Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Воскресенье, 19.11.2017, 07:56
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Библиодрамы "Каин и Авель" и "Ной (Потоп)" - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Мифодрама » Цикл по Ветхому Завету (библиодрама) » Библиодрамы "Каин и Авель" и "Ной (Потоп)" (Материалы к мифодрамам, впечатления ведущего и участников)
Библиодрамы "Каин и Авель" и "Ной (Потоп)"
LogosДата: Пятница, 05.03.2010, 16:54 | Сообщение # 1
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Состоятся 20 и 21 марта

"Каин и Авель"
Текст книги Бытия

"Ной"
Текст книги Бытия

 
LogosДата: Пятница, 05.03.2010, 16:59 | Сообщение # 2
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Генеалогическое древо допотопного человечества

 
LogosДата: Вторник, 16.03.2010, 15:12 | Сообщение # 3
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Сыны Божьи и дочери человеческие.

Одно из самых темных мест в книге Бытия относится к мифодраме о потопе:

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. 3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. 4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Множество толкований этого места можно свести к двум. Согласно первому, речь идет о каинитах (потомках Каина) и сифитах (Потомках Сифа), их смешении. В этом случае в роли "сыновей Божьих" выступают мужчины-сифиты, дочери человеческие - женщины-каинитки. Объяснение того, кто такие "исполины" весьма сомнительно. Толкования этого рода придерживается Александр Лопухин (читать здесь). В левой части меню выбираем "Бытие", затем, наверху, - главу 6).

Альтернативное толкование предполагает, что исполины родились от ангелов и человеческих женщин. Подробности можно найти в апокрифической "Книге Еноха".

На группе 21 марта мы будем выбирать предпочитаемое толкование.

 
LogosДата: Четверг, 25.03.2010, 18:41 | Сообщение # 4
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Впечатления участников. Аня

День 1. Роль Евы.
Мне очень понравилось быть в роли Евы, очень позитивный образ. Понравилось быть покорной женщиной. Адам четко выполнял роль мужчины, надежного мужчины. Я хорошо прочувствовала, какой может быть женщина, и какой она должна быть.

День 2-ой. Ной – мать его так . biggrin
Крайне неприятная для меня роль. Я совершенно не ожидала, что мне придется объяснять миссию своим детям. И потом я начала просто оправдываться, что заставила их просто поверить мне, что заставила их (против их воли) жить в построенном ковчеге. Я не находила слов, чтобы ответить на все задаваемые вопросы.
Дальше у меня возник внутренний конфликт, я перестала доверять Богу. Во всех его действиях я видела противоречие (то создам людей, то истреблю их; то устрою потоп, то пожалею об этом). Многое придется переосмыслить! Но одно могу сказать точно! Очень неприятный осадок от второго дня!
Евой быть лучше! Возможно, даже проще. Может быть, от того, что тогда я не брала ответственность на себя. А во второй день ее стало на порядок больше. Гармония, блин. Противовес нашелся… biggrin
Есть о чем подумать. Спасибо!

 
LogosДата: Четверг, 25.03.2010, 18:42 | Сообщение # 5
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Впечатления участников. Лена
Самое яркое впечатление – это была роль «Бога», в которой я обрела ресурс любви и радости. И это был ответ на тот запрос, с которым я пришла на мифодраму. В роли Исполина я аналогию с собой и осознала свое внутреннее состояние. Работа в группе дает возможность увидеть и осознать те темы, которые одному прорабатывать сложно. Благодарю участников группы и ведущего за совместную работу над моим клиентским запросом.
 
LogosДата: Четверг, 25.03.2010, 18:43 | Сообщение # 6
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Впечатления участников. Оля

1 день. Роль Адама.
Трудно сначала было создать образ Адама (мужчины, каким я его видела). Потом решила, что буду тем, что изнутри просится. Очень понравилось. Особенно впечатлила сцена «познания» Адамом Евы. Необыкновенное и мало узнаваемое состояние гармонии мужского и женского.
Затем пошли ассоциации со своей жизнью. Первый сын Адама и Евы, Каин, был ими рожден от акта «познания», который был осуществлен ими впервые. Первый сын первых в истории родителей. И было ощущение, что что-то не так, как хотелось бы – то же, что я всегда чувствовала в отношении старшего сына. Я не знала, что такое «быть матерью», я просто ею была. А вот рождение второго сына было запланированным. И это было совсем другое, хотя и старший был долгожданным. По отношению к младшему была готовность дать любовь, а в отношении старшего, как я поняла на мифодраме, у меня не совсем получилось поделиться той любовью, в которой я тогда, казалось, просто купалась.
2 день. Роль Ангела, который нарушил границу между тем миром и этим. Поняла, что нарушение границ приводит к хаосу, грехопадению. Так и нарушение границ внутри семьи приводит к ссорам, скандалам и непониманию друг друга.
Очень сильно впечатление от сцены с ноевым ковчегом.

 
LogosДата: Четверг, 25.03.2010, 19:03 | Сообщение # 7
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Результаты социометрии к мифодраме "Каин и Авель".

Роли:

Адам, Ева – изгнаны из рая, обустраиваются в новой для них обстановке.
Каин 1 – земледелец.
Авель – скотовод.
Каин 2 – приносит дар Господу, дар отвергнут.
Господь 1 – предупреждает Каина об опасности поддаться своим чувствам.
Каин 3 - убивает брата своего, Авеля.
Господь 2 – проклинает Каина.
Каин 4 – скиталец.

Результаты:

 
LogosДата: Четверг, 25.03.2010, 19:41 | Сообщение # 8
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Патриархи

Моими и Аниными (спасибо, Аня!) трудами преобразовали библейский текст с родословием патриархов от Адама до Ноя в удобную диаграмму.

Год потопа - 1656. Обратите внимание, что Адама не застал только Ной - так что семья была большая.

 
LogosДата: Воскресенье, 28.03.2010, 01:05 | Сообщение # 9
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Впечатления участников. Эля.

День 1. Роли.
Каин: судьба Каина предопределена первородством, из-за которого определен род занятий (земледелие дает быстрые плоды), исходя из выдвинутой в процессе мифодрамы версии, о том, что Господь ждал в жертву мясо с кровью (с душой), у Каина изначально не было шансов порадовать Господа своим даром. За Каином только оставался выбор господствовать над грехом или поддаться его влечению. Таким образом Каину была уготована судьба первого грешника на земле, первого убийцы.
В роли Каина мне убивать Авеля не хотелось.

Роль Нищеты в психодраме: интересно было оказаться в роли оборотной стороны.

День 2. Роли.
Обольщенная (без любви) Ангелом Дочь Человеческая, мать Исполина. Купилась на прекрасный облик и обещание магического могущества , материнское тщеславие (обещание, что дети будут необыкновенные).
Жена Сима (старшего сына Ноя) в сцене с Ковчегом. Легко и радостно жить, следуя наставлениям мужа, тем самым исполняя заповедь божию (муж господствует над женою после изгнания из Рая). Это возможно при взаимном доверии и ответственном отношении к своей части общего дела. В этом - истинное партнерство, то уникальное что возникает в любящем союзе. Сочувствие Ною, чьи проповеди на протяжении 100 лет не доходили до сердец даже собственных сыновей.
Я видела последствия наводнения, случившегося на Сахалине в 80-х гг вода поднялась более чем на полтора метра, ворота от бабушкиного забора по переулкам вынесло на центральную Сахалинскую улицу областного центра, все поросята утонули. Перед мощью стихии человек бессилен. Последствия такого переживания могут быть самыми разными. Радуга после дождя - как нерушимый и вечный завет Бога.
В драме отождествляла во многом себя с протагонистом и при этом играла роль антогониста. Темы границ, ассертивного поведения, противостояния манипуляциям, выборов в свою пользу очень важны сегодня.

 
LogosДата: Воскресенье, 28.03.2010, 19:54 | Сообщение # 10
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Впечатления ведущего. Мифодрама «Каин и Авель»

Задумывалось:

Разогрев на ситуацию неопределенности.

Сцены

1. Адам «познает» Еву. Рождение Каина и Авеля. Скульптура: Господь (стул), Адам, Ева, Каин (земля), Авель (овцы). Вопросы к персонажам: чего ждет Господь.
2. Принесение жертвы. «Я отдаю это тебе, Господи, в знак…»
3. Переживания Каина – интрапсихическая мифодрама. Заканчивается обращением Господа: «У дверей грех лежит, но ты властвуй над ним».
4. Убийство. Что Каин сказал Авелю? Похороны. Отношение родителей (первое горе).
5. Следствие: «Где Авель, брат твой?» - «Разве я сторож брату моему?»
6. Суд. Отлучение от земли. Что за знак дает Господь Каину?
7. Построение города. Потомство (расстановка): Енох, Ирад, Михиаэль, Мафусал, Ламех (+ Ада = Иавал (пастух), Иувал (музыкант); + Цилла= Тувалкаин (кузнец), Ноема.

Разогрев придумывался долго, но толком так и не придумался. По задумке, он должен был отражать ситуацию неопределенности, в которую попали первые люди после изгнания из рая – им предстояло опираться на собственное, только что обретенное нравственное чувство, без подсказок со стороны Господа. Поэтому роль Господа исполнял стул и диалога с ним, как на предыдущих мифодрамах, не было, персонажи не могли обратиться к Нему с прямым вопросом, о Его намерениях им приходилось догадываться.

Первая сцена – Адам, Ева, Земля, потом – Каин и Авель. Роль Земли я ввел потому, что она часто поминается в соответствующей главе и имеет непосредственное отношение к персонажам: Адам создан из земли; Каин – земледелец, проклятие ему состоит в том, что земля не будет больше давать ему сил, ему нет места; наконец, смерть – это возвращение в землю. Связь Каина с землей ярко проявилась и в мифодраме.

Психологическую ситуацию персонажей до начала мифодрамы я видел так:

Адам. Создан Богом из земли; имеет опыт непосредственного общения с Богом; поддался искушению со стороны Евы и изгнан из рая – знает, что смертен, но не имеет опыта смерти, вынужден трудиться. Умеет «распознавать добро и зло».

Ева. Создана Богом из ребра Адама, имеет опыт непосредственного общения с Ним. Поддалась искушению со стороны Змея, изгнана из рая. Наказание состоит в муках деторождения (опыта пока нет) и подчиненном положении относительно мужчины. Умеет «распознавать добро и зло».

Каин. Первенец Адама и Евы, не имеет непосредственного опыта общения с Богом, не знает, для чего предназначен. Земледелец, привязан к земле, к определенному месту.

Авель. Второй ребенок в семье. Не имеет непосредственного опыта общения с Богом, не знает, для чего предназначен. Скотовод, не привязан к месту.

Важно, что множество происходящих событий случаются с человеком впервые. Это первый секс, первые роды, первый опыт родительско-детских отношений, первый опыт братских отношений, первое преступление, первая смерть, первое горе. У людей нет соответствующей модели поведения и спросить им не у кого, остается полагаться на собственную спонтанность (богоподобие) и свежеобретенную способность распознавать добро и зло. (Так, в Коране, Каин, не знающий, что делать с телом Авеля, учится хоронить покойников у орла).

Мифодраматические Адам и Ева, как и библейские, в первую очередь озаботились налаживанием быта. (О приключениях ветхозаветных прародителей можно почитать в апокрифическом «Житии Адама и Евы»: http://apokrif.fullweb.ru/apocryph2/adam_eva_slav.shtml ). Мифодраматический Адам рьяно взялся строить дом и добывать пищу, пользуясь подсказками земли.

Сцена «познания» (не секса, именно познания!) Адамом Евы, выглядела очень трогательно. А вот цели родителей были меркантильными - они собирались завести себе кормильца. Секс и деторождение были, таким образом, разведены. Адам, помогавший Еве в родах, приняв Каина, так и оставил его при себе. У меня создалось впечатление, что мать, а затем и отца Каину («папиному сыну», в общем-то) заменила Земля (я не уверен, хотелось бы услышать впечатления участников). Попытки объяснить ребенку, что такое Бог, не увенчались успехом, Каин стал отдаляться от родителей, уходя в земледелие, в которое вкладывал всю свою творческую энергию.

Авель, рожденный, как было озвучено, чтобы компенсировать родительский «неуспех» с Каином, напротив, сразу после рождения «прилепился» к родительскому дому и к матери, что прояаилось и в пространственном его расположении в сцене. Отношения между братьями изначально были именно что братскими.

Когда пришло время дара Богу, проявилось различие в отношении братьев к Нему. Отношение Каина изначально было богоборческим. Он сомневался в существовании Бога и в необходимости принесения жертвы. На случай, если Бог все же существует, Каин хотел продемонстрировать ему свои успехи в цветоводстве – у Тебя, дескать, в райском саду таких цветов нет. Авель так же не был уверен в существовании Бога, но приносил свою жертву со страхом, свидетельствующим о готовности принять Бога.

После «призрения» дара Авеля наступило время для самого интересного – внутренней драмы Каина: как вызревало убийство, что сказал Каин Авелю, когда они были в поле наедине. Каждый участник группы побывал в роли Каина. Участник, который играл Каина изначально, дал такую картину: «Я убедился в том, что Бог существует. При этом Он не принимает моих ценностей, но принимает ценности Авеля. Если Авеля меня не будет, он либо примет мои ценности, либо не будет больше проявлять себя». Убийство Каина в этом случае было явлением «системным», личной зависти или ненависти к Авелю у Каина не было, убивать его не хотелось, было только чувство вины.

Мотивы остальных участников разнились. В трех случаях основным мотивом было устранение соперника, в одном – это было «убийство по неосторожности» - хотелось сделать Авелю больно, но не знал, что он умрет.

Наказание Каину исходило как от Бога, так и от родителей. Адам заявил, что Каин заслуживает смерти, но ограничился изгнанием. Ева выразила несогласие, но противиться воле мужа не стала. (По Авелю родители как-то не очень горевали). Замещающий Авеля Сиф автоматически вытеснил Каина – ему в этой системе (родительской семье) не осталось места. Отлучение от Земли было действительно страшным наказанием – Каин лишался возможности найти спасение в творчестве. Знамение, полученное от Господа, по мнению участников, выражалось в каком-то телесном уродстве.

Драма завершилась расстановкой каинитского рода (см. второй пост в этой теме). Вернее, задумывалась расстановка, но в виду малого числа участников пришлось ограничиться групповым походом по поколениям. С каждым поколением каиниты все дальше удалялись от Бога, что сопровождалось нарастанием ощущения тяжести. Последовавшая на следующий день расстановка колен сифовых обнаружила очень интересное различие – время каинитов оказалось линейным, время сифитов – циклическим, организованным вокруг фигуры Бога.

 
LogosДата: Вторник, 30.03.2010, 01:49 | Сообщение # 11
Подполковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 124
Статус: Offline
Мифодрама «Ной». Впечатления ведущего

Задумывалось:

Сцены:

I. Бог раскаивается в создании людей.

Потомки Сифа – патриархи. Расстановка.
«Сыны Божьи» и «Дочери человеческие» - либо по Еноху, либо по «человечески».
Если Ангелы: ограничение века до 120 лет, «ибо они плоть». Рождение исполинов.
Если каиниты и сифиты, то конфликт родов. Каиниты: мы можем сами, «в семьдесят раз всемеро».
Решение Господа – социодрама. Части: Скорбь, Гнев.

II. Ной. Ковчег

Избрание Ноя. «Ходил пред Богом».
Построение ковчега.
Потоп.

III. Завет с Ноем

«Не истреблю».
Радуга как знамение.

Людей было еще меньше, чем в предыдущий день, что на время выбило меня из колеи – если накануне я был к этому готов, то теперь все случилось неожиданно. Была мысль отменить мифодраму, но не придумал, куда ее перенести. И слава Богу!
Как уже говорилось, сифиты – не то, что каиниты, их поколения выстраивались по спирали вокруг Господа. Дальше был выбор между двумя возможностями – либо поставить конфликт между сифитами и каинитами, либо воспользоваться апокрифом. Группа выбрала книгу Еноха с ее падшими ангелами.
По сути развращения человечества, как мне кажется, разницы не было бы, если бы группа выбрала вариант конфликта потомков Сифа и Каина. Впрочем, об этом теперь можно только гадать. Сцена искушения «дочерей человеческих» плавно перешла в психодраму, лейтмотивом которой стало нарушение границ.
Ковчег меня впечатлил как участника (на это время я сложил обязанности ведущего и стал одним из сыновей Ноя - Хамом). Чувство неуверенности в завтрашнем дне сменилось раздражением, связанным с Ноем; потом была безысходность, а потом – облегчение, когда ковчег пристал к берегу. Утратив веру в Ноя, я ощутил собственную связь с Богом.
Сцена с радугой родилась спонтанно (я заранее знал, что она будет, но у меня не было идей о том, как ее провести). Радуга действительно стала символом обновления. Как-то никогда не задумывался, что радуга ведь появляется во время дождя, когда одновременно светит солнце. Господь как бы успокаивает – «это – не потоп». Совсем другая символика, чем в скандинавике, например.

 
Форум » Мифодрама » Цикл по Ветхому Завету (библиодрама) » Библиодрамы "Каин и Авель" и "Ной (Потоп)" (Материалы к мифодрамам, впечатления ведущего и участников)
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright Леонид Огороднов © 2017