Мифодрама - Глава 9.4

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск





Четверг, 23.03.2017, 19:24
Приветствую Вас Гость | RSS
МИФОДРАМА
сайт Леонида Огороднова
Главная | Регистрация | Вход
Глава 9.4


 


Возрождение мира

Возрождение мира - это важнейшая сцена в мифодраме, однако ее описание и интерпретация будут вынужденно краткими. Дело в том, что группа и каждый из ее участников должны сами наполнить ее смыслом. Мифологическая канва выглядит следующим образом:

Поднимется из моря земля, зеленая и прекрасная. Поля, незасеянные, покроются всходами. Живы Видар и Вали, ибо не погубили их море и пламя Сурта. Они селятся на Идавёлль-поле, где прежде был Асгард. Туда приходят и сыновья Тора - Моди и Магни и приносят с собою молот Мьёлльнир. Вскоре возвращаются из Хель Бальдр с Хёдом. Все садятся, рядом и ведут разговор, вспоминая свои тайны и беседуя о минувших событиях, о Мировом Змее и о Фенрире Волке. Находят они в траве золотые тавлеи, которыми владели асы.  

Более тщательное расследование позволяет предположить, что в Рагнарек выживают: Бальдр, Хед, Нанна, Вали, Видар, Ньерд, Фрейя, Форсети, Моди, Магни, Труд. Ньерд и Фрейя возвращаются в Ванахейм - договор ванов и асов аннулирован в связи с гибелью последних. Остальным богам (новому поколению богов) предстоит строить свой мир, который по определению будет отличаться от старого. Что касается людей:

А в роще Ходдмимир от пламени Сурта укрылись два человека - Лив и Ливтрасир.  Утренняя роса служит им едою. И от них-то пойдет столь великое потомство, что заселит оно весь мир

Имя женщины - Лив - означает "Жизнь", имя мужчины - Ливтрасир - "Пышущий жизнью". Для людей важнейшее отличие нового мироустройства от старого состоит в том, что они больше не являются креатурой богов, новое поколение богов не имеет отношения к их созданию. Людям и богам предстоит теперь выстраивать новую систему взаимоотношений.

Подытожим сказанное.

  1. Два события - гибель Бальдра и заточение Локи - необратимо нарушают равновесие мира, приводя его к ситуации, в которой необходимы изменения.
  2. В сложившейся революционной ситуации находятся две силы - обитатели Хель и великаны, выступающие против асов.
  3. В ходе кровопролитных боев погибает правящая верхушка, и огненный великан Сурт уничтожает весь мир.
  4. Власть в свои руки берет новое поколение богов, люди также возрождаются.

Психологическая интерпретация этих событий, в которых я вижу описание развития кризиса и выхода из него,  выглядит так.

  1. Из жизни уходит ощущение  радости, перспективы.
  2. Внутренний критик указывает на противоречивость убеждений и ценностей как на причину минорного настроения. Критик изолируется.
  3. Напряжение нарастает. До сих пор вытесненные, бессильные бессознательные желания заявляют о своих правах и тем самым ослабляют защитные механизмы сознания.
  4. На сцену врываются ночные кошмары. Размываются существующие границы сознания и бессознательного ("можно" - "нельзя"). Обостряются противоречия системы убеждений и ценностей, под грузом этих противоречий она перестает существовать как система. Человек задается, например, запретным доселе вопросом, а точно ли, если я буду заниматься мастурбацией, то заболею раком мозга - убеждение разрушено, а вместе с ним - и отрицательная ценность мастурбации. Вытесненное сексуальное желание освободилось.
  5. Появляется угроза утраты смысла отдельной деятельности ("и для кого я пишу эту книжку?"), а в предельном случае - существования в целом ("а если я не писатель, зачем мне жить?").
  6. Для сохранения самоидентичности ("Несмотря ни на что, я все-таки существую") возникает необходимость пожертвовать частью былых достижений. На практике такая жертва выглядит как изменение приоритетов в системе ценностей, в пределе (если Сурт все же "мечет огонь") - как полное разрушение системы и построение новой.
  7. Радость жизни постепенно возвращается (находятся золотые тавлеи)

В моем изложении переживание кризиса выглядит катастрофично. Отчасти это оправдано содержанием мифа - он действительно повествует о некоем "предельном переходе", сопровождающимся всевозможными природными катаклизмами. Однако в психотерапевтической практике не так часто встречаются случаи, когда для решения проблемы клиента требуется коренное изменение его жизненных устоев. Чаще речь о локальном переосмыслении жизненной ситуации, которое также описывается мифом о Последней Битве.

Инсценизация и психотерапевтическое применение мифа. 

Изобилие сюжетных линий мифа о Последней Битве позволяет варьировать его драматическую постановку в зависимости от групповой динамики. В общем виде инсценизация мифа предполагает следующие сцены:

1.     Перебранка и заточение Локи
 2.     Освобождение Локи и выступление обитателей Хель
 3.     Эйнхерии
 4.     Освобождение Фенрира и выступление великанов
 5.     Поединок Локи и Хеймдалля
 6.     Поединок Тора и Ёрмунганда
 7.     Поединок Одина и Фенрира
 8.     Выступление сынов Муспелля
 9.     Поединок Фрейра и Сурта
 10. Гибель мира
 11. Возрождение мира

 Соответственно, список действующих лиц выглядит так:

1.     Локи
 2.    Асы и асиньи (как минимум - Один, Тор, Фрейр, Тюр, Хеймдалль, Фригг, Фрейя, Скади).
 3.     Хель и обитатели Хель
 4.     Великаны и хтонические чудовища (Фенрир, Ёрмунганд)
 5.     Сурт и сыны Муспелля
 6.     Люди
 7.     Асы и люди, остающиеся в живых после Рагнарёка (асы: Бальдр, Хед, Нанна, Вали, Видар, Ньерд, Фрейя, Форсети, Моди, Магни, Труд; люди: Лив и Ливтрасиль).

Пространство организовано в соответствии со схемой миров. В инсценизации мифа задействованы: Асгард, Мидгард, Хель, Етунхейм, Муспелльхейм. Битвы и поединки происходят на специально отведенном для этого пространстве, обозначенном как поле Вигрид.

Поскольку я интерпретирую миф о Рагнарёке как смену ценностных ориентаций и убеждений, мне кажется целесообразным выявить и изучить ценности участников группы до и после мифодрамы. Для этого в психодиагностике и психотерапии существует несколько техник, наиболее известной является методика ценностных ориентаций по М. Рокичу. 

Каждый из участников группы получает набор карточек и таблицу с наименованием ценностей. Каждый участник должен проранжировать ценности в соответствии с их значимостью в его жизни. Ранжирование производится с помощью карточек, результат записывается в таблицу. Время выполнения задания – 15 минут.

Методика Рокича не лишена недостатков, однако это самая оперативная методика выявления системы ценностей из известных мне.

Если работа с мифом о Последней Битве происходит в жанре монодрамы, я рекомендую работать не с ценностями, а с убеждениями клиента. В этом случае необходим четкий контракт на работу, клиент и терапевт должны быть уверены, что они одинаково понимают тему, с которой сегодня работают. Когда контракт заключен, задачей терапевта становится выявление иррациональных убеждений клиента, которые обусловливают его проблему. Иррациональное убеждение выглядит как логическая связка «если (не) - то». Например, «если я не получу эту работу, то я – полное дерьмо», или «если она меня не полюбит, то она - шлюха» и т.п.  За каждым убеждением стоит ценность или система ценностей. В первом приведенном примере можно предположить, что за убеждением стоят такие ценности (по Рокичу), как «интересная работа», «продуктивная жизнь» и «уверенность в себе».

Но вернемся к социодраматической мифодраме. После выявления индивидуальных ценностей асы должны сформировать групповые ценности, хотя бы для того, чтобы Локи было что атаковать. 

Формирование групповых ценностей можно оформить по-разному, например, можно раздать асам карточки с ценностями, декларируемыми в «Перебранке Локи». По моему разумению, основополагающей ценностью асов является «единство сообщества», которая символизируется Одином. Так же из «Перебранки» можно выделить такие ценности как: «верность семье» (для женщин), «личная смелость» и «мужественность» (для мужчин), справедливость, любовь, творчество. Группе нужно предложить выбрать носителей этих ценностей и дать им время для того, чтобы они могли раскрыть их содержание.

Другой способ формирования групповых ценностей предполагает использование терминальных ценностей участников группы. Каждый из асов предлагает три наиболее значимые ценности из своего списка, и группа в течение 10 минут договаривается о том, какие ценности будут признаны всеобщими. Эйнхерии подобным образом формируют инструментальные ценности, которые должны помочь им защищать терминальные ценности асов.

В любом случае, асы должны сформировать сообщество, объединенное общими ценностями. Взаимосвязь ценностей обозначается ленточками, которые держат носители ценностей. Например, Один как носитель «единства сообщества», соединен ленточкой с Фригг, олицетворяющей «верность семье» и с Тором, олицетворяющим «личную смелость». Способ, которым асы сгруппируют ценности – хороший социометрический критерий. 

Локи участвует в формировании сообщества, но по инструкции, которую он получает от ведущего, он должен при этом обдумывать, как можно будет фальсифицировать ценности асов и разрушить сообщество. Эйнхерии, как защитники Асгарда, формируют свою позицию, обосновывающую справедливость существующего мироустройства.

В это время обитатели Хель и великаны обсуждают в своих подгруппах план атаки на асов. Директор должен напомнить им, что обитатели Хель недовольны тем, как асы распределяют блага среди людей. Претензии ётунов носят  общий характер, они не признают само право асов на существование.

После того, как все группы подготовились, начинается перебранка асов и Локи. Энергетика этой сцены зависит от подготовленности асов и изобретательности Локи. В общем виде, задачей Локи является дискредитация декларируемых асами ценностей. Эта цель может быть достигнута, если Локи удастся уличить асов в противоречивости их позиции. Когда это удается, Локи разрезает ленточки, связывающие асов между собой. Чтобы на сцене во время перебранки не возникало хаоса, можно провести ее в форме упражнения "Горячий стул". Асы по одному садятся на стул, Локи может задать любые вопросы, касающиеся того, насколько участник в реальной жизни реализует декларируемую ценность. Ведущий ставит условие: отвечающий не должен лгать, в случае, если он не хочет отвечать, он может отказаться от ответа. Но если он отказывается от ответа 3 раза, декларируемая ценность считается дискредитированной. Великаны и обитатели Хель могут задавать свои вопросы, дублируя Локи. Общее число вопросов, заданных одному участнику, не должно превышать десяти.   

Заточение Локи - важная в психологическом плане сцена. Она завершает перебранку и фокусирует противоречия между обитателями различных миров. Асов, великанов и обитателей Хель необходимо расспросить о том, что для них изменилось; каковы их планы на будущее; как они относятся к обитателям других миров.

Нужно сказать, что "Перебранка Локи" может быть проведена как самостоятельная мифодрама, разогревающая группу на осознание  ценностей и работу по их изменению.

Поскольку следующая сцена - это выступление обитателей Хель, психологически и мифологически верно, чтобы именно они освободили Локи. После этого они строят Нагльфар, Корабль Мертвых, кормчим которого становится Локи. 

Сражение обитателей  Хель с эйнхериями я провожу в режиме переговоров, исход которых оценивают судьи, выбранные из числа асов, великанов, людей и сынов Муспелля. Темой переговоров является справедливость в распределении пожизненных и посмертных благ. Аргументация обеих сторон должна быть обдумана на подготовительном этапе. Исходом переговоров может быть победа эйнхериев, обитателей Хель или ничья. В жанре монодрамы и психодраматической мифодрамы можно провести "апелляционный суд", на котором группа присяжных разбирает справедливость приговора Одина  в отношении "истца" - обитателя Хель.

Затем против асов выступают етуны. Обычно я просто опрашиваю великанов о том, какие претензии они имеют к асам, и прошу выставить своих "поединщиков" - Ёрмунганда, Фенрира и Локи. Против них выходят, соответственно, Тор, Один и Хеймдалль.

Первый поединок, который я инсценирую - это схватка Локи и Хеймдалля, она проходит в форме психодраматической встречи. Для проведения встречи необходимо определить конфликт, например, причины заключения Локи. Локи говорит о своих чувствах в связи с этим, затем Локи и Хеймдалль меняются ролями и "Хеймдалль" в роли Локи должен в точности повторить то, что ему было сказано. Затем они снова входят в свои роли, и Хеймдалль отвечает Локи. Локи из роли Хеймдалля повторяет ответ так, чтобы Хеймдалль был уверен, что он услышан. Обмен ролями повторяется до тех пор, пока конфликт не будет разрешен, или стороны не признают бесперспективность дальнейших прений. Согласно мифу, конфликт не может быть разрешен посредством компромисса, поскольку его предмет - власть, проявляющаяся в постоянном влиянии на Одина - неделим. Однако некоторые миролюбивые участники группы оказываются склонны пойти на мировую. С моей точки зрения, им не стоит в этом мешать, но группу необходимо опросить: что для асов означала бы потеря Хеймдалля, а для великанов - потеря Локи.   

Для инсценизации поединка Тора и Ермунганда я применяю техники, во-первых, основанные на силовом противоборстве, во-вторых, предполагающие отстаивание своих границ. Например, Тор защищает границы Асгарда, а Ермунганд пытается их нарушить. Если физические  силы участников не равны, можно исключить силовое взаимодействие: стоя друг напротив друга, участник должен заставить противника потерять равновесие, воздействуя только на ладони рук. После «гибели» обоих участников сыновья Тора получают его молот. В жанре монодрамы Тор «завещает» молот своим сыновьям.   

Битва Одина с Фенриром, на мой взгляд, самая значительная сцена во всей военной компании великанов. С гибелью Одина сообщество асов теряет системообразующий фактор и перестает существовать как система. Для драматической постановки этой сцены я прошу асов придумать метафору того, что для них будет означать потеря Одина, и инсценирую эту метафору. (Такой способ применим и в отношении других поединков). Иногда встречаются метафоры, описывающие катастрофу: обрушение здания в результате террористического акта, крушение самолета, но чаще метафоры связаны с потерей одного элемента системы: корабль без паруса, человек без хребта и пр. Одной из запомнившихся мне метафор гибели Одина был дефолт 1998 года.  После «гибели» Одина его сын Видар убивает Волка.    

Войну великанов с асами можно также инсценировать с помощью игры в тавлеи. Для этого требуется достаточно многочисленная группа (25 человек), правила игры я опишу ниже.

После гибели Одина наступает время выступить сынам Муспелля. Их необходимо расспросить о причинах вступления в войну и обрушить мост Биврёст, связывающий Асгард и Мидгард, после чего должен состояться последний поединок, поединок Сурта и Фрейра. В соответствии с собственной интерпретацией, я обставляю этот поединок не как единоборство, а как жертву. Безоружный Фрейр объясняет мотивы своего поступка, Сурт объясняет мотивы, по которым он уничтожает мир.

Сцену "Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь мир" я рекомендую поставить буквально. В полевых условиях можно зажечь костры, обозначающие Асгард, Мидгард, Етунхейм, Хель, Альвхейм и Свартальвхейм. В помещении, соблюдая технику противопожарной безопасности, можно сжечь листки бумаги, обозначающие соответствующие миры. После "пожара" должно остаться чистое пространство. Пока огонь горит, ведущий сопровождает гибель миров прочувствованной речью о неизбежности перемен, текст которой следует приготовить заранее. Сцена заканчивается кратким интервью с каждым из участников.

Затем участники группы тщательно снимают роли с себя и друг с друга, и приступают к Возрождению Мира. Поскольку смысл этой сцены состоит в спонтанной импровизации, ведущий должен провести ее в жанре свободной мифодрамы. Его вмешательство в действия участников ограничивается распределением ролей (обязательно участвуют боги нового поколения и люди, решение об участии остальных персонажей принимает группа), и краткой инструкцией о том, что боги и люди должны построить новый мир. По завершении строительства ведущему необходимо  убедиться в том, что каждому участнику группы уютно в этом мироздании.      

Построив новый мир, асы находят в траве золотые тавлеи и начинают игру. Если позволяет численность группы (в игре участвуют не менее 25 человек), мифодраму хорошо закончить этой техникой. Участники группы размечают на полу "доску", становятся в начальную позицию и играют согласно правилам. При этом участники команд могут сами организовывать свои действия, или выбрать из своей среды игрока, который будет ими руководить. Ведущий следит за соблюдением правил.



Copyright Леонид Огороднов © 2017