен.

В данном случае «разведка» и «поход в ресторан» - это критерии выбора. Критерии притяжения или отталкивания зависят от индивидуального опыта человека, их количество у каждого человека огоромно, если не бесконечно.

В классической социометрии мы сначала в действии разогреваем группу, чтобы выявить наиболее значимые для нее критерии in situ, а уж потом просим участников группы сделать свой выбор. В результате мы получаем социометрическую картинку «притяжений» и «отталкиваний» по данному критерию для данной группы – социограмму. В психотерапевтической группе, где каждый участник обозначает свой выбор, кладя руку на плечо тому человеку, кого он выбрал, социограмма становится очень наглядной и является психотерапевтическим инструментом сама по себе.

То, какие именно критерии задаются или выявляются в группе, зависит от задач, стоящих перед социометристом. Например, в начале группы, когда у участников повышен уровень тревоги, вполне уместно задать такие критерии как «кто в этой группе больше других похож на тебя» или «кому бы ты доверил поливать цветы в твоей квартире в свое отсутствие». Таким образом, в зависимости от своих целей, социометрист структурирует океан выборов, уже существующих у каждого участника.

Следует помнить, что мотивация и семантика у каждого своя, и понимать критерии люди могут по-разному. Предположим, мы в группе подростков задали критерий «с кем бы вы хотели сидеть за одной партой», и получили взаимный положительный выбор Маши и Вани. Казалось бы, можно смело сажать их за одну парту, но можно и уточнить, чем они привлекают друг друга. И тогда может оказаться, что Ване Маша нравится как девушка, ему приятно сидеть с ней вместе, а Маша выбрала Ваню потому, что он сдержанный, и не будет мешать ей прилежно заниматься. В приведенном примере выбор Маши и Вани основан не на теле-отношениях, а на переносе, Встречи не происходит. В книге «Кто выживет» Морено приводит несколько правил, необходимых для того, чтобы социометрия состоялась.

Правило разогрева или активной продуктивности. Для того чтобы социометрия состоялась, участники группы должны быть активны, то есть любой социометрии должен предшествовать разогрев. Направление разогрева, выявляющего социометрический критерий, значимый для группы, должно соответствовать внутренней склонности участников группы. Иначе они потеряют спонтанность, Встреча не состоится.

Правило "совместного действия" исследователя с группой Для того, чтобы результаты социометрии обнаруживали глубинную, а не формальную структуру группы, экспериментатор должен быть частью группы.

Правило общего участия в действии Каждый участник вовлечен в действие таким образом, что он проводит свой собственный эксперимент, и в равной степени с исследователем отвечает за координацию всех экспериментов, происходящих в группе.

Социограмма, полученная в результате грамотно проведенной социометрии, становится материалом для психодрамы. Результаты психодрамы, в свою очередь, оцениваются социометрически.

Психодрама

В буквальном переводе с греческого это слово означает «действие души», и ключевое слово здесь – «действие». В отличие от существовавших к началу 20-х годов методов психотерапии, психодрама не была «разговорным» жанром. Проблема пациента, который в психодраме называется протагонистом, то есть актером, играющим главную роль, решалась с помощью разыгрывания ее на психодраматической сцене.

О техниках психодрамы можно узнать, прочитав соответствующую статью. Здесь важно подчеркнуть, что в рамках психотерапевтической триады Морено психодрама является способом снять блоки спонтанности, препятствующие осуществлению Встречи.

--Леонид Огороднов 14:18, 28 марта 2009 (UTC)

Библиография (издания на русском языке)

Книги Я. Л. Морено

  • Морено, Дж. Театр спонтанности / Пер. с англ., авт. вступ. ст. Б. И. Хасан. — Красноярск : Фонд ментального здоровья, 1993.
  • Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М. : Академический Проект, 2001.
  • Морено, Я. Л. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. - М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001.

Литература о Я. Л. Морено

  • Гриншпун, И. Б. Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии XX столетия : Дис. … канд. психол. наук : 19.00.01. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2002.
  • Марино, Р. Ф. История Доктора : Д. Л. Морено — создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии / Пер. с англ. М. И. Завалова. - М. : Класс, 2001.

Литература по психодраме

  • Айхингер А., Холл В. Психодрама в детской групповой терапии. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003. - 256 с.
  • Айхингер А., Холл В. Детская психодрама в индивидуальной и семейной психотерапии в детском саду и школе: Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005. - 336 с.
  • Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму / Пер. с нем.- М.: Класс, 1997.- 144 с.
  • Блатнер Г. А. Психодрама, ролевая игра, методы действия: в 2-х ч.- Пермь, 1993.- Ч. 1.- 88 с.; Ч. 2.- 107 с.
  • Келлерман П. Ф. Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов / Пер. с англ. - М.: Класс, 1998. - 240 с.
  • Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с англ. - М.: Класс, 1993. - 222 с.
  • "Играть по-русски". Психодрама в России: истории, смыслы, символы / Сост. Е. В. Лопухина, Е. Л. Михайлова. - М.: Класс, 2003. - 320 с.
  • Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено: Пер с нем. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - 352 с. (2-е издание: М.: "Когито-Центр", 2007. - 380 с.)
  • Михайлова Е. Л. "Я у себя одна", или Веретено Василисы. - М.: Класс, 2003. - 320 с.
  • Монодрама: Исцеляющая встреча. От психодрамы к индивидуальной терапии // Под ред. Б. Эрлахер-Фаркас, К. Йорда. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2004. - 292 с.
  • Психодрама: вдохновение и техника / Под ред. П. Холмса, М. Карп. Пер. с англ. - М.: Класс, 1997. - 288 с.
  • Холмс П. Внутренний мир снаружи. Теория объектных отношений и психодрама / Пер. с англ. - М.: Класс, 1999. - 288 с.
  • Шутценбергер А. А. Психодрама / Пер. с франц. - М.: Психотерапия, 2007. - 448 с.

См. также

Ссылки


Copyright Леонид Огороднов © 2024