Глава 2, часть 3. Творение (1)
Структура
скандинавского мироустройства не совпадает в Старшей и Младшей Эддах.
Поскольку действие мифов в предлагаемом мифодраматическом цикле
разворачивается в девяти мирах скандинавской мифологии, то в этой части
я опишу создание этих миров, хотя такое описание немного нарушает
хронологию событий.
Например,
великанша Хель является дочерью Локи, и вводить ее в действие было бы
логичнее после знакомства участников с этим богом, однако великаны у
нас уже существуют и поэтому участники без труда воспринимают
низвержение Хель а преисподнюю. Структуру Иггдрасиля, соответствующую
скандинавскому бестиарию, и корни Иггдрасиля я опишу в главе о
жертвоприношениях Одина.
Содержание (по сценам)
1. Сыновья Бора создают землю, океан, небо и время.
2. Создание Мидгарда и людей.
3. Создание Ётунхейма.
4. Создание Асгарда.
5. Создание Хель.
6. Создание Свартальвхейма и Альвхейма.
Психологическая интерпретация
«Сказал
тогда Ганглери: "За что же принялись тогда сыновья Бора, если они были,
как ты думаешь, богами?". Высокий сказал: "Есть тут о чем поведать. Они
взяли Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны и сделали из него
землю, а из крови его - море и все воды. Сама земля была сделана из
плоти его, горы же из костей, валуны и камни - из передних и коренных
его зубов и осколков костей". Тогда молвил Равновысокий: "Из крови, что
вытекла из ран его, сделали они океан и заключили в него землю. И
окружил океан всю землю кольцом, и кажется людям, что беспределен тот
океан и нельзя его переплыть". Тогда молвил Третий: "Взяли они и череп
его и сделали небосвод. И укрепили его над землей, загнув кверху ее
четыре угла, а под каждый угол посадили по карлику. Их прозывают так:
Восточный, Западный, Северный и Южный. Потом они взяли сверкающие
искры, что летали кругом, вырвавшись из Муспелльсхейма, и прикрепили их
в середину неба Мировой Бездны, дабы они освещали небо и землю. Они
дали место всякой искорке: одни укрепили на небе, другие же пустили
летать в поднебесье, но и этим назначили свое место и уготовили пути. И
говорят в старинных преданиях, что с той поры и ведется счет дням и
годам».
Итак, боги, как и следовало ожидать, начинают творение мира с создания и
упорядочения тверди и неба. Мировая бездна снова заполнена, но теперь
это не инеистый великан, а структурированное пространство. Различение
неба и земли предполагает вертикальное различие «верха» и «низа», а
карлики символизируют горизонтальное направление – стороны света. Это –
пространственная арена, на которой будет происходить действие. Вслед за тем боги создают время. Теперь необходимо ввести на арену первых действующих лиц:
«Тогда
сказал Ганглери: "Слышу я о великих деяниях. На диво огромна эта работа
и выполнена искусно. Как же была устроена земля?". Тогда отвечает
Высокий: "Она снаружи округлая, а кругом нее лежит глубокий океан. По
берегам океана они отвели земли великанам, а весь мир в глубине суши
оградили стеною для защиты от великанов. Для этой стены они взяли веки
великана Имира и назвали крепость Мидгард... Вслед за тем они построили
себе град в середине мира и назвали его Асгард».
Перед
нам одно из описаний скандинавского мироустройства устройства мира, его
горизонтальная проекция, которую можно представить как ряд
концентрических кругов. В центре его находится город богов, Асгард;
вокруг него – Мидгард, который в дальнейшем будет заселен людьми; далее
– Утгард (буквально, «то, что за оградой»), земля великанов, отделенная от Мидгарда стеной, сделанной из век Имира; вокруг всей земной тверди простирается океан.
По
мнению Мелетинского, «Оппозиция Мидгард/Утгард есть несомненно
реализация элементарного семантического противопоставления "своего" и
"чужого", а в неявной форме также упорядоченного и неупорядоченного (в
терминах К.Леви-Строса - "культуры" и "природы"), города и пустыни
(аналогично: дом/лес), центра и периферии, близкого и далекого. Так как
в "горизонтальной" модели небо практически земле не
противопоставляется, то жилище богов Асгард топологически неотделимо от
Мидгарда; Асгард и Мидгард в повествованиях обычно фигурируют
альтернативно». С этой точкой зрения нельзя не согласиться,
горизонтальная схема строения мира фигурирует в нескольких мифах,
описывающих противостояние Асгарда (Мидгарда) и Утгарда, самым ярким из
которых мне кажется миф о путешествии Тора и Локи в Утгард.
Противопоставление
«свой - чужой» является базовым не только для антропологии, но и для
социальной психологии, и в этом качестве может быть использован в
психотерапии. Кроме того, схема Асгард (Мидгард) – Утгард - Океан
идеально соответствует психоаналитическим схемам (сознание –
предсознательное – бессознательное, сознание – личное бессознательное -
коллективное бессознательное) и может в этом качестве быть использована
психотерапевтом, считающим психоаналитические схемы эвристичными.
Психотерапевт, симпатизирующий теории Морено, может использовать эту
схему для построения социального атома клиента.
В
более близкой мне вертикальной системе Мидгард действительно является
«Срединной землей», Асгард находится наверху, на небе, а Утгард,
который в этом случае называется Ётунхеймом, «Страной великанов» - на
востоке от Мидгарда (глава1). Именно таким образом и строится схема
миров в мифодрамах.
Итак, Мидгард построен, защищен от великанов, но еще не заселен: «Шли сыновья Бора
берегом моря и увидали два дерева. Взяли они те деревья и сделали из
них людей. Первый дал им жизнь и душу, второй-разум и движенье,
третий-облик, речь, слух и зрение. Дали они им одежду и имена: мужчину
нарекли Ясенем, а женщину Ивой. И от них-то пошел род людской,
поселенный богами в стенах Мидгарда». Таким
образом, Один дал людям жизнь и душу, Вили – разум и движение, Вё –
облик, речь, слух и зрение. В «Старшей Эдде» это событие описано
несколько иначе:
И трое пришло
из этого рода
асов благих
и могучих к морю,
бессильных увидели
на берегу
Аска и Эмблу,
судьбы не имевших.
Они не дышали,
в них не было духа,
румянца на лицах,
тепла и голоса;
дал Один дыханье,
а Хёнир - дух,
а Лодур - тепло
и лицам румянец.
Участие Вили
и Вё в скандинавском цикле ограничивается созданием мира и людей. В
дальнейшем они единственный раз появляются в мифах как «злые братья» из
сказки – они соблазняют жену Одина Фригг и узурпируют его трон. В дарах
детей Бора просматривается некоторая конкретизация признаков живого:
жизнь и душа – наиболее общие признаки, о разуме и движении можно
сказать, что они отличают животное от растения, третью группу подарков
можно считать коммуникативными свойствами, присущими собственно
человеку.
Символически
одухотворение «людей» означает, с моей точки зрения, период, когда
клиент начинает придавать значение вещам которые раньше казались ему
бессмысленными, получает контроль и начинает использовать
силы, которые раньше были ему неподконтрольны. Сказочный аналог,
приходящий в голову – папа Карло, заполняющий пустоту своей жизни с
помощью Буратино.
Троица
Один, Хёнир, Лодур (Локи) появляется в мифах чаще и поэтому они более
живые, более детально прописанные персонажи, однако в контексте
творения миров предпочтительнее использование уже существующих Вили и
Вё.
Теперь,
когда Одину есть кем править, он окончательно приобретает статус
верховного бога, строит себе жилище и обзаводится многочисленным
потомством: «Есть в Асгарде место Хлидскьяльв.
Когда Один восседал там на престоле, видел он все миры и все дела
людские, и была ему ведома суть всего видимого. Имя жены его - Фригг,
дочь Фьёргвина, и от них родились все те, кого мы зовем родом асов и
кто населяет древний Асгард и ему дочерью и женою. От нее родился его
старший сын, это Аса-Тор. Дана ему великая сила и мощь. Потому побеждает он все живущее».
А вот описание времяпрепровождения асов на заре цивилизации: «Тогда
спросил Ганглери: "Что предпринял Всеотец, когда строился Асгард?".
Высокий отвечает: "Сначала он собрал правителей мира, чтобы решить с
ними судьбу людей и рассудить, как построить город. Было это в поле,
что зовется Идавёлль, в середине города. Первым их делом было
воздвигнуть святилище с двенадцатью тронами и престолом для Всеотца.
Нет на земле дома больше и лучше построенного. Все там внутри и снаружи
как из чистого золота. Люди называют тот дом Чертогом Радости. Сделали
они и другой чертог. Это святилище богинь, столь же прекрасное, люди
называют его Вингольв. Следом построили они дом, в котором поставили
кузнечный горн, а в придачу сделали молот, щипцы, наковальню и
остальные орудия. Тогда они начали делать вещи из руды, из камня и из
дерева. И так много ковали они той руды, что зовется золотом, что вся
утварь и все убранство были у них золотые, и назывался тот век золотым,
пока он не был испорчен женами, явившимися из Ётунхейма». Здесь
мы уже видим переход от создания природы к созданию культуры. Золотой
век асов знаменует передышку, наступающую вслед за такими пассионарными
событиями как убийство Имира, разделение неба и земли и создание
человека.
В
психотерапевтическом процессе золотой век может символизировать собой
«застой», с которым часто встречаются практикующие психологи в случае
длительного лечения клиента. Собственно, если контракт был заключен на
решение какой-то конкретной проблемы, то психотерапия заканчивается на
создании пространства и его заселении, поскольку контракт выполнен.
Первоначальная боль, с которой пришел клиент, утихла, в руках клиента
есть инструменты, с помощью которых он может совладать с подобными
ситуациями в будущем и клиент склонен заняться «хозяйственным
обустройством» чертогов своего внутреннего мира.
Если
же контракт заключен на «личностное развитие», то самые загадочными и
интересными фигурами здесь становятся три великанши, кладущие конец
безмятежному существованию асов. Нигде более в мифах о них не упоминается.
Некоторые исследователи (например, Петрухин) отождествляют их с
богинями судьбы норнами (подробнее о роли норн я расскажу при описании
Иггдрасиля). Если принять эту точку зрения, то пришествие норн (и конец
золотого века) означает осознание конечности времени, принятие судьбы и
долга. Такая метаморфоза приводит к переходу от модели времени
«золотого века», в которой время равно вечности и которая свойственна
ребенку, к более зрелой модели, в которой настоящее отделено от
прошлого и будущего.
|